Общество «Говорят, мы прячем людей, чтобы потом искать» — будни отряда Кости Долгова

«Говорят, мы прячем людей, чтобы потом искать» — будни отряда Кости Долгова

«Весной к нам пришла девочка, мы её сами искали два года назад, она уходила из дома. Сейчас повзрослела и захотела нам помогать».

За пять лет существования поискового отряда имени Кости Долгова в Забайкальском крае добровольцы научились жить не по распорядку. Горячая линия работает круглосуточно, рюкзаки с фонарями всегда лежат на видном месте. Звонок, несколько минут на сборы, все на месте. Знакомыми и незнакомыми маршрутами прочёсывают километр за километром, кричат, зовут, не спят. И выдыхают: «Найден, жив». Координатор отряда Константин Мухомедьяров рассказал о работе тех, кто ищет и находит.

История отряда началась в 2014 году. В апреле 2014 года в посёлке Карповка бесследно пропал семилетний мальчик. Двое суток его искал весь город. И 18 апреля замёрзшего ребёнка на берегу ручья обнаружили читинец Денис Широбоков и супружеская пара. После этой трагедии Денис решил создать поисковый отряд и назвать его именем погибшего мальчика.

Координатор поискового отряда имени Кости Долгова Константин Мухомедьяров

— Расскажи, каким был этот год для отряда?

— Плодотворным. Были поиски активные, успешные. Конечно, некоторые люди не были найдены. Но год всё равно был немного полегче предыдущего. Начало было тяжёлым в связи с пожарами, работали с гуманитарной помощью. В прошлом году грибников терялось больше, обычных людей терялось больше, чрезвычайная ситуация с наводнением был тяжелее.

— Зависит ли ситуация с пропажей людей от времени года?

— Весна — осень – это обострение у людей, больных шизофренией. Лето – это всегда ягоды, грибы, люди теряются в лесу. Зимой поспокойнее. Но зимой подростки убегают часто у нас.

— Сколько человек у вас в отряде?

— Костяк активный около 30 человек, всего порядка 100.

— Это только в Чите?

— Открылось у нас подразделение в городе Шилке. Там сейчас насчитывается около 15 человек. Они вступили к нам весной, у них потерялся молодой человек. Они его нашли спустя 10 дней замёрзшим, поняли, что не всегда полиция может справиться с этими задачами, нужна помощь, в первую очередь, родственникам. И решили создать отряд. В Краснокаменске открылся штаб, там человек пять, наверное.

Фотографии добровольцев Забайкальского края в офисе "Союза добровольцев России"

— А вообще в отряд какие люди приходят?

— От 18 лет. Большая ответственность во время поисков лежит на плечах добровольцев, координаторов. Поэтому несовершеннолетних в отряд не принимаем. Средний возраст около 30 лет, но есть и те, кому за 50, за 60 лет. Они нам полезны в штабе, ведь не потащишь 60-летнего мужчину по лесам и сопкам.

1 из 2

— Зачем они начинают заниматься поисками? Все действительно хотят помогать?

— Ситуации бывают разные. Наш координатор в отряд пришёл после того, как у него пропал брат. Ребята из отряда помогли ему найти его, он понял, что может быть полезен. Весной этого года к нам пришла девочка. Мы её сами как-то искали два года назад, она уходила из дома. Сейчас повзрослела и захотела нам помогать, активно участвует в поисках. Была уже и на сложных поисках в тайге в Петровск-Забайкальском.

1 из 3

— А вы всех людей ищете?

— Да. Кроме преступников. Ищем людей, которые без вести пропали, вне зависимости от возраста, пола. Особенно детей, пожилых людей, больных в первую очередь стараемся отрабатывать.

— Психологически тяжело это? Не всегда ведь знаешь, найдётся ли человек живым.

— Да, нелегко. Не только по причине, что человека найдём погибшим, но и когда на протяжении нескольких суток ребята ищут, не едят, не спят. Нет зацепок, пропадает стимул, появляется психологическое напряжение. Приходится ребят подбадривать.

— Правоохранительные органы стали к вам серьёзнее относиться?

— Да, конечно. У нас подписаны соглашения с МВД по Забайкальскому краю, со следственным комитетом, с МЧС и поисково-спасательными службами. С ними поддерживаем связь, если нужна помощь, обращаемся мы к ним или они к нам.

— Часто слышите критику в свой адрес? Какие-то нелестные отзывы, комментарии?

— Да, есть и такое. Одни пишут, что мы мошенники, воруем людей, прячем их, затем ищем, чтобы сказать, какие мы молодцы. Я понимаю, если бы такое увлечение у нас было — красть людей, когда на улице благоприятная погода (смеётся). Но когда зима на улице, хочется спать, время 2–3 часа ночи, а ты или в степи, или в лесу. Я бы в это время лучше дома поспал.

Есть и те, кто пишет, что мы тратим какие-то деньги отряда, которых у отряда и нет. Только пожертвования и членские взносы. Транжирить эти деньги, когда не хватает, чтоб заправить машину и увезти добровольцев на поиски, нецелесообразно. Наоборот, стараемся каждую копейку беречь. Злые языки есть, желаем им здоровья, пусть дальше нас веселят. Смеёмся, они нам жизнь продлевают.

— Власти помогают?

— В этом году нас губернатор поддержал деньгами на бензин. Мы всё лето с мая по сентябрь выезжали на поиски во все районы, зная, что у нас есть деньги на топливо.

Временно исполнявший на тот момент обязанности губернатора Забайкальского края Александр Осипов в декабре 2018 года пообещал найти способ наделить дополнительными полномочиями поисковый отряд имени Кости Долгова, чтобы у того была возможность искать людей на частных объектах.

— С какими проблемами сталкивается отряд чаще всего?

— Часто люди не хотят обращаться в полицию, когда пропал близкий человек, репутацию не хотят испортить, кто-то боится постановки на учёт. Бывает, к сожалению, когда в дежурной части отказываются принимать заявление со словами «приходите через 3 дня». Они должны принять заявление, не нужно быть близким родственником, чтобы обратиться в полицию.

— Расскажи про конкурс Доброволец России. Что помогло победить?

— Даже сам не знаю. Наверное, поддержка нашего общества, друзей с края и не только с края. Для меня это было чудо, с первого дня подачи заявки не верил, что попаду даже на сам конкурс, уже тем более, что стану победителем. Организаторы давали задания. Мы одно выполнили, два нет, как раз у нас были поиски в это время. Надо было провести акцию и снять какой-то ролик. Когда узнал, что попал в полуфинал, был удивлён. За день до награждения узнал, что победил.

— Что дали за победу?

— Мы писали проект. Указали там дорогостоящее оборудование – дальнобойные фонари, спутниковые телефоны, навигаторы, тепловизоры и многое другое. По словам организаторов, деньги должны будут перечислить до марта. Ещё подарили кубок в виде бумеранга - символ того, что добро всегда возвращается. Не пробовал его запустить, правда, он стеклянный.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления