Забайкальскому краю нередко случается лидировать в различных антирейтингах по уровню бедности, качеству жизни, преступности. Существенная часть забот по исправлению ситуации ложится на плечи регионального министерства труда и социальной защиты. В мае 2019 года его возглавила Инна Щеглова, которая сразу объяснила, почему нужно жить в Забайкалье. Мы встретились с министром спустя 9 месяцев после назначения и поговорили о бедности, выплатах, рабочем графике и семье.
Отголоски демографической ямы 90-х
- В 2019 году смертность превысила рождаемость. С чем это связано?
- Эта история должна была когда-то начаться. Вся Россия в естественную убыль ушла достаточно давно. Забайкальский край же в последние 3 года и в принципе всегда характеризовался естественным приростом населения.
Связана убыль с тем, что незначительно увеличилась смертность населения. На 30 человек умерших было больше в 2019 году, чем в 18 году. Естественная убыль сформировалась из того, что ожидаемые прогнозы рождения не сбылись, потому что в 2019 году родилось всего 12,5 тысячи детей, а это почти 1,03 тысячи человек меньше. Как только рождения падают, даже если смертность остаётся на том же уровне, формируется естественная убыль населения.
Число женщин фертильного возраста уменьшилось, особенно в возрастной группе от 20 до 24 лет, возраста, когда женщины рожают первого ребёнка. Это связано с тем, что в фертильный возраст вступают те дети, которые были рождены в 90-х годах. В это время у нас был серьёзный демографический провал. Этих детей сейчас очень мало. По большому счёту, это одна из основных причин снижения рождаемости.
У нас стабильно идут третьи рождения. В этом году тоже отмечаем рост третьих рождений. Исходя из этих всех событий, государство и приняло ряд мер для поддержки рождаемости. Объём финансовых затрат колоссальный – более 1,5 миллиарда рублей только в Забайкальском крае. Я думаю, что меры, введённые в 2019 году, дадут плоды в 2020–2021 годах. Демографическая яма должна закончиться в 2024–2025 годах. Как раз к окончанию тех демографических мер, которые предприняты государством.
- Что касается несовершеннолетних мам. ЗАГС Забайкалья говорил, что в этом году снизилось их количество. Есть такая информация?
- Таких данных у нас нет, но тенденция сокращения численности несовершеннолетних мам, вероятно, идёт по причине того, что ведётся серьёзная работа по профилактике семейного неблагополучия. Чаще ведь несовершеннолетние мамы – это девочки из неблагополучных семей, которые не учатся в школе, возможно, находятся без присмотра. Учитывая, что комиссия по делам несовершеннолетних, которая существует в крае, достаточно серьёзно относится к этому вопросу, снижается количество этих мам.
- Уже февраль. Итоги прошлого года во многих сферах подведены. Какие проекты в социальной сфере реализованы успешно?
- Мы в министерстве ответственны за реализацию главного нацпроекта «Демография». В него включены пять региональных проектов, в двух из которых мы являемся участниками. Остальные относятся к министерству спорта и министерству образования, здравоохранения и так далее. Проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» — финансовая поддержка на детей всей очерёдности. Объём финансовых ассигнований, который нам довели, исполнен более чем на 90%.
У нас не использован в полном объёме региональный материнский капитал на второго ребёнка, 630 семей воспользовались этой возможностью.
- Почему так получилось?
- Этот материнский капитал составляет чуть больше 135 тысяч. Ограничения, связанные с его использованием, накладывают отпечаток. До наступления 3 лет ребёнку его можно использовать только на приобретение жилого помещения, взяв ипотеку в новом строящемся доме — стоимостью наверняка выше, чем может позволить себе семья со вторым ребёнком. Поэтому большинство семей ждут до исполнения ребёнком 3 лет, тогда могут воспользоваться одномоментно и региональным материнским капиталом – 135 тысяч рублей, и федеральным – 435 тысяч рублей.
Кстати, в этом году с введением дальневосточной ипотеки под 2%, немного улучшилась ситуация. За январь у нас уже 127 обращений, в то время как за прошлый год – 637 обращений за 12 месяцев.
Думаю, что эта мера тоже заиграет у нас. Тем более, принято решение на уровне Российской Федерации об увеличении федерального материнского капитала до 616 тысяч рублей. Наш региональный материнский капитал составляет 30% от федерального. Когда будут внесены изменения в федеральный, наш тоже увеличится. Если всё это вместе сложить, можно существенную часть ипотечного кредита погасить.
Предпенсионеры
- Это поддержка молодых семей. А какие меры есть для предпенсионеров?
- Ещё один проект, который закреплён за нами, это «Старшее поколение». Мы приобрели автомобильный транспорт для перевозки пожилых граждан и инвалидов. Там, где есть проблемы при доставке на процедуры, диспансеризацию, теперь либо мы приезжаем к ним на дом со всем комплектом, либо собираем группу и вывозим в районный центр. Приобрели 12 таких автомобилей.
Сюда же относится и обучение граждан предпенсионного возраста. В этом году у нас вместо 364 человек обучились более 900. Почти 90% трудоустроены по результатам прохождения профессионального обучения. У многих было беспокойство, что пенсионный возраст увеличили, здоровье многого уже не позволяет, другой специальности нет. Этот вопрос был решён. Если они трудились на опасных каких-то работах, к примеру, на железной дороге, могли отучиться, к примеру, на водителя.
В этом году включается дополнительная мера. Раньше обучали от 55 лет, теперь обучать будем с 50 лет.
Вы работаете с общественниками?
- Конечно. У нас много общественных организаций, которые занимаются благотворительностью, это, к примеру, Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации. Добровольцы с нами работают. Очень много работаем с Детской деревней Александра Тылькевича. «Пчёлка», которая организует мероприятия по жизнеустройству детей. Без общественников сейчас никак. Практически все слои так или иначе мы отслеживаем.
Рустам Байраков, у которого зал тайского бокса, пришёл, говорит: «Инна Сергеевна, могу тренировать детей, которые находятся в учреждениях, чтобы они научились себя защищать. Только привозите, буду заниматься бесплатно». Привозим, тренируются бесплатно.
Отдельные благотворители собирают подарки на Новый год, оказывают какие-то услуги.
- Как-то вы обмолвились, что люди станут жить до 67 лет без диагнозов. Насколько мы к этой цифре приближаемся?
- Продолжительность жизни здоровой до 67 лет – перспектива 2024 года. Чтобы понимать, как мы к ней движемся, надо понимать, как считается этот показатель. На сегодняшний день методика подсчёта этого показателя ещё не определена. Пока статистически этот показатель за 2019 год не выведен. Вся статистика появится в апреле.
- Перед Новым годом была такая акция, когда детей из учреждений для сирот забирали в семьи на каникулы. Развернулась бурная дискуссия по тому, правильно ли это. Как вы к тому вопросу относитесь?
- Гостевой режим существовал всегда. Его можно оформить не только на период каникул, в любой момент ребёнка можно взять в семью на период до 3 месяцев, если пройти все необходимые процедуры и получить разрешение.
Вызвало резонанс, что якобы поиграют с детьми и бросят. Дети, которые находятся в учреждениях, готовятся к гостевому режиму профессионалами-психологами. И они понимают, что не всегда они могут получить семью. И если это не случается, с ними тоже работают психологи.
Наша задача – привлечь как можно больше людей, которые потенциально могут быть наставниками этим детям. Если не практиковать гостевой режим, у нас может не получиться устраивать в семьи детей в том количестве, как сейчас. За год в семьи забирают 1–1,2 тысячи детей.
- Почему у нас в крае исчезли детские дома, а появились центры для детей, оставшихся без попечения родителей?
- Принципиальное значение имеет название учреждения. Детский дом и детдомовец – эти названия надо искоренять из сознания. Дети себя чувствуют ущербно, когда говорят, что они из детского дома. У нас есть задача не просто одеть и обуть детей, но и реабилитировать и социализировать. Мы в центрах и вяжем, и шьём, и поём, и выжигаем, и на футбол ходим. Наша функция – ещё и воспитательная.
Лидеры в ДФО по уровню бедности
- Сколько у нас в крае бедных людей?
- Бедных, к сожалению, достаточно много. Мы остаёмся лидерами на Дальнем Востоке по уровню бедности населения. В 2018 году показатель составлял 21,5%. По большому счёту, это каждый пятый гражданин Забайкальского края. Считается следующим образом: если у человека среднедушевой доход в семье ниже прожиточного минимума, то он попадает в категорию бедного населения.
Обычно получают зарплату папа и мама, к примеру, по 40 тысяч рублей. Общий доход – 80 тысяч. Рождается третий ребёнок, мама уходит в декретный отпуск, 40 тысяч рублей мы отнимаем. Остаётся доход папы и дополнительные выплаты. А в семье пять человек. Поделим, прожиточный минимум не получается. Поэтому львиная доля – 40% - бедного населения как раз приходится на семьи с детьми. Кроме того, сюда же относятся пенсионеры.
Простыми мерами здесь не справиться. Вопрос в большей степени к тому, чтобы в Забайкалье были рабочие места с достойной зарплатой. Меры социальной поддержки, пособие от 3 до 7 лет – всё это должно сложиться, чтобы на душу в домохозяйстве приходилось выше прожиточного минимума. По итогам 2019 года всё же наблюдается снижение уровня бедности.
Женский взгляд в работе
- Когда вы пришли на пост главы министерства, говорили, что посмотрите на всё с женской стороны. Что в итоге получилось?
- С женской стороны, во-первых, на организацию работы в детских учреждениях. Мне было важно, чтобы каждое учреждение занималось воспитанием детей. Я не могу сравнить, насколько было и насколько стало. Мы заботимся о том, чтобы у детей был занят досуг. Во всех учреждениях должны быть домашние условия – повешены шторы, есть шкаф, стул, стол. Но в некоторых учреждениях этого не было. Не было программы занятости для взрослых.
Теперь даже психо-неврологические интернаты подключились ко всеобщему движению, к тому, что не люди ради нас, а мы ради людей. Проводятся косметические ремонты, делаются условия, приближенные к домашним. Расширился рацион. Говорить о каких-то итогах после 6 месяцев – очень преждевременно. Думаю, результат будет виден не меньше, чем через два года.
- История про детей, найденных в заброшенном доме. Для чего была поездка на «Прямой эфир»?
- С семьёй проводилась большая работа, на самом деле. И в случае отсутствия кого-либо из представителей власти на передаче лёгкие комментарии могли бы показать ситуацию в ином свете. Моя задача была рассказать обо всей той механике, которую мы осуществляем в Забайкалье при работе с такими семьями. Нельзя было остаться в стороне.
Кто-то бы сказал, что власти побоялись. Сейчас общество разделилось – зачем поехала, и хорошо, что поехала. Здесь золотой середины быть не может. Принято решение участвовать, рассказать и, главное, найти союзников в помощи семьям. Было много тех, кто заинтересовался семьёй и хотел помочь.
Теперь у нас очень конструктивный диалог с самим общественником Евгением Фёдоровым. Он нас подвиг на очень хорошую идею. Мы для себя определили, что никто из близлежащих населённых пунктов не увидел, что там есть эта семья. А, может, и видел, но не знал, куда обратиться. Мы сделали горячую линию как раз для таких случаев. Человек может бесплатно позвонить, сказать, что по такому-то адресу ребёнок находится в опасности. Специалисты приедут.
Семья, друзья, увлечения
- Вы со стороны смотритесь очень сдержанной. Какая вы за пределами министерства?
- В жизни я достаточно активный человек. У меня много друзей. К сожалению, с рабочим графиком почти не удаётся с ними встретиться. Я люблю большие коллективы. Мне нравится, что у меня на работе большой коллектив.
Учитывая, что я последние 4 года занимаю руководящие должности, стараюсь быть очень сдержанной, а сын берёт с меня пример. Я очень люблю выезжать на природу, активно проводить время. В позапрошлом году с ребёнком решились на сумасшедший рекорд. Мы пошли в конный поход на целый день. Я очень люблю лошадей. Мне кажется, если бы было время, каждую неделю бы ездила.
- А позволяет рабочий график время семье уделять?
- Если хочешь отдавать больше времени семье, то такую должность ты в принципе не имеешь право занимать. Я делаю один единственный день – воскресенье, когда мы собираемся всей семьёй у моей мамы на семейный ужин. В течение недели я стараюсь пару раз с семьёй посещать родителей. Пусть ненадолго, но тем не менее.
Сыну 14 лет, ему нужно больше внимания. Мы с ним мало куда выходим, но если суббота-воскресенье получаются свободными, мы с ним вдвоём дома.
А вообще всегда была мечта купить свой дом и выращивать цветы, иметь много детей.
- Нередко можно услышать, что женщины-чиновницы как раз должны быть примером и рожать много детей.
- Этот вопрос спорный. Женщине на государственной службе родить ребёнка только потому, что это нужно обществу – неправильно. Ребёнку нужно уделять внимание. А при таком режиме отдать его на воспитание мужу, бабушке, эта история неправильная.
- Часто после работы задерживаетесь?
- У нас рабочий график достаточно плотный. Я начинаю работать в 8 утра и раньше 10 вечера не получается освобождаться. Система сама по себе сложная, порой приходится решать вопросы и в ночь. Не только у меня такой рабочий режим.
- Семья адекватно воспринимает ваш график?
- Честно говоря, не знаю. У нас в семье матриархат (смеётся). Главное же, приготовлено, убрано, поглажено. Пока, слава богу, вещи за дверь никто не выносит.