Четырнадцатилетний подросток школы №22 Читы 21 февраля распылил в классе перцовый баллончик. Сотрудники школы эвакуировали 300 детей. Парень объяснил это тем, что год терпел издевательства от учителей из-за одежды и фиолетовых волос. Противоречие — дети хотят самовыражаться, а учителя уверены, что форма в школах Читы должна быть строгой.
Активист Евгений Фёдоров написал на своей странице в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация), что подросток год терпел издевательства из-за внешнего вида: «То рубашка не та, то цвет костюма не такой, то с урока выгонят из-за кроссовок, сегодня перед всем классом выставили на посмешище из-за причёски».
Социальный педагог школы объяснила Фёдорову, что школьник никогда не обращался к ним из-за травли, а мама ребёнка никак не пыталась выйти на руководство школы для решения конфликта. При этом, как мы видим, обратилась к общественности.
Кто нарушитель?
Оказалось, в школе есть положение о внешнем виде учащихся, которое приняли в 2017 году. Там расписаны требования к повседневной и парадной форме. Главное — деловой стиль.
«Обучающимся запрещается появляться в образовательном учреждении с экстравагантными стрижками и причёсками; волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки; ярким маникюром и макияжем, с пирсингом. Аксессуары, массивные украшения (бусы, броши, серьги, кольца, ремни с массивными пряжками) в школу носить запрещено. Также запрещается использование аксессуаров, выдающих принадлежность к той или иной субкультуре», — говорится в положении.
Заместитель директора по учебной работе в разговоре с корреспондентом ИА «Чита.Ру» рассказала, что ученики периодически нарушают эти правила, как и главный герой с фиолетовыми волосами, а учителя делают им замечания, но речи о конфликтах и травле раньше не было.
Подросток, кроме того, что не соблюдал требования к форме, мог прийти в спортивной одежде после физкультуры, ещё и распылил баллончик. После этого восемь человек обратились к медикам. К проверке подключился комитет образования. Руководство школы уверяет, что конфликт исчерпан и мальчик продолжает учиться, но проверка продолжается.
Школьные реалии
После разговоров с учителями и учениками разных школ Читы, я поняла, что мнение о форме разделились. Подростки говорят, что цветные волосы, яркий значок на пиджаке или кроссовки со строгим платьем — способ показать свою индивидуальность, когда ты носишь форму. А преподаватели уверены, что одинаковая форма позволяет убрать социальные, имущественные и религиозные различия между детьми.
Дети уверены, что подростковый возраст — время, когда они могут позволить себе эксперименты с цветом волос и со стилем. Родители чаще всего сегодня позволяют это, но бывают и исключения: кому-то вольности во внешнем виде допускаются только на каникулах.
«Я обычно не могу дождаться лета, чтобы взять и покрасить волосы. Например, в розовый. В 2019 году так делала, а когда пошла в школу, обстригла их», — поделилась ученица одной из школ города.
Другая решилась на эксперимент во время учёбы. Покрасила волосы в синий цвет, но на следующий же день её вызвали к директору, «прочитали лекцию и напомнили про регламент», а потом просто попросили так не делать больше.
Парни тоже «бунтуют» с формой. «Я долго ходил с длинной чёлкой, а потом меня остановили в коридоре и заставили состричь», — рассказал ученик читинской гимназии.
«У нас часто гоняют за кроссовки, могут прямо на уроке учителя отчитать, но я их понимаю. Им за нас потом от руководства прилетает, есть же регламент», — объяснил старшеклассник.
Начальник отдела общего образования комитета образования Читы Елена Тамаровская рассказала, что во многих школах Читы руководство вернулось к форме советского образца: тёмное платье и фартук для девочек, тёмные костюмы и светлые рубашки для мальчиков. Она существует для устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися, для предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками, а также для укрепления общего имиджа школ.
«Хочется напомнить, что внешний вид и одежда обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер», — уточнила Тамаровская.
Все требования к форме согласовываются с руководством школы и родителями.
Ученики говорят, что в последнее время учителя стали более терпимо относиться к их желанию выделяться, всё зависит от строгости преподавателей: кто-то может пожурить в коридоре за кроссовки, другой сделает комплимент новому маникюру и цвету волос, а другой и вовсе расскажет байку про свои эксперименты.
Дети считают, что все в школах знают требования к форме, поэтому не конфликтуют из-за этого. А нарушают осознанно — потому что иногда хочется.