Таксисты Читы во время карантина оказались практически бесправными. Теоретически они могут продолжать возить пассажиров, только у более 80% таксистов города нет разрешительных документов на работу. И здесь проблема в многолетней рабской схеме отношений между службами заказа и водителями. К тому же теперь количество заявок сократилось в 5-6 раз. Председатель городской профсоюзной организации таксистов Игорь Сарапулов рассказал ИА «Чита.Ру», почему таксисты стали пленниками пандемии.
- В период коронавируса мы просто оказались в подвешенном состоянии: можно нам работать или нельзя? Если можно, то с нас будут спрашивать разрешения, которых у большинства по целому ряду причин нет. Службы заказа никакой ответственности не несут. Они оказывают лишь информационные услуги — связь между потенциальным пассажиром и водителем. Так себя позиционируют. За все издержки и проблемы отвечает водитель.
- То есть, каждый решает сам — ездить сейчас или не ездить?
- Можно сказать, что так. Конечно, на свой страх и риск. Если остановят, как доказать, что ты таксист и не нарушаешь режим? Разрешительную документацию, лицензию практически никто не оформляет. Службы заказа никакой ответственности не разделяют. Водители загружают приложение и едут. И это одна из основных проблем, которую надо срочно решать.
- Как это можно сделать?
- Запретить службам заказа выдавать заявки тем, у кого нет разрешения работать в такси, нет лицензии. Дать два месяца каникул, чтобы люди успели оформить документы. Но для этого нужен региональный закон, который, наконец-то, регламентировал бы весь этот серый рынок. Вот сейчас президент сказал, что должна сохраняться у людей зарплата в период карантина. А мы-то как? Наш заработок складывается от ежедневной работы.
Надеюсь, что органы власти не побегут в срочном порядке устраивать рейды, а, наконец-то, прислушаются к самим участникам рынка перевозок и пойдут на контакт.
- Почему сейчас так мало таксистов оформляют разрешения?
- Потому что службы заказа не дают практически никаких привилегий тем, кто работает с разрешением. Попросту, невыгодно. Даже издержек оказывается больше: страховка на такси стоит дороже, плата за само разрешение, техосмотр, медосмотр. Никто не хочет усложнять себе жизнь. Сейчас спросите 10 любых водителей, — и у девяти из них на телефоне будет установлено приложение «Максим», через которое периодически они принимают заявки и подрабатывают вечерами и в час пик. При этом забирают часть зарплаты тех, для кого эта работа — единственный источник заработка.
- Так не должно быть?
- Нет, конечно. Представьте, я пришёл на вашу работу, написал текст, который вы планировали сделать сами, после чего вы заработали на 20% меньше. Это, конечно, условный пример. Но почему-то в такси считается нормой загрузить себе приложение и хватать заявки два часа в день после своей основной работы. А ведь наш заработок складывается из крупиц. Днём порой мы простаиваем по часу, по полтора, а потом к вечеру, когда пошли заявки, сразу откуда ни возьмись не таксисты их разбирают. Поэтому и нужно, отчасти, их отсеять. Грубо говоря, чтобы не весь город у нас работал в такси.
- А будет хватать водителей?
- Да. У них сократится время простоя. Конечно, это может привести к росту цены за проезд. К этому надо быть готовым. Но сейчас цена на услуги такси заниженная. Днём часто развозим студентов. Четверо скидываются по 25 рублей и едут по домам. Дешевле, чем в маршрутке. Водителям приходится работать по 14 часов, чтобы иметь хоть какой-то заработок. Ведь содержание автомобиля тоже на плечах таксистов. И это далеко не только бензин — замена масла, запчасти, ремонт, мойка.
- У вас есть контакт с региональными властями?
- Когда мы создали профсоюз, у нас мгновенно изменился статус. А то порой придёшь к руководству, а там в ответ: «А ты кто такой?» Сейчас, конечно, на нас посмотрели по-другому. Мы обратились в минтранс с просьбой провести рабочую трёхстороннюю встречу между нами, представителями служб заказа и региональными властями. Нужно прийти к общему решению. Тем более сейчас, когда с коронавирусом положение таксистов ещё больше обострилось.
Люди остаются без работы. Нужно продумать варианты помощи. Например, такси могли бы развозить одиноких и пожилых людей за теми же продуктами или в расчётные центры. Это безопаснее, чем пользоваться общественным транспортом. Обязать машины после каждой поездки обрабатывать. Но здесь нужно соглашение между правительством и нами, чтобы оформить дисконты.
Профсоюз работников жизнеобеспечения написал письмо на имя губернатора региона, куда, в том числе, включил пункт о разрешении работать таксистам в период самоизоляции.
- Таксисты активно включаются в работу вашего профсоюзы?
- Да, включаются, но, наверное, не так активно, как хотелось бы. Главная наша идея — объединить таксистов города. Но пока большинство из них предпочитают быть диванным войсками и воевать в чатах. Встать, делать и менять не хотят. Но мы намерены пусть маленькими, но шажками двигаться в ту сторону, где профессия таксиста имеет уважительный статус. Где водители ездят с разрешениями. Где службы заказа прислушиваются к своим работникам, а не закрывают им рты блокировкой. Где даже в таких сложных ситуациях, как сейчас, про таксистов не забывают.