Одной из наиболее пострадавших отраслей во время пандемии коронавируса признаны авиаперевозки. Вместе с ними пострадали и миллионы пассажиров, у которых «сгорели» билеты. Большинство авиакомпаний приостанавливали возврат средств за билеты, предлагая туристам ваучеры. Они действительны год и покрывают стоимость билета. Многие отказываются и ждут возврата денег.
«С 18 марта у нас начали сдавать билеты. Но пока деньги никто не получил. Все авиакомпании приостановили выдачу средств. Предлагают ваучеры», - сообщили ИА «Чита.Ру» в одной из авиакасс города.
Ваучеры — средства, начисленные на депозит клиента в счёт будущих билетов. Пассажир может изменить дату вылета и рейс в соответствии со стоимостью отменённого билета, но обналичить эти деньги нельзя.
Конечно, такой вариант устраивает далеко не всех. Люди хотят получить свои потраченные деньги на билеты, а не призрачный сертификат на полёт, который состоится непонятно когда.
Выдавать ваучеры первыми стали европейские авиакомпании, а российские последовали их примеру.
«Если вы хотите сдать билет, то нужно обращаться туда, где вы его покупали. Приходите с билетом, и вам рассчитают суммы комиссии и штрафа за возврат. Всё зависит от авиакомпаний и их условий. Если рейс отменяют, то комиссия взимается минимальная. Но с середины июня у нас нет пока отменённых рейсов», - уточнили в авиакассе.
Самолёты по России летают практически в прежнем режиме, но отпуска под большим вопросом.
«Мы должны были в начале июля лететь семьёй в отпуск в Калининград через Москву. Билеты покупали ещё в феврале. За пять билетов в обе стороны (два взрослых и три детских) отдали 98 тысяч рублей. На нас распространяется субсидия, как на многодетных. Очевидно, что лететь сейчас нет смысла. Вчера обратились в авиакассу, где покупали билеты. Хотели их сдать. Нам предложили три варианта», - рассказывает жительница Читы.
Первый — обменять билеты на ваучеры.
«Мы отказались. Если на это соглашаешься, обратного пути нет. То есть деньги за билеты не получишь. Второй вариант - подать заявление на возврат, теряя при этом более 20 тысяч рублей. С каждого билета будет идти штраф. И последний вариант - подождать хотя бы до 25 июня, вдруг сам перевозчик отменит рейс, и тогда комиссия будет минимальной — 1 600 рублей с билета. Мы решили подождать», - рассказывает она.
Добавляет: в кассе сообщили, что с марта никто из пассажиров за сданные билеты денег не получил.
«При этом у нас возвратные билеты. Если бы были невозвратные, мы бы ничего назад не получили. У нас компания S7», - уточняет она.
На сайте компании опубликован алгоритм возврата билетов. Написано «Гибкий возврат билетов», но вариант один — оформление сертификата.
«Если страна, куда вы планировали лететь, ввела ограничения из-за коронавируса, и нам пришлось отменить рейс, оформите возврат в виде сертификата. Его номинал будет равен стоимости билетов со всеми сборами и таксами + 10%. Такие условия действуют для всех тарифов. Сертификат действует один год с момента получения. Оплатить им билеты можно на любую дату, доступную на сайте s7.ru».
«Если вы сами решили никуда не лететь, стоимость билета можно вернуть в виде сертификата. И потратить его на будущие путешествия, когда всё закончится. Номинал сертификата зависит от тарифа, по которому вы покупали билет: «Эконом Гибкий» и «Бизнес Гибкий». Вы получите сертификат на полную стоимость билета без каких-либо сборов. «Эконом Базовый» и «Бизнес Базовый». На сертификат вернётся стоимость билета за вычетом сбора в 1 000 рублей», - указано на сайте.
В пресс-службе авиакомпании «Уральские авиалинии» не смогли оперативно прокомментировать принцип возврата денег за билеты, попросив отправить все вопросы на электронную почту. Телефонная линия колл-центра компании перегружена.
По данным РБК, в начале мая для помощи авиаперевозчикам, пострадавшим из-за отмены полётов и сокращения пассажиропотока, правительство предложило легализовать ваучеры, разрешив авиа-, железнодорожным и водным перевозчикам не возвращать пассажирам деньги за билеты на несостоявшиеся рейсы.
«Ваучер может давать право как на будущую поездку, так и выражаться в начислении на личный счёт пассажира эквивалента денег, который можно использовать в будущем. Изменения в договор с клиентом планируется разрешить вносить только в условиях чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения или режима повышенной готовности. Для этого предлагается внести поправки в законодательство, в том числе в Воздушный кодекс. Конкретизировать изменения должно будет постановление правительства», - пишет издание.
Роспотребнадзор раскритиковал это постановление и отказался его согласовывать, заявив, что в нём отсутствуют гарантии для пассажиров. Действительно, складывается впечатление, что риски бизнеса хотят переложить на плечи простых пассажиров.
Сейчас у них выбор из двух зол — сертификат на будущий полёт или ожидание месяцами возврата средств. Если же ваучеры введут на постоянной основе, то альтернативы не будет никакой.