Двух погибших от коронавируса забайкальцев перепутали в морге читинского моностационара. Тело пожилого мужчины отправили в Краснокаменск, где и похоронили вместо женщины. На следующий день его эксгумировали и отправили в Могойтуйский район. Однако жуткая история оставила множество вопросов.
Без памятника
«После смерти дедушки родственники позвонили в горбольницу, чтобы узнать о том, как забрать тело. Им сказали, что захоронением всех умерших от коронавируса занимается только «Забайкальская мемориальная компания». А если отказаться от их услуг, то человека хоронят на специально отведённом участке кладбища в Чите под номером, то есть без памятника», — рассказал внук покойного Николай.
Родным дедушки в компании озвучили цену в 50 тысяч за гроб и памятник, ещё 20 тысяч — за обязательную дезинфекцию места захоронения, в стоимость которой входит выезд специалистов и дезрастворы. Цену доставки тела не назвали, так как эта сумма обсчитывается отдельно с учётом расстояния.
Однако в процессе дальнейшей подготовки к похоронам внук узнал, что в больнице им сказали неправду: «Когда я приехал в магазин ритуальных товаров, который находится около морга в Краевой клинической больнице, начал там интересоваться требованиями к похоронам. В итоге я дошёл до сотрудников краевого патологоанатомического бюро, которые рассказали, что никаких особых требований нет, все атрибуты можно выбирать самостоятельно. Главное, чтобы тело поместили в пластиковый вкладыш. Дезинфекция, как ему объяснили, тоже не очень важна, так как с телом перед помещением в гроб проводятся все необходимые процедуры».
Умершая от коронавируса женщина из Краснокаменска была одинока — близких родственников у неё не осталось. Организацией похорон занималась жена её покойного сына, её сестра и живущая в Чите родственница.
«В больнице нам сказали, хоронить нужно только через мемориальную компанию, потому что она проводит дезинфекцию и обеспечивает особые условия для доставки тела. Сначала мы хотели сделать всё сами, потому что это было бы дешевле, но отказаться не смогли», — рассказала одна из родственниц.
Нет тела — нет дела?
Родные дедушки от услуг «Забайкальской мемориальной компании» отказались. Забрать тело они тоже поехали сами — в назначенное работниками морга время, 8 июня. Однако процесс затянулся и родственникам сказали, что тела нет. Скоро выяснилось, что тела перепутали.
«Мы стали звонить в мемориальную компанию, связались с людьми, у которых умерла родственница. В компании нам сказали, что тело лежит в морге, но на самом деле дедушку к этому моменту уже похоронили», — уточнил Николай.
«Для нас известие о том, что мы похоронили не того человека, было как гром среди ясного неба. Мы не поверили сначала, потому что даже не думали, что такое может произойти. Но нам сразу же начали звонить сотрудники мемориальной компании — кто-то из руководства, заместители — им нужно было от нас устное согласие на эксгумацию. Но как поступить правильно мы не знали, хотели сначала проконсультироваться с юристом», — вспоминает Елена.
Вместо консультации родным бабушки пришлось ехать на кладбище. Туда также приехали работники мемориальной компании. Сначала их было двое и у них не было никаких средств защиты, кроме обычных перчаток. Потом появился третий мужчина с защитными костюмами.
По закону для проведения эксгумации и дальнейшей перевозки тела нужно получить несколько разрешений — как минимум в Роспотребнадзоре. Однако родственникам работники мемориальной компании никаких документов не предъявили. Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю посоветовало обратиться с вопросом о получении справки в межрегиональное управление Федерального медико-биологического агентства в городе Краснокаменске.
Руководитель управления Елена Хохлова заявила, что об эксгумации тела ничего не знает, за разрешением никто не обращался и, соответственно, никто его не получал. Можно ли в таком случае считать действия сотрудников мемориальной компании законными?
Забрали без разрешения
Полицейский, которого родственники женщины вызвали на краснокаменское кладбище, с их слов, не увидел состава преступления. Более того, он якобы настаивал на том, что всё делается для общего блага.
Родные мужчины также обращались в полицию, но в Ингодинском отделе, по их словам, к ситуации отнеслись без внимания. Полицейские якобы не смогли попасть на территорию горбольницы, чтобы опросить сотрудников морга.
Пресс-служба УМВД оставила вопросы ИА «Чита.Ру» без ответов, посоветовав обратиться в следственное управление СКР. Там заявили, что такого материала в ведомстве нет, возможно, потому, что он ещё не поступил следователям.
Тем не менее, по данным краевого минздрава, проверку проводит Ингодинский отдел полиции. В то же время Забайкальское краевое патологоанатомическое бюро проводит служебное расследование.
Кроме того, министр здравоохранения Анна Шангина на запрос ИА «Чита.Ру» сообщила, что сотрудники мемориальной компании забрали тело в выходной день 7 июня из трупохранилища горбольницы без согласования с патологоанатомическим бюро.
«Администрацией Забайкальского краевого патологоанатомического бюро были принесены извинения родственникам умерших за ошибку ритуальной компании. Процедура опознания была проведена 9 июня 2020 года и тела умерших выданы родственникам для захоронения» — говорится в ответе на запрос.
Дождь, стресс, ключ
Руководитель «Забайкальской мемориальной компании» Виталий Шляхта объясняет ошибку человеческим фактором, к которому добавилось несколько обстоятельств.
«Нашим работникам санитарка трупохранилища отдала ключ со словами — идите, одевайтесь, забирайте тело. Такая практика там сложилась. Так же было и в этот раз. Надо отметить, что в этот день был дождь, у работников запотели защитные очки. Вдобавок для людей вход в потенциально опасную зону — это стресс», — сказал руководитель.
Он также отметил, что после случившегося, в горбольнице отказались от стандартных бирок на телах. Теперь данные умерших людей распечатывают на листах формата А4.
«Говорить о том, что только мы хороним скончавшихся от коронавируса — не совсем корректно. По статистике, погибли 40 человек, мы похоронили только 12», — добавил Виталий Шляхта.
Родственники обоих погибших не намерены забывать эту дикую историю. Заявления поданы не только в полицию, но и в прокуратуру. Более того, родные дедушки хотят взыскать с «Забайкальской мемориальной компании» 10 миллионов рублей за ущерб.