Общество Завалинка с костями — не легенда самого старого дома Забайкалья

Завалинка с костями — не легенда самого старого дома Забайкалья

«Через колодцы из-под кладбищенской горы — это очень важно было — шла вода. Ею лечили алкоголиков. А когда колодцы засыпали в селе, люди начали сильно пить».

Проезжая мимо села Калинино, трудно удержаться от посещения знаменитой церкви. Однако с недавних пор стало известно об ещё одной достопримечательности — самом старом доме Забайкалья, который, как оказалось, окружён множеством легенд.

Этой истории с домом могло и не быть, если бы не учитель начальных классов и хранитель школьного музея Светлана Шураева.

Светлана Шураева - живёт в Калинино с трёх лет и занимается школьным музеем.

Она вспоминает, что раньше старые жители села рассказывали: дорога на Балей шла по пади между сопок и шла через Унду. По ней в Калинино, которое до 1923 года называлось Монастырским, ехали путники, в основном золотодобытчики.

После визита волонтёров дом получил обозначение своего статуса.
Сени самого старого дома Забайкалья
1 из 2
После визита волонтёров дом получил обозначение своего статуса.

«Балей — это же золото. Поэтому оттуда шли в основном старатели, китайцы и русские. Чаще всего на конях. Я могу судить, сколько там было постояльцев. Рядом живёт мой сын, и у него в огороде земля до того унавоженная, что прямо пух — картошку невозможно садить. По преданию, хозяин угощал гостей, которые с золотишком, и убивал. Находили скелеты в завалинках и в погребе, и в огороде. Такая легенда, не легенда, но люди старые так говорили», — рассказывает Светлана Николаевна.

Осенью 2021 года она шла к сыну и увидела, что из окон старого дома летит мусор. Оказалось, что сосед Саша купил дом у семьи Коптеловых и начал там хозяйничать. Учитель посоветовала мужчине не связываться с памятником, сообщив о его действиях землякам.

«Саша мне сказал, что деньги, которые он заплатил, уже пропиты, поэтому он как хозяин может делать что угодно. Но после моих слов всё-таки перестал. Только половые доски забрал себе на дрова. А доски там знатные — в половину бревна», — отмечает Шураева.

Подполья с кладом в доме не обнаружилось.
Печь на своём веку повидала многое.
1 из 2
Подполья с кладом в доме не обнаружилось.

Весть о разрушении дома пришла к Светлане Шаповаловой — она раньше тоже работала в калининской школе, а теперь занимается бизнесом в Нерчинске, но родное село вниманием не обделяет. Поздней осенью она с нерчинским депутатом и военкомом Дмитрием Окороковым взялась за сохранение памятника.

Официальный адрес: Советская, 4
После визита волонтёров дом получил обозначение своего статуса.
Граффити из 1939 года. Примерно в это время колхоз имени Василия Блюхера переименовали в колхоз имени Валерия Чкалова.
1 из 5
Официальный адрес: Советская, 4

«Мы заказали баннер, купили толь, чтобы сохранить крышу, и поехали. Я знаю, что дом старый — в нём почти 40 лет жили родственники моего мужа Коптеловы. Но я знаю, что ничего интересного там в доме нет. Мужчина, который купил дом, надеялся найти клад. Потому что есть легенда о глубоком подполье, в котором хозяин постоялого двора якобы складировал покойников и найденные при них драгоценности.

Будь, как дома, путник!

Я там видела сетку, которой новый хозяин просеивал мусор из-под пола. А что там может быть, кроме ложек, которые под пол провалились? А байки эти взялись, потому что один из сыновей хозяйки садился, как король, и начинал болтать: подполье там глубокое, крышку открыть невозможно. Все его подначивают: давай, Мотя, проверим, с металлоискателем залезем. А он врёт: надо печку сломать, дом разобрать, а где мы будем жить?» - смешно копируя Мотю и его незадачливых собеседников рассказывает Светлана Геннадьевна.

Она также вспоминает, что знаменитое подполье находится в другом месте и там, действительно, находили кости, когда грунт обваливался.

«Я не думаю, что дом этот был постоялым двором. Скорее всего, это просто зимовьё, времянка, в фундамент которой, наверное, и монеты не заложили», — подытоживает Шаповалова.

Бабка с отколотыми краями.
Завалинка засыпана той самой "пуховой" землёй.
1 из 2
Бабка с отколотыми краями.

То, что кости находили в завалинке, - чистая правда. Нам, например, удалось обнаружить игральную кость - бабку, которой развлекались ребятишки. Об этой игре прекрасно написал Виктор Астафьев в повести «Последний поклон». Если вы ещё не читали это произведение, я вам очень завидую.

В Нерчинске мы встретились с хозяевами этого дома — братьями Коптеловыми. Трое весёлых парней рассказали, что дом получил их отец, работавший на Калининском птичнике после расформирования.

Дом снаружи выглядит хорошо. Перекрыть крышу, да обновить нутро - прослужит ещё лет 100.
Следы пожара
1 из 2
Дом снаружи выглядит хорошо. Перекрыть крышу, да обновить нутро - прослужит ещё лет 100.

Братья выросли в этом доме, знали его историю и сохраняли его. Откочевали они только после пожара, повредившего крышу.

Парни — внуки масштабной личности, педагога, историка и ветерана ВОВ Матвея Петровича Коптелова. Он работал директором сельской школы и организовал, как вспоминает его ученица Светлана Шураева, один из лучших школьных музеев области.

Карточка Коптелова на сайте музейного комплекса «Дорога памяти»

Биографию Коптелова в 2020 году печатала газета «Земля». Он родился 20 августа 1919 года в селе Нижние Ключи Нерчинского района, рано остался без отца, после окончания семилетки поступил в Сретенское педучилище. В конце 1941 года Матвей Петрович был призван во вновь формирующуюся 116-ю стрелковую дивизию, воевал под Москвой и Сталинградом. В 1943 году его комиссовали после контузии и потери пальца.

«Здание клуба — это приходское двухклассное училище, построенное в 1910 году. Раньше в нём находилась школа, рядом с которой была пристройка, в ней со своей большой семьёй жил Коптелов. Позже домик освободили и в нём решили сделать музей. Нам в то время (60-е годы - ред.) хорошо помогали селяне, давали старые вещи.

Когда я училась в 8-м классе, к нам приехали из редакции «Забайкальского рабочего» корреспонденты с огромным магнитофоном-бобинником. Матвей Петрович разделил нескольких учеников по разделам музея, и мы рассказывали про экспонаты. Так у нас много их было: предметы быта, самовары, утюги, старые деньги. После окончания школы я поступила в Балейское педучилище, директором вместо Коптелова назначили женщину. В домике сделали кочегарку, а экспонаты музея куда-то делись. Ходили слухи, что директор передала их в район, даже в Балей. Но на самом деле их судьба неизвестна», — рассказала Шураева.

Она в 2004 году организовала новый школьный музей, который сначала занимал отдельное помещение, а затем уступил место тёплому туалету. Экспозиция уместилась на одной из стен классного кабинета.

Со зданием новой школы в Калинино связана ещё одна удивительная история.

Светлана Шаповалова помнит, что раньше на сопке около храма было два колодца. Их засыпали в 80-х, когда строили новую школу.

«Через колодцы из-под кладбищенской горы — это очень важно было — шла вода. Ею лечили алкоголиков. Только колодцы засыпали в селе, люди начали сильно пить. А когда строили школу, то строители тоже пили, дрались и одного рабочего даже убили», - рассказывает она.

Светлана Шураева тоже помнит, что раньше по селу текли четыре речушки, а остались две. Около монастыря стояла водяная мельница, где сейчас и следов водоёма не отыскать. Из-под горы через один из огородов тёк ручеёк с целебными свойствами. На вопрос о связи засыпанного колодца и пьянства местных жителей она отвечает коротким кивком, а затем переводит разговор на то, каким село было до перестройки.

- Колхоз имени Чкалова был богатый. Коровники, пасека, птичник, огромные огороды и свой маслозавод. Были даже сады яблоневые, сейчас на сопках можно яблоки встретить - крупные, как ранетка, - перечисляет она.

- Куда делось-то всё?

- Так вот, делось. Сейчас не все вспомнят, что у нас было.

Инокиня Павла

Инокиня Павла, которая живёт и служит на подворье епископа Нерчинского и Краснокаменского в Калинино, взялась восстанавливать колодцы после встречи с уроженцем села, приехавшим погостить. Она ведёт нас на место и погружается в историю: «Мужчину мучал вопрос уничтожения этих источников, потому что он сам, когда был пацаном, бросал туда нечистоты. Он помнил, что вода была чудная - его бабушка и мама делали примочки из грязи и воды с этого источника. Люди лечились, а как только колодцы засыпали, то село начало пить.

Один из престолов храма Успения Пресвятой Богородицы был освящён в честь живоносного источника. Его вымолили братья у господа - он не просто так тут появился».

1 из 3

Монахи вынули из колодца землю и огородили его. Но люди, со слов инокини Павлы, приезжая, берут с собой землю с этого места: «Нам тут помогает дедушка. Как-то он приходит ко мне: «Матушка, у нас землю ваннами вывозят». А я отвечаю, ну и слава богу - люди лечатся, значит, помогает. Теперь надо только молиться, чтобы вода появилась. Если есть престол этого источника, то при восстановлении храма он появится».

Этот текст ни в коем случае не надо рассматривать как научную работу. Это, как указано в заголовке, именно легенды. Сказки, если будет угодно. Они не претендуют на историческую достоверность, но делают действительность чуть интереснее.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления