Пик летнего туристического сезона на Байкале приходится на конец июля — начало августа. Эти даты традиционно начинают бронировать ранней весной, не стал исключением и 2022 год. Более того, из-за санкций в отношении России и нестабильного курса рубля заграничные поездки для многих стали недоступны, поэтому российские туристы всё чаще выбирают направления внутри страны.
Поэтому у Байкала в этом году есть шанс побить все прошлогодние рекорды по посещаемости. Ранее мы рассказывали, как обстоят дела с бронированиями на длинные майские выходные, а теперь редакция ИА «ИрСити» узнала, насколько активно путешественники интересуются байкальскими турбазами и как изменятся цены на летний отдых.
Владельцы гостевых домов отмечают, что бронирования уже идут. В среднем их количество не больше и не меньше, чем в прошлом году, однако интерес российские туристы проявляют более значительный именно в этом сезоне. Люди спрашивают про наличие свободных номеров, цены и условия размещения.
В гостевом доме «Эльдорадо», который находится в посёлке Сахюрта на Малом море Байкала, рассказали, что июль и август забронированы уже примерно на треть.
— Ажиотаж наблюдаем, люди заранее начинают беспокоиться. Броней на лето уже много, но места пока есть. Июль и август у нас вообще-то всегда под завязку. Из-за ухода сервиса Booking.com пока зарезервированных номеров поменьше, но, думаю, скоро июль и август будут выкуплены полностью, — поделился собеседник агентства.
Цены в гостинице пока не изменились в сравнении с прошлым сезоном. Если в экономической ситуации не случится каких-то форс-мажорных обстоятельств, стоимость на летний отдых в «Эльдорадо» вырасти не должна.
Исполнительный директор ассоциации «Байкальская виза» Константин Бушуев рассказал, что ожидания от предстоящего туристического сезона смешанные. С одной стороны, поездки за границу сейчас под вопросом, поэтому продолжится развитие внутреннего туризма. С другой стороны, ситуация в мире настолько быстро меняется, что многие сократили горизонт планирования и перешли в режим экономии, вопросы летнего отдыха отодвинуты на задний план.
По словам Бушуева, ушедший «Букинг» давал ощутимый приток туристов. Теперь же нужно осваивать другие инструменты для привлечения гостей, чтобы людям было удобно и комфортно находить и бронировать туробъекты.
— Наши отели «Белый соболь» в Байкальске и «Маяк» в Листвянке уже начинают бронировать не только на майские праздники, но и на летний сезон. Но на сегодняшний день чувствуется некая неопределённость, которая есть и у туристических компаний, и у людей. Об этом говорит и то, что количество предварительных групповых бронирований в этом году ниже, чем в прошлом. Россияне с осторожностью планируют отпуска, поэтому пока рано прогнозировать, что летом всё будет забито. Внутреннее ощущение этого есть, но пока это лишь на уровне предчувствий. Всё слишком быстро меняется, — рассказал Бушуев.
Уже сейчас понятно, какие туристические сегменты в этом году сильно сократятся. Речь идёт о сотрудниках добывающих компаний Иркутской области, которые в межсезонье забирали часть номерного фонда под «перевахтовку» специалистов. Также значительно убавится число бизнес-туристов.
— В связи с этой турбулентностью в геополитике и экономике многие компании приостановили программы по перемещению, обучению и командировкам сотрудников. Многие отменяют «событийку» в других городах, — отметил собеседник агентства.
«Предприниматели вынуждены секвестировать расходы на бизнес-туризм на ближайшее время, поэтому потери в деловом туризме мы ожидаем серьёзные», - Константин Бушуев.
При этом ассоциация «Байкальская виза» с позитивом смотрит на предстоящий летний туристический сезон. Ставку делают на загородные отели. Время простоя, которое образовалось из-за коронавируса, компания использовала для реновации номерного фонда. Также вот-вот будет готов открытый подогреваемый бассейн в отеле «Белый соболь», который поможет сделать объект привлекательным для летнего отдыха.
— Люди позиционируют и гору Соболиную, и всю её инфраструктуру как горнолыжный курорт, куда имеет смысл приезжать только зимой. Чтобы побороть эту сезонность, мы решили обустроить бассейн и переформатировать отель для других сезонов тоже, — подчеркнул Константин Бушуев.
Поскольку зарубежные туры, особенно в европейском направлении, пока под вопросом, а в Азии ещё не побеждён коронавирус, «Байкальская виза» надеется на приток российского туриста. В том числе за счёт того, что юг России и Крым в этом сезоне могут быть менее популярны из-за проблем с авиасообщением.
— Люди в любом случае хотят отдыхать, менять обстановку, хотят новых впечатлений и живого общения. Что будет с заграничными поездками, пока непонятно, курорты Краснодарского края и Крым, вероятно, потеряют турпоток из-за закрытого неба. А вот Алтай и Байкал, думаю, будут пользоваться большим спросом. Но это пока тоже лишь предположение, — резюмировал исполнительный директор «Байкальской визы».
При этом в планах пока нет глобального повышения стоимости услуг в отелях компании. Подорожает лишь тот номерной фонд, который подвергся реновации, но это случилось бы вне зависимости от политической и экономической ситуации в стране. Остальное — по ситуации.
— За время ковидного простоя мы обновили примерно 15% номерного фонда по всей ассоциации. Также у нас есть программа дальнейшего развития, которую мы сейчас вынуждены корректировать из-за постоянно меняющихся цен. На обновлённые апартаменты мы повысим прайс, поскольку это будут уже услуги иного класса — более просторные номера, другой уровень комфорта. Это логично и было ожидаемо до всех геополитических событий, — отметил Бушуев.
На остальной фонд ассоциация пока не планирует повышать стоимость.
— Посмотрим, как дальше будут развиваться события. Сейчас пока мы видим затруднения с индивидуальными средствами гигиены, которые поставлялись из-за рубежа, но в этой части мы быстро перестроились и нашли альтернативу. Не думаю, что это глобально отразится на услугах наших отелей. Поставщики, которые отшивают для нас постельное бельё, полотенца, халаты, пока не заявляют о проблемах с поставками или росте цен, пока всё стабильно. Хотя не исключаю, что могут возникнуть перебои, — рассказал собеседник агентства.
Тогда компании придётся искать альтернативу, которая в конечном итоге может повлиять на стоимость услуг.
Сергей, владелец отеля «Воскресение» на острове Ольхон, рассказал, что пока ажиотажного спроса и скачка по бронированиям не наблюдается.
— Не скажу, что больше или меньше обычного, на лето ещё большая часть номеров свободна. Но вот пик сезона, а это июль-август, пользуются спросом хорошо. В первую очередь бронируются какие-то улучшенные, люксовые номера. Люди планируют отдых заранее и хотят отдохнуть с комфортом, — пояснил Сергей.
При этом цены в «Воскресении» остаются на уровне прошлого года.
— Пока не хотим поднимать. Если не случится каких-то форс-мажоров, всё останется как прежде. Даже если будет какой-то рост, он будет незначительным, потому что мы не хотим задирать цены. И так пришлось повысить стоимость услуг в нашем кафе. Но это вызвано объективными причинами — тот же кофе наценился вдвое. Мы были вынуждены среагировать, — добавил предприниматель.
Владелица «Усадьбы Никиты Бенчарова» в посёлке Хужир Наталья Бенчарова рассказала, что в поведении туристов чувствуется большая неопределённость. Люди не уверены в том, что будет летом, поэтому «мечутся» от одних вариантов к другим, отменяя и снова подтверждая брони.
— У нас сейчас, как и всегда, уже мало мест на конец июля — начало августа. Но чувствуется большая неопределённость: группы бронируют, снимаются, снова бронируют. Ситуация очень нестабильная. Особого спроса нет, всё в пределах нормы для этого времени года, — отметила Наталья Бенчарова.
Также она добавила, что стоимость услуг в «Усадьбе» не изменилась в сравнении с прошлым сезоном.
«У людей, видимо, стало меньше денег. Они стараются экономить. Это видно по тому, что стало больше запросов на более экономные варианты», — Наталья Бенчарова.
Владелец турбазы «Байкал Йети» в Утулике Алексей Альмухамедов поделился ожиданиями, что предстоящий летний сезон должен пользоваться большим спросом.
— В этом году ожидаем хороший сезон, потому что все, кто не уехал за границу, поедут отдыхать в регионы. А вот на будущий год прогноз пессимистический. С общим падением доходов сильно может просесть и внутренний туризм. Люди буду деньги тратить на нижние уровни по пирамиде Маслоу: на питание, на безопасность. Отдых будет далеко не в первоочередных потребностях, — уверен Альмухамедов.
Цены в «Байкал Йети» также останутся на уровне прошлого сезона, поскольку себестоимость пока не слишком выросла. Если ситуация изменится, цены будут корректироваться.
Член правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма, директор туркомпании «Гринэкспресс» Вадим Копылов отметил, что бронирования на лето идут, но они «осторожные, без гарантий».
— Люди совершают их прежде всего за тем, чтобы закрепить стоимость проживания. Сейчас никто не знает, подорожают туристические услуги или нет, поэтому туристы предпочитают заранее оформить бронь. Это страховка от роста цен. Ничего более конкретного люди пока что не загадывают, — подчеркнул Копылов.
«Глубина бронирования сократилась до двух недель, на более длительный срок люди вообще не готовы строить планы», - Вадим Копылов.
Эксперт также сообщил, что на начало апреля ранних бронирований пока чуть меньше, чем годом ранее.
— В прошлом году, даже несмотря на неопределённость с ковидом и неизвестность по поводу ограничений, которые будут действовать, уверенности у людей было как-то больше. В этом году всё иначе. Потому и нет большой ясности с бронированием. То же самое касается стоимости. Главный вопрос сейчас — будут ли корректироваться цены на туруслуги? Он стоит и перед транспортниками, и перед гостиницами, и перед туристами. И ответа на этот вопрос пока никто не знает. Все лишь пытаются подсчитать, понять, предугадать, но ясности нет никакой. Посмотрим, что будет дальше, — добавил Вадим Копылов.