Читинский блогер Катя Врубель 2 года назад захотела и стала шить свой бренд одежды. Ее очень манили новые миры, технологии и киберпанк — всё это казалось ей мистическим и нереальным. Она придумала название, крутой фирменный стиль, нарисовала первые эскизы, и дело пошло. Недавно мы узнали, что Катя не только шьет одежду, но и открывает для мира людей с особенностями. Иногда мы их не замечаем, иногда обходим стороной, а бывает, что открыто показываем неприязнь. Катя считает, что эти люди прекрасны, и она готова об этом говорить всем. Нам она дала свое первое в жизни интервью.
— С чего всё началось, как вам пришла такая идея?
— Тогда, 2 года назад, я открывала свой цех по пошиву одежды, очень горела этой идеей. Сейчас вот мы производим мерч такой корпоративный для компаний. Как-то мы начали соединять это всё в общую кучу, искать референсы, и поняли, что в технологиях киберпанка очень много используется всяких инновационных протезов. Это неотъемлемая часть, дополнение человеческого тела каким-то физическим моментом.
Катя решила повзаимодействовать с каким-нибудь фондом или компанией, которые занимаются протезированием рук.
— Я нашла такую фирму, это компания «Моторика», которая в Сколково изобретает эти инновационные протезы, они такие черные, крутые. Прямо как в кино. Я сама им написала, предложила отчислять им в фонд 5% от продажи каждой нашей вещи, чтобы они помогали людям. У них есть определенный фонд, они делают сборы и помогают людям бесплатно получить протезы. Они, конечно, согласились. Мы даже отшили несколько изделий и отправляли им в Сколково, они фотографировали на своей модели.
Дальше мы шили, не были нацелены на массовое производство, но как-то параллельно развивали некоторые истории. То выпустим небольшой дроп одежды — например, 4 худи определенных, и всё. Начали выпускать лонги — это футболка с длинным рукавом, такая оверкроя с нашим фирменным значком, и они как-то начали все заходить, прям базовая штука, которая на 100% состоит из хлопка. На заказ мы тоже делаем.
В общем, в прошлом году мы публиковали пост про «Моторику», про девушку, которую там в Сколково снимали, и мне написала девушка из Читы, что у нее такой же протез этой же фирмы. Я говорю: «Круто было бы тебя пофотографировать». Тогда у меня был какой-то творческий упадок, история затянулась, и тут как-то у меня появился новый жизненный глоток, что ли. Мы решили вернуться к этой истории. Я снова предложила поснимать, нашла фотографа. Мы сняли эту девочку.
Лиза стала первой участницей нашего проекта. Он про людей с особенностями, абсолютно разными. Вот, например, у первой девочки нет руки, у нее стоит протез. Вторая героиня — у нее в детстве произошли некоторые проблемы с нервной системой, и она стала инвалидом, мозг и нервная система у нее сформированы не так, как у большинства людей. У третьей девочки отсутствует слух. Причем это тоже не врожденное, а приобретенное. До 6 лет она была со слухом, поэтому у нее уникальная такая способность — она не слышит, но может говорить и ртом, и жестами. Проект мы назвали «Люди».
Вернусь к первой героине. Мы не планировали делать грандиозный масштабный проект. Просто было интересно поснимать, потому что она подходила нам по стилю. В процессе съемки мы очень прониклись, поняли, что это очень крутая идея. Возникло внутреннее желание этих людей освещать, показывать этому миру еще и еще. Мы вот разговаривали с Лизой о том, как она себя ощущает в обществе, какие существуют проблемы, как она живет. Мы видели, что она нереально крутая, жизнерадостная, ее вообще ничего не заботило, она снимала этот протез, чувствовала себя спокойно.
Поэтому захотелось поделиться с миром ее историей, на противопоставлении показать, что есть люди, им очень сложно, у них есть некоторые жизненные неудобства, но они настолько счастливые и любят эту жизнь, что, например, обычным людям в обычной бытовой суете иногда бывает недоступно. Этой историей мы захотели показать, что эти люди такие же, как все, они имеют право находиться с нами в социуме, ходить в заведения, общаться. Для них важна именно социализация в обществе, для внутреннего развития, становления себя как человека. Мы направили этот проект на молодежь — от 14 до 25 лет. Потому что мы все прекрасно понимаем, как порой этим людям бывает нелегко. В общем, мы вдохновились и решили попробовать дальше.
— Как искали людей?
— Это всё происходит спонтанно. Не напишешь же просто в соцсетях: «Я ищу людей с особенностями».
Катя рассказала, что просто встретила в торговом центре знакомую, которая была со своей дочерью. Она сразу поняла, что Настя особенная.
— У таких людей это видно. Мы с этой знакомой общались достаточно хорошо. Я говорю ей: «Можно вашу дочь пригласить к нам в проект, мы вот такое делаем, освещаем». Она говорит: «О, она очень любит фотографироваться, полностью открыта этому миру, да, давайте».
Катя снова позвала фотографа, еще визажиста, Настю одели в брендовую одежду и отфотографировали в разных местах города среди идущих по улице людей.
— Чтобы было понятно, что для нее важно быть в социуме. Потом мы сидели в кафе, и я замечала, что на нас смотрят. Потому что она отличается от остальных людей. Такого прекрасного человека я не встречала никогда. Два часа у нас проходила съемка, она столько раз обратила внимание на что-то красивое и интересное: «Какое красивое дерево, какой красивый свитшот, какое какао, какая кружка». Она достаточно социализирована, самостоятельна, занимается музыкой, у нее есть странички в соцсетях, но есть моменты, когда она одна не способна что-то сделать.
Катя призналась, что была очень счастлива поговорить с Настей, почувствовать ее позитив, жизнерадостность.
— Потому что сама работаю над тем, чтобы замечать везде простые и красивые вещи. Как это делают дети. Потому что дети, так скажем, не запарены жизнью, обстоятельством и опытом, поэтому они могут чистым взглядом на это смотреть. Я хожу в Чару в поход, чтобы ощутить лишения бытовых благ, там понимаешь, что это неважно. Прямо возвращаешься домой и понимаешь, что 70% того, что тебя окружает, в целом неважно. И когда ты общаешься вот с такими людьми, то понимаешь, что на самом деле вот это — важно.
После съемки с Настей я пришла домой и рыдала весь вечер, потому что думала о том, как всё ничтожно в этом мире, это всё такая ерунда, а такие люди видят вокруг столько прекрасного, на что обычные люди в бытовом потоке не обращают внимание, думают, что у них очень много проблем. Надо меньше важности придавать своим проблемам, не раздувать их до размеров слона.
— Как вы нашли следующую героиню?
— Я сидела и думала, кого взять, потому что прошел месяц, хотелось еще. И вспомнила, что знаю одну девочку, она давно подписана на меня. Года 3 назад она покупала у меня велосипед, и когда я ей его продавала, она мне сказала: «Смотрите на меня, потому что я читаю по губам, так как не слышу». В общем, я ее нашла, написала, предложила поучаствовать в нашем проекте. До нее мы делали только фотографии в разных локациях. А тут подумали, что людям важен видеоконтент. Решили попробовать поснимать хотя бы на телефон. Ну так, всё на коленке делали. Потом я вспомнила, что она училась на портного, и решила отснять ее именно в цеху, где мы свой бренд шьем. Также ее собрала наш визажист, которая теперь с нами, пришла фотограф, которая стала неотъемлемой частью этого проекта. Я задавала вопросы. Это был мой первый опыт в плане того, чтобы брать интервью. А с вами вот первый опыт, когда я даю интервью.
У нас стоял телефон, мы его просто подперли коробкой, и он 45 минут снимал. Она рассказывала о своей жизни, это всё было так открыто, душевно, по-доброму. Сказала, о чем мечтает, чего хочет. И мы поняли, что будем дальше снимать какие-то ролики, потому что людям интересно смотреть и слушать. Мы залили это видео, не обрезая ничего, хотя там были ляпы, минуты молчания. Мы решили это залить как есть. Ну вот такое было взаимодействие. Чистый, честный и светлый проект, что нечего скрывать, даже то, что было за кадром.
От людей был колоссальный отклик, что этот проект нужен, что нужно показывать этих людей, они важны. И если у нас есть возможность хоть как-то им помочь, то надо делать. Потому что не знаю, во всём мире так или только в нашей стране, но такие люди находятся в ограниченных условиях.
По словам Кати, слабослышащая девушка Люба не может устроиться на нормальную работу, потому что работодатели не адаптированы к таким сотрудникам.
— Кому-то страшно, кто-то не принимает, кто-то не хочет с этим связываться. Так получается, что большую часть, сколько она работает, это не такое. Например, она работает уборщицей, потому что тихо и общаться ни с кем не нужно. Я сформировала ей несколько предложений, поговорила с некоторыми людьми, у которых она могла бы работать. Например, тем же менеджером, который работает бесконтактно, в переписке.
По задумке Кати, главная цель проекта «Люди» — это показать миру людей с особенностями, что они есть среди нас, они такие же, как все и заслуживают такой же жизни, как и все. Потому что в реальной жизни они сталкиваются с проблемами принятия обществом, с которыми очень сложно бороться.
— Первая героиня поделилась тем, что ее друзья говорят, что когда она с ними идет по улице, то на нее смотрят, но она сама этого не замечает, она полностью принимает себя. Будем честны, не каждый так может. В моей жизни было очень много сложностей, которые я преодолевала. Как мне казалось. Я так мучалась. Но когда ты смотришь на человека, у которого, например, нет руки, но при этом он так кайфует от жизни, это придает невероятное количество сил и энергии. Для нас, у кого всё в порядке с физическим здоровьем, эти люди являются положительным примером. Они для нас являются учителями. И хочется, чтобы таких людей принимали. Чтобы общество было более лояльным. Эти люди прекрасны и явно больше знают, больше видят, чем мы все.
Изначально это была история с одеждой, я долго к этому приходила, но понимала, что хочу заниматься какой-то социальной работой, какими-то такими моментами. Пока мы назвали это безопасным пространством, где люди чувствуют себя защищенными. Бренд одежды тоже перерос в другую историю, при этом всё равно производство сохранилось, но это уже не самоцель.
Когда Катя решила сделать фотосессию первой героине, она позвала свою знакомую девушку-фотографа, которая после съемок сказала ей: «Круто, что ты меня позвала. Я кайфанула, до слез!» Для второй героини она позвала подругу-визажиста. После того как в Сети было опубликовано видео с третьей героиней, Кате в соцсетях написал видеограф и сказал, что тоже хочет в этом участвовать.
— Это всё на наших голых инициативах. Все понимают, что это своего рода духовный проект, и он не про деньги. Да, я продаю товары в соцсетях, где популяризирую всё это, но это изначально было про вещи. Естественно, что реализация изделий происходит. Но именно этот проект мы делаем на голом энтузиазме, у нас нет никакого бизнес-плана. Думаю, что я являюсь лидером мнений в социальных сетях, я там достаточно давно, меня читает определенное количество человек. Я делаю посты, они откликаются. Если я могу транслировать это в общество, я буду это делать. Потому что нравится и потому что могу.