ЗАГСы Забайкалья отчитались, что перешли на ускоренный режим работы после объявления частичной мобилизации в России — тем, кто приносит с собой повестку, брак зарегистрируют в тот же день. Из-за ажиотажа сотрудники работают без обеда или задерживаются допоздна. Мы прошлись по трем отделениям в Чите и посмотрели, как обстоят дела.
Я не знаю их имен и не могу показать вам лица на фотографиях. Хочу только описать настроения мужчин и женщин, которые не знают, сколько проживут вместе после свадьбы и встретятся ли вообще снова.
В марте 2022 года Владимир Путин подписал указ, согласно которому за погибшего участника СВО положена выплата в 5 миллионов рублей, за раненого — 3 миллиона рублей. Эти выплаты идут параллельно с остальными, предусмотренными законом. Существуют пособия как для самих военнослужащих, так и для членов их семей, в том числе жен.
Мы пришли после обеда — около 15:00. В холле сидели всего две пары, терпеливо ждавшие своей очереди уже два часа. Одна из них, постарше — прожила вместе 12 лет, они воспитывают дочерей из предыдущих браков. Ему — 42 года, ветеран боевых действий в Чечне. Мужчина прошел чеченскую кампанию водителем во время срочной службы, права получил еще до армии.
«Кто бы знал, что снова, — грустно добавляет женщина. — Думали, что тогда отвоевались. Приходится еще раз, но ничего», — отвечает ее будущий супруг.
Они рассказали, что расписаться хотели, но не торопились — отвлекали дела, работа и казалось, что особой необходимости в этом нет. Теперь планируют, что отпразднуют свадьбу по-настоящему, когда муж вернется со спецоперации. В военкомат с вещами он уедет в тот же день после регистрации.
«Надо», — говорит он о своей мобилизации. «Страшно», — добавляет женщина. Этим они, наверное, выражают извечные установки тех, кто уходит защищать любимых, и тех, кто ждет их возвращения.
От них исходит уверенность и спокойствие. Рассказывают, что пока ждали в очереди, встретили много тех, кто развелся, но остался жить вместе — сейчас они заново регистрируют свой брак. Пара шутит и смеется, просит добавить советы для тех, кто придет регистрировать брак позже. Например, нужно не забыть взять с собой документы — повестку, военный билет, паспорта, свидетельства о расторжении брака (если есть), и, конечно, оплатить госпошлину в 350 рублей.
Работница гардероба рассказала, что все приходят нервные, многие забывают про госпошлину. Сегодня она раздала около 30 бумажек с реквизитами, теперь ждет, что завтра они все вернутся и будет аврал. При этом она отмечает, что многие приходят не регистрировать брак, а подать на развод. Для чего так поступают, она не знает, просто уважительно и тихо говорит: «Значит, какие-то на то причины есть».
Нашего фотографа с большим рюкзаком для двух фотоаппаратов она приняла за мобилизованного. Сказала: «Ох, ты сразу с вещами».
В ЗАГСе на КСК нас встретила гнетущая и враждебная атмосфера. Пар в очереди я насчитала семь или восемь. Как оказалось, они сидели в очереди с 11 утра — около пяти часов.
Разговаривать тут особо не хотят.
«Чего говорить? И так всё ясно, почему пришли», — говорит молодой человек. Рядом с ним стоит грустная будущая супруга — на позднем сроке беременности, тоже отказывается рассказывать свою историю.
Пришедшие мужчины не все с повестками. Один из них рассказал, что на следующий день уезжает на вахту и думает, что повестка придет ему туда.
Отдельно от всех стоят двое. Женщина с тоской в глазах и следами свежих слез. «У нас немножко не то положение, чтобы разговаривать», — объясняет за них обоих будущий муж.
В отделе ЗАГСа Железнодорожного района очередь собралась приличная. Люди рассказали, что ждут с обеда — около четырех часов. Тех, кто был с повестками, уже нет, они были утром, и, собственно, создали эту длинную очередь.