Семейная пара из Читы Евгений и Екатерина решили досрочно получить в собственность дальневосточный гектар. Казалось бы, что в этом такого? В законах всё прописано. Но Министерство природных ресурсов Забайкальского края отдавать землю не согласилось, после чего проиграло уже два суда. На этом примере расскажем о подводном камне, который, зная свои права, можно перешагнуть.
«Дальневосточный гектар» — программа, по которой граждане России могут бесплатно получить земельный участок на Дальнем Востоке площадью до 100 соток на человека для строительства жилья, ведения фермерского хозяйства или предпринимательской деятельности. Программа действует с 2016 года, в Забайкалье — с 2019-го. Подробно о тонкостях и ходе реализации программы писало РБК.
Прецедент для Забайкалья
Изначально земля по программе передается на 5 лет на основании договора безвозмездного пользования, причем уже в первый год заявителю необходимо определиться с видом использования участка. Через 3 года надо задекларировать его освоение, то есть по факту начать на нем что-то делать. После 5 лет пользования участок можно получить в собственность. При этом закон теперь позволяет досрочно оформить «гектар» в собственность при условии, что на земельном участке построен жилой дом площадью не менее 24 квадратных метров, оформленный в собственность, или на руках у гражданина имеется заключенный целевой кредитный договор на строительство жилого дома на полученном участке.
— В 2019 году, когда стартовала программа, мы с мужем решили: «А почему бы и нет». Подарок от государства — осваивай землю и стройся. Через специальный сайт выбрали и сформировали небольшой участок в микрорайоне Добротный села Смоленка Читинского района. Перед этим приехали на место, убедились, что там нет никаких лесных насаждений, дорог и всякого разного рода коммуникаций, — рассказывает Екатерина.
Договор безвозмездного пользования семья заключила в декабре 2019 года с Минприроды края, так как земельный участок оказался на землях лесного фонда. Выбрали вид разрешенного использования — индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), категория земель — населенные пункты. Все изменения зарегистрировали. Затем, чтобы построить дом, решили взять дальневосточную ипотеку под 1,3%. Но банку в таком случае нужно что-то предложить в залог.
— Мы и предложили банку в залог земельный участок, полученный по программе «Дальневосточный гектар». И чтобы его передать, надо этот земельный участок оформить в собственность. После чего банк перечислит нам деньги на строительство дома. Схема достаточно понятная. Но что-то пошло не так, — объясняет читинка.
В апреле 2022 года семья обратилась в Минприроды края с заявлением и необходимыми документами, в том числе кредитным договором, чтобы досрочно оформить землю в собственность. Ведомство заявление приняло, рассмотрело и отказало.
— Минприроды обосновало отказ тем, что земельный участок относится к землям лесного фонда и не может быть предоставлен в собственность. Больше ничего, даже ссылок на федеральный закон № 119, где есть перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. Конец апреля, строительный сезон набирает обороты, а тут отказ. Мы не можем передать в залог земельный участок, банк не может перечислить деньги без обеспечения, подрядная строительная организация не может начать строить без денег. Еще и срок страховки по ипотеке неумолимо идет. Пришлось обращаться в суд, во второй половине мая дело было рассмотрено. Отказ Минприроды признали незаконным, суд обязал министерство повторно рассмотреть первоначальное заявление и документы, — приводит хронологию событий собеседница.
Екатерина и Евгений снова направили заявление, попросив об его ускоренном рассмотрении, но, как ни странно, вновь получили отказ. Ведомство осталось верным своей позиции, что земельный участок относится к землям лесного фонда, что якобы подтверждается выпиской из лесного реестра. А решение суда министерство пошло обжаловать в апелляционном порядке.
— Поразительная, конечно, вещь: само Минприроды по нашему заявлению однажды изменило категорию земель, что сейчас легко можно подтвердить выпиской из ЕГРН, где указано, что участок относится к землям населенных пунктов. Но по факту ни эта выписка, ни 119-ФЗ для министерства не указ. Кстати, на заседание суда по апелляции юрист от Минприроды не явился. Что и следовало ожидать, суд мы выиграли. В Забайкалье по судам, связанным с программой «Дальневосточный гектар», это прецедент. Однако и на решение апелляционной инстанции министерство не реагирует. У них уже закончился срок для добровольного исполнения решения суда, поэтому теперь с ведомством работают судебные приставы, — резюмировала читинка Екатерина.
Неправильная трактовка законов
Документы, подтверждающие слова Екатерины, имеются в распоряжении редакции. Читинский районный суд принял решение о том, что отказ Минприроды был необоснованным, 18 мая 2022 года. А 25 августа свое решение вынесла и судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
В частности, супруг Екатерины Евгений просил суд признать отказ министерства незаконным, а затем обязать ведомство в течение 5 дней с даты вынесения решения суда принять нормативный акт о предоставлении земли в собственность. Минприроды края в свою очередь в апелляционной жалобе настаивает, что находящийся в аренде у семьи участок продолжает относиться к землям лесного фонда и, соответственно, является федеральной собственностью. Значит, и изменить категорию назначения земли может только правительство РФ.
Суд, ссылаясь на закон 119-ФЗ и Лесной кодекс, указывает, что предоставленный в безвозмездное пользование земельный участок, относящийся к лесному фонду, гражданин при условии перевода такого участка в земли иных категорий имеет право использовать в том числе и для индивидуального жилищного строительства. Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок Евгения действительно находится в федеральной собственности, но уже относится к категории земель населенных пунктов. Краевой суд однозначно приходит к выводу, что суд первой инстанции достоверно установил все факты, отметив, что участок больше не относится к лесному фонду. А Минприроды неправильно трактует нормы права. При этом ведомство не представило каких-либо новых доказательств в защиту своей позиции по делу. Представитель министерства в суд действительно не явился.
С тем, что Екатерина и Евгений имеют право на досрочное оформление земельного участка в собственность, согласен и Департамент социального развития Дальнего Востока и Арктики (структура Минвостокразвития РФ). Официальный ответ ведомства также имеется в распоряжении редакции. Как и копия постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении Министерства природных ресурсов Забайкальского края, которое решение судов в добровольном порядке не исполнило.
Министр природных ресурсов Забайкальского края Сергей Немков в телефонном разговоре 5 октября сообщил, что несколько дней назад вышел из отпуска, поэтому не знает подробностей сложившейся ситуации, но рекомендовал обратиться к юристу ведомства, который занимался делом и может его прокомментировать. Только звонить нужно утром по номеру телефона, который подсказали в приемной министра.
Утром 6 октября на многочисленные звонки по указанному номеру никто не ответил. В отделе правового обеспечения Минприроды края позже объяснили, что нужный нам юрист Бэлигто Шандаров вряд ли что-то прокомментирует, потому что находится в отпуске. Это, кстати, тот самый представитель министерства, что зафиксировано в апелляционном определении, который на заседание судебной коллегии не явился: «Об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил».
***
По факту получается так, что благие начинания упираются в стену неправильной трактовки законов со стороны исполнителей, в нашем случае — Министерства природных ресурсов Забайкальского края. В законах черным по белому прописана процедура досрочного предоставления дальневосточного гектара в собственность, на руках у людей имеются необходимые документы и основания, на их стороне суды, но нет — ведомство категорически не хочет признавать свою неправоту, доводя накал до предела и заставляя включаться в ситуацию судебных приставов.
По данным источника «Чита.Ру», знакомого с ситуацией, постановление о возбуждении исполнительного производства было передано руководству Минприроды края 22 сентября. Срок добровольного исполнения решения суда — 29 сентября. В управлении Федеральной службы судебных приставов Забайкальского края корреспонденту «Чита.Ру» 6 октября сообщили, что министерство проигнорировало отведенный ему срок добровольного исполнения, а 4 октября судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с регионального Минприроды исполнительского сбора на сумму 50 тысяч рублей. Установлен новый срок для исполнения — до 4 ноября. Если и до этой даты требование не будет выполнено, министерство привлекут к административной ответственности, а также может быть рассмотрен вопрос о привлечении должностных лиц ведомства к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ за неисполнение решения суда.
Причем бьются за этот клочок земли так, будто она их собственная, не обращая внимания на то, что люди теряют время, деньги и нервы. Уже октябрь, для Екатерины и Евгения бесполезно утрачен целый строительный год, за который их жилье уже бы приобрело очертания. А сколько еще таких же случаев, когда дальневосточный гектар в Забайкалье был взят из земель лесного фонда — неужели каждому желающему воспользоваться своим законным правом на оформление собственности нужно идти в суд? Порой, кажется, нужно уметь принимать поражения и идти дальше с оглядкой на опыт, а не портить впечатления граждан о программах, призванных помочь им задержаться на постепенно пустеющем Дальнем Востоке.