Осенью 2022 года в Сети появилось несколько публикаций о том, как китайская компания «Жишэнчан» взяла в аренду земли в России рядом с границей — в Краснокаменском районе Забайкалья рядом с Кайластуем. Поля предполагается использовать для выращивания зерновых. Интересно здесь то, что земли эти раньше использовались как место сброса урана и марганца. Еще в популярных группах Краснокаменска говорится о недовольстве местных жителей Кайластуйского поселения, а также о том, что долгосрочная аренда земель может стать прикрытием для нелегальной миграции, потому что отследить поток рабочих из Поднебесной будет очень трудно.
Что за урановая падь такая?
Падь Бамбакай находится между Краснокаменском и Кайластуем — в 8–10 километрах от границы с Китаем и примерно в 4–5 километрах к юго-востоку от промышленной площадки ППГХО. На этих землях с советских времен складировались радиоактивные отходы, больше 40 гектаров полей фонило радиацией — такие данные предоставлялись в 2015 году. Во времена СССР существовал проект рекультивации этой местности, но тогда к нему никто даже не прикоснулся. До 2014 года мероприятия по рекультивации свалки в Бамбакае были заведены в федеральную целевую программу по радиационной безопасности, но с этой программы деньги передвинули, а радиоактивные отходы там так и лежат на поверхности. Это не снимает с собственника обязанностей по рекультивации, местность до сих пор фонит.
В 2022 году подробный отчет о радиационном фоне в Бамбакайской пади опубликовали на сайте Санкт-Петербургского научно-исследовательского института радиационной гигиены имени профессора Рамзаева. Вот небольшая выдержка из исследования:
«В общей сложности в падь Бамбакай было сброшено около 200 тонн урана, примерно столько же молибдена и значительное количество марганца. <...> В отчете по экологической безопасности ППГХО за 2017 год наличие загрязненной территории в зоне наблюдения площадью 41,8 гектара указано, а в отчете за 2018 год — уже нет. По результатам проведенного исследования радиационную обстановку на территории пади можно признать удовлетворительной. При сложившемся укладе ведения хозяйственной деятельности отсутствует неприемлемая техногенная нагрузка как на население, так и на биоту. Однако проведенные исследования не дали ответа на основной вопрос: куда и как распределились 200 тонн урана, сброшенного на территорию пади. Либо это неточные данные о количестве, либо уран мигрировал по профилю почвы. Если мигрировал, то до какой глубины и не поступает ли он в подземные воды? Каковы уровни загрязнения почвы на различных глубинах и не относится ли эта почва к твердым радиоактивным отходам? Для ответа на эти вопросы необходимо провести более масштабные исследования».
Что за компания арендовала эти земли?
Фирма, заключившая с администрацией сельского поселения Кайластуйское договор аренды 500 гектаров земли на 49 лет, называется «Жишэнчан». Учредители и владельцы созданной в мае 2022 года компании — два жителя Китая Чи Вэньцзюнь и Чи Юньфэй. Директором был Хоу Жуйсян, который ранее возглавлял фирмы по добыче полезных ископаемых. Однако уже через месяц пост директора заняла забайкалка Елизавета Сорокина. Уставной капитал компании — 10 тысяч рублей (по 5 тысяч от каждого из китайских учредителей). По данным сервиса «Контур.Фокус», ранее Елизавета Сорокина не владела и не управляла бизнесом.
В беседе с журналистом «Чита.Ру» она заявила, что большинство из того, что пишут про ее компанию, — это вранье:
— Пишут, что якобы я просто формальное лицо, которое на самом деле ничего не делает, а только получает какие-то деньги. Я бы никогда на такое не пошла. Это была моя идея, а китайцы — да, они есть, это инвесторы. И мы арендуем не только этот участок, а всего пять земель в Краснокаменском районе. По бизнес-плану у нас заявлено 454 рабочих места на все эти участки именно для российских граждан. Будут также работники из Китая, но точное число я не могу назвать — оно будет решено по соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, которое ежегодно выделяет квоту на число иностранных рабочих мест. У нас сейчас только пять человек в штате, а в следующем году я буду проводить собеседования и набирать персонал. Но квалифицированных работников в Забайкалье мало, поэтому люди будут набираться отовсюду.
На всех арендованных землях компания собирается выращивать зерновые культуры. Часть товара останется в России, но планируется и экспорт в Китай. О том, что эти земли в прошлом были местом сброса урана и других веществ, Елизавета Сорокина не знает. Но она заверила, что перед арендой земель компания брала образцы почвы, которые показали, что всё в порядке:
— На каждом участке я проводила химическую экспертизу почвы: какой тип земли, подходит для выращивания или нет, какие удобрения нужны. Многие говорят, что именно после китайских удобрений земля приходит в негодность, но это не так. У удобрений идёт одна химическая формула, неважно, российское это удобрение или китайское. Таблица Менделеева для всех одна. А если бы там были какие-то урановые отходы, конечно, я бы этот участок не взяла, зачем он мне нужен? Это же непростой процесс, я изучала это. Я сама из Краснокаменска, я знаю все эти поля. И перед тем, как арендовать участок, он был выставлен на торги на месяц, как это положено по закону. На него никто не претендовал, и тогда он отошел мне.
На вопрос, высказывались ли жители Кайластуйского поселения против аренды земель, Елизавета Сорокина ответила, что недовольство местных улажено:
— Когда я только начала брать свои участки, в каждом поселении я встречалась с жителями. Почему люди могут быть недовольны? Поля стояли пустые много лет, люди свободно выпасали свой скот. Сейчас уже, конечно, такого не будет, вокруг наших участков будут стоять ограждения. Я лично проводила собрания и договаривалась с местными. У нас будет оставаться жмых после сбора урожая, мы готовы отдавать его местным бесплатно. Приезжайте, вспахивайте, нам это будет только в плюс, чтобы поля были без сухой травы. А если найдутся в сельской местности хорошие люди, которые не будут пить при первой зарплате, то, конечно, я буду рассматривать их для работы. Необходимы будут агрономы, трактористы, водители комбайна, разнорабочие. Это сезонная работа с апреля по ноябрь.
Директор компании пояснила, что у каждого работника обязательно будет разрешение на работу в приграничной зоне — и у иностранных работников, и у россиян:
— Пишут, что это может прикрытием для нелегальной миграции, но это просто невозможно. Все иностранные граждане проходят таможенный контроль по приезду, они делают регистрацию. Мы ставим их на миграционный учёт, ни один сотрудник из нашей компании не нарушают как миграционный закон, так и в принципе законы России.
ППГХО пыталось бороться за земли
Неизвестно, претендовало ли ППГХО на аренду земель во время торгов, однако в распоряжении редакции есть подготовленный договор соглашения об отказе компании «Жишэнчан» от аренды земель в Бамбакайской пади в пользу ППГХО. Согласно источникам «Чита.Ру», соглашение это так и не было подписано «Жишэнчаном». Журналисту не удалось получить комментарий в пресс-службе ППГХО, однако, согласно договору, земли им нужны были для «обеспечения реализации стратегически важного для развития Забайкальского края и государства в целом проекта по обеспечению обороноспособности государства, а именно инвестиционного проекта "Освоение Аргунского и Жерлового месторождений урана"».
— ППГХО предлагала отказаться от земель, но они не предложили нам никакую альтернативу, они просто дали мне сроки, когда я должна подписать отказ от земли. Они были уверены что я возьму и без альтернативы отдам им землю. Но это нас не устроило, — сказала директор «Жишэнчан» Елизавета Сорокина.