Общество «Тебе делать нечего?» Как стать наставником для ребенка из детдома в Чите и не пожалеть об этом

«Тебе делать нечего?» Как стать наставником для ребенка из детдома в Чите и не пожалеть об этом

История преподавателя математики из Читы

Это не одно и то же, что оформить опекунство или усыновить, но моральной ответственности ничуть не меньше

Преподаватель математики Читинского политехнического колледжа Илона Исаева живет по очень плотному графику, успевая совмещать работу, волонтерство, репетиторство, занятия бегом, а еще и воспитание пятилетнего сына. Вроде уже много всего, но она из той категории людей, для которых помощь окружающим становится фактически смыслом жизни. Поэтому неудивительно, что ко всему прочему читинка стала наставником для воспитанницы детского дома Маши (имя изменено. — Прим. ред.), которую сейчас незнакомым людям она представляет не иначе как свою сестру.

«У вас сейчас знакомство с Машей!»

У Илоны два технических образования. Но устроиться по специальности не смогла. «Девочки-инженеры, оказалось, почему-то не нужны в наше время», — разводит она руками. Появился вариант работать в вузе, и девушка согласилась, начала преподавать. Потом трудилась в школе и детском саду, сейчас в колледже. «Я прошла все круги сферы образования». (Смеется.) Говорит, жалеет, что не выучилась сразу на педагога, хоть с юных лет работала с детьми — вожатой в школьном лагере, затем была вожатой и воспитателем (это уже рангом повыше) во время учебы в университете. Жизнь будто специально подкидывала новые варианты взаимодействия с детьми.

— Я уже занималась репетиторством, когда одной знакомой девочке — разница у нас в возрасте 5–6 лет — понадобилась помощь по математике. Ее воспитывала бабушка, и это при живых родителях, которые что есть, что их нет. Мы сильно сдружились с той девочкой, я взяла ее на бесплатную основу, за полтора года всему научила. Потом она поступила ко мне в университет, окончила его с красным дипломом. Затем у ее младшей сестры подошел возраст сдавать экзамены. Мы и с ней занимались. Она всё прекрасно сдала и уехала учиться в Питер. Мы до сих пор хорошо общаемся. Так неосознанно у меня появился опыт наставничества, — рассказывает Илона Исаева.

Более-менее осознанное желание стать нужной ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, пришло к Илоне однажды ночью в 2022 году, когда она, «плавая» на просторах интернета, наткнулась на сообщение в группе регионального отделения Союза добровольцев России во «ВКонтакте» о поиске наставников для ребят из детдомов. «Когда жизнь у тебя расписана по часам, бывает такое, что надо себя еще куда-то деть. А тут это объявление. Я подала заявку», — вспоминает читинка. Она даже не до конца поняла, о чём именно идет речь, но всё равно решила попробовать. Через полтора месяца, прямо в День учителя, когда голова была занята праздником, ей позвонили и пригласили на курсы наставников.

Обучение шло два полных дня — на каждый из них по одному этапу. И если на первое занятие пришли шесть человек, то на следующий день явились только трое. Илона, не привыкшая отступать от задуманного, довела дело до конца, вняла всем наставлениям педагогов, проводивших курсы, и стала кроить свой график, в котором 90% свободного времени в тот период начал занимать спорт: не только тренировки по бегу, но и последовавшие соревнования. В это же время перемены происходили и в личной жизни забайкалки. Она развелась с мужем и осталась с маленьким ребенком. Решала квартирный вопрос.

Илона начала всерьёз заниматься спортом примерно в то же время, когда решила стать наставницей

— Не буду скрывать, в тот момент, когда я подавала заявку в проект по наставничеству, закладывала в это что-то личное. Возобладала потребность, эго, чтобы я была кому-то нужна и могла почувствовать отдачу. Сын еще слишком маленький, пока что воспринимает меня по-другому. Поэтому хотела, чтобы меня сделали наставником подростка лет 16 или старше. Как раз такого, с какими я привыкла работать в колледже. Казалось, что если достанется девочка лет 12, то я вскоре начну воспринимать ее как дочь и перейду в школу молодых родителей. (Кротко улыбается.) В итоге мы прошли обучение, получили сертификаты. Затем была личная встреча сразу с двумя психологами. Около часа мы разговаривали, а я же балабол. Думала, вообще меня не возьмут после этого собеседования, сильно боялась. Там мне и сказали, что, когда стану наставницей, обязательно нужно будет ограничить свои материнские чувства, постараться стать для ребенка другом, — вспоминает Илона.

Собеседование прошло в начале ноября, а 28 декабря, в канун 2023 года, позвонила психолог Светлана и отрапортовала в трубку: «Илона, одевайтесь, у вас сейчас знакомство с Машей!»

— А я купила квартиру, мы как раз днем ранее только переехали. Стою — веник в руках, и надо срочно собираться и бежать. Потому что впереди зимние каникулы, Маша должна была уехать к себе в детдом в Колочное (Черновский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Восточный». — Прим. ред.). Потом узнала, почему столько времени прошло с собеседования. Мы же заполняли анкету, каким примерно видим ребенка. И детям тоже подобные анкеты дают, чтобы написали, какого хотят наставника. И психологи ищут подходящие пары. У одного моего знакомого вообще чуть ли ни полгода прошло с собеседования, — отмечает Илона Исаева.

Илона со своим сыном

«Она балабол, как и я»

Илона и Маша встретились на площади Ленина. «Я ее узнала сразу. Стоит девчонка в белом, мнется, ждет. А я ведь даже не знала, как она выглядит, поэтому на первой встрече с нами была психолог», — вспоминает наставница. Специалист только помогла установить контакт, познакомила читинку с ее подопечной и ушла, а парочка отправилась в пиццерию неподалеку. Маша сильно стеснялась, поэтому общение получилось немного скомканным. А Илона, боясь задеть чувства ребенка, начала с того, что полегче — про увлечения, учебу, парня. Так и прошла первая встреча, девочка уехала в Колочное.

В детском доме Маша оказалась, когда училась в начальной школе. У нее есть старшие брат и сестра.

— Она пришла ко мне в гости после каникул. И на второй встрече я знала о Маше почти всё. Она балабол, как и я. (Смеется.) Рассказала, как попала в детдом, сколько лет там прожила, как ее однажды отправляли на лечение в Крым. Ну, думаю, раз ты всё рассказываешь, то и я буду откровенной. Так мы познакомились окончательно, — говорит Илона.

Илона о многих вещах рассказывает с юмором

Весна 2023 года, по словам наставницы, для девочки выдалась непростой. Учеба в училище культуры, где Маша была на первом курсе, удовольствия не приносила, а только раздражение и усталость. Были сложности в отношениях с парнем, потом неудачный опыт самостоятельного съема квартиры с подружками. Стандартные грабли многих начинающих студенток. Маша, по словам Илоны, ходячая катастрофа. Может, поэтому ей реально нужен был наставник. К тому же в апреле девочка вообще решила отчисляться из училища. А это означало возвращение в детдом. До 18-летия воспитанники должны находиться либо в учреждении, либо учиться и жить, например, в общежитии учебного заведения.

— Я приняла такую позицию, что ей слова «нет» не говорю. Всегда поддерживаю. Это твой опыт. Поэтому, когда она решила отчисляться, я не перечила. Маша тогда училась на хореографа, это физически очень тяжело. А еще они начали ездить с концертами, в общем устала. Я же начала рассматривать все варианты на случай, если ее отчислят, вплоть до оформления опекунства, чтобы Машу не забрали обратно в детдом. В итоге она смогла договориться так, чтобы доучиться первый курс, а потом решать, как быть дальше. Забегая вперед, скажу, что мы летом 2023-го отчислились, но поступили заново на первый курс на другую специальность. Если по-русски, на тамаду. Там нет столько физической нагрузки, но также учат танцевать, петь, актерской игре. И всё пошло хорошо. Группа и преподаватели ей нравятся, первый семестр окончила хорошо — без троек и долгов, — объясняет Илона Исаева.

Наставница не считает, что стратегия тотального соглашательства с ребенком вредна, наоборот. Ведь и соглашаться можно с умом. «Не говоришь «нет», но при этом пытаешься донести, а какие будут последствия, что может произойти. И потом, когда она уже набивает свои шишки, начинает понимать», — говорит о тонкостях Илона. Примерно так же она действует, воспитывая сына, не запрещая ему что-то, но выставляя искусственно барьеры: «Мы пойдем в магазин и купим такие сладости, какие захочешь, но на 100 рублей. Дальше выбирать тебе». Сама она до 18 лет, по собственному признанию, была будто под куполом, из которого нельзя сделать шаг ни вправо, ни влево. Вырвавшись из провинциального Кокуя в Читу, девушка, конечно, не наломала дров, училась отлично, но всё равно почувствовала свободу, училась совершать ошибки и исправлять их самостоятельно.

С ноября 2023 года Маша, не полюбившая общежитие, живет у Илоны. Близкие преподавателя — ее мама и бабушка, сын — отнеслись к этому шагу с пониманием, приняли девочку-подростка. А она, в свою очередь, начала помогать по дому, учиться готовить. За последние месяцы сильно изменилась.

— Еще в сентябре я подарила ей сертификат на обучение, которое она очень хотела пройти — на мастера по наращиванию ресниц. Это, конечно, недешево, поэтому поставила условие, что она будет полученные знания применять на практике. Маша обрадовалась, отучилась, закупила расходники и какую-то раскладушку, работает. Еще успевает учиться, а также устроилась аниматором в квесты. Порой приходит домой поздно вечером уставшая, в гриме, но довольная. Очень она этим загорелась. Я чувствую, как бы это ни звучало, что она одомашнилась. Даже по ее покупкам — если раньше это были чипсы и газировки, то теперь молоко, колбаса — что-то для всех членов семьи. Я чувствую, что она для меня как сестра, она мой родственник. Так всем и говорю, если кто-то спрашивает. Не уточняем, родные или нет. Ну двоюродные, — подчеркивает Илона.

Илона, порой, берёт с собой Машу на мероприятия, которые проходят в колледже, знакомит её со своими студентами

«Не будь как я»

Наставники в Чите ходят на собрания, где обсуждают, как строится у них общение с подопечными. Илона на такие встречи ходит редко, потому что не хочет выносить на всеобщее обсуждение то, чем делится с ней Маша, в какие передряги девочка попадает и как из них выпутывается. У них обошлось без длительного периода адаптации, как бывает у некоторых, но пройденный путь всё равно не назовешь простым. И сейчас всё пришло к тому, что есть.

— Я хочу для Маши быть ухом, какой-то опорой. Но опорой не в финансовом плане. Она полностью обеспечивает себя, работает, на чем я настаивала сразу, чтобы она поняла цену денег, и было меньше времени свободного на копания в себе, лишнее нытье. Это идеальный вариант, когда мысли уходят. Но при этом важен баланс. Маше говорю: «Не будь как я». Да, в 30 лет уже чего-то добилась, сильно независимая — сейчас таких женщин много, но это не очень хорошо. Я работаю, гребу вообще всё, устаю сильно. Ты не должна быть такой. Должен быть парень, муж, чтобы вместе идти по жизни. Но на себя перевести это я пока не могу. При своем графике найти себе того человека, который в этот график вклинится и не будет мне ничего высказывать. Пока так, — вздыхает Илона.

Поэтому в таком ритме жизни преподаватель колледжа даже не решилась рассказывать близким и знакомым о своем решении стать наставником. Боялась осуждения: «Куда ты лезешь, тебе делать нечего?» Поделилась уже потом, по факту. И нисколько не жалеет, что всё-таки нашла свободное время, чтобы уделять его Маше. Но найти минуты и часы недостаточно, надо еще просто любить детей, быть готовым, что ребенок из детдома может оказаться трудным, несговорчивым, в подавленном моральном состоянии. Это, конечно, не одно и то же, что оформить опекунство или усыновить, но моральной ответственности, говорит Илона, ничуть не меньше:

— Наставничество официально никак не оформляется, никакие записи в трудовую не вносятся и это никак не оплачивается. Это в чистом виде волонтерская деятельность, у которой нет срока действия. Ты стал наставником для ребенка, постарайся оставаться где-то рядом, по логике, навсегда. Я понимаю, что рано или поздно Маша вырастет и скажет: «До свидания!» В этом году ей уже 18 лет исполнится. Но эта связь у нас же всё равно останется. Дружить-то с ней можно будет и через 10, и через 20 лет. Может, придет озарение, и я еще раз стану наставником для другого ребенка, но точно не в ближайшие годы. Я хочу, чтобы Маша выросла, чтобы она понимала, что я ее не бросила куда-то и не нашла себе нового подопечного, что мы с ней вместе. Смотрю сейчас на Машу и ни капли не жалею, что стала наставником. Мы — люди, живем в обществе, и нам надо кого-то любить, чтобы кто-то нас любил. Поэтому почему бы и не попробовать. Но опять же надо видеть рамки, нужно искренне отдавать ребенку внимание, а он ответит взаимностью. Речи о какой-то выгоде здесь и идти не может, ни о каком пиаре. Проект вообще не об этом. Да, вы нашли меня, чтобы поговорить, выйдет статья, ну и что. Сегодня-завтра про меня забыли, новостная лента ушла вниз, а наши взаимоотношения с Машей останутся. Это не для галочки история, не для денег, для людей.

Не так давно в колледже к Илоне подошла коллега и долго расспрашивала про ее историю с Машей, про наставничество, про волонтеров. А потом подала заявку, чтобы стать частью этого проекта. Ей позвонили и сказали, что заявка одобрена.

«Смотрю сейчас на Машу и ни капли не жалею, что стала наставником»

Может быть, вдохновил пример Илоны, помог утвердиться в этой идее, решиться на самом деле на непростой шаг. Такое желание помогать бескорыстно, говорит наставница, надо в характере иметь: «Теперь я очень хочу, чтобы Маша отучилась, была у нее любимая работа, но она не упахивалась, чтобы гармония в жизни была. Я к ней привыкла, она есть и всё. Мы друг у друга есть, мы стали частью одной семьи».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления