Общество «…И начинает меня просто шпильками каблуков запинывать». Интервью с таксисткой о том, каково работать в Чите

«…И начинает меня просто шпильками каблуков запинывать». Интервью с таксисткой о том, каково работать в Чите

Поговорили про худших пассажиров, самооборону, сексизм и таксистские будни

Работать в такси сложно, а для девушки сложностей еще больше

Источник:

Наверное, не стоит объяснять, почему работа в такси тяжелая. Любая профессия, связанная со сферой услуг и постоянным контактом с людьми, непредсказуемая и стрессовая. А если ты девушка-таксист, то появляются дополнительные сложности и нюансы.

Мы поговорили с читинской таксисткой, для которой перевозка пассажиров — основной вид заработка вот уже как семь лет. Хрупкая девушка 34 лет рассказала нам о рабочих буднях, заработке, худших и лучших пассажирах и о самых жутких случаях в поездках.

«Вау, а мы не знали, кто нас повезет»

— Как вы оказались в сфере такси?

— Вообще, я училась в институте и с третьего курса работала в Сбербанке. Там я много кем была: бухгалтером, инспектором, работала в отделе обслуживания юридических лиц. Потом я ушла со Сбербанка, после института работала торговым представителем в разных компаниях. Когда сменила одно из мест работы, зарплата стала меньше, и тогда я и начала подрабатывать в такси.

Мне предложили поработать раскатчиком в новом читинском такси, то есть брать заказы, которые находятся далеко от меня, за доплату. Каталась после основной работы по вечерам. То есть прямо выходила с работы, садилась в машину, сразу программу включала и ехала на заказ.

— И сколько часов вы примерно так после основной работы развозили пассажиров?

— Допоздна, бывало и до утра, если это была пятница или суббота. Например, когда ночной клуб «Школа» закрывался, я оттуда забирала пассажиров.

— Как вообще реагируют пассажиры, увидев, что их повезет девушка? Есть ли какая-то особая реакция на это?

— Реакция есть. Раньше, правда, больше этой реакции было. Сейчас всё равно люди как-то привыкли, потому что стало больше женщин в такси работать. Девушки в основном никак не реагируют, просто говорят порой: «Как приятно ехать с девушкой». А мужчины иногда реагируют: «Вау, а мы не знали, кто нас повезет». В целом девушке-водителю как будто больше рады.

— А сталкиваетесь ли вы с какой-то критикой от коллег-мужчин из такси?

— Нет, вообще никакой критики нет. Я сейчас ни с кем не общаюсь из таксистов, но когда раньше общались, то все были как друзья, то есть как такового пола, как и у врача, у таксиста, грубо говоря, нет.

— Основная часть пассажиров — это кто?

— Женский пол это, наверное, процентов 80 — от школьниц до бабушек. Мужчины-пассажиры — это редкость. Грубо говоря, из 10 заявок двое мужчин будут, а остальные — это женщины.

«Где-то 30−33% заработка уходит в никуда»

— Сколько вы зарабатываете на такси за день, за месяц? Можете примерную цифру назвать?

— Мне кажется, тут всё зависит от того, сколько ты работаешь и сколько ты часов за рулем проводишь, потому что если ты подрабатываешь, то, естественно, это не деньги. Можешь заработать в месяц и 30 тысяч, а можешь и 150 тысяч.

— Но за 150 это нужно, видимо, упахаться и таксовать с утра и до ночи, да?

— Я могу сказать, что, например, когда час пик, за час можно заработать при самом-самом лучшем раскладе тысячу рублей. А при обычных условиях за час где-то от 500 до 800 рублей заработок. Но это грязными — без вычета комиссии, бензина.

По поводу того, столько от этой суммы отстегивается, то вот пример, чтобы было легче считать. Если зарабатываешь 100 тысяч в месяц, притом что ты самозанятый, как я, то минус 3 тысячи — это налог государству, минус 10 тысяч — это комиссия «Максиму». В среднем в месяц где-то тысяч 15−20 уходит на бензин. То есть где-то 30−33% заработка уходит в никуда. И это еще не считая моек, амортизации, замены масла, колодок и прочих расходов.

«Чаще мне комфортнее, когда просто „Здравствуйте“ — „До свидания“»

— Вы любите разговаривать с пассажирами? Комфортно общаться или лучше ехать в тишине?

— Я люблю разговаривать с пассажирами, на какие-то новые темы, но в основном всегда вопросы одни и те же: «А вам не страшно?», «А вы не боитесь?», «А сколько вы зарабатываете?», «Что, получается?». На эти вопросы устаешь отвечать каждый день, одно и то же говорить, поэтому чаще мне комфортнее, когда просто «Здравствуйте» — «До свидания».

— Как к вашей профессии относятся близкие? Просят ли найти стабильную работу?

— Относятся нормально. Ни от кого ни разу не слышала такого. Отец раньше говорил: «Всё это не профессия, это всё ерунда, надо куда-то устраиваться». А я ему говорила, что у меня в такси больше заработок, чем на всех других местах, где я работала. А он говорил: «Всё равно», — мол, машину убиваешь и всё такое.

А мама поначалу вообще не знала, что я таксовала. Но когда узнала, сказала, что всё нормально. Конечно, она в душе переживает, но я как-то не слышала, чтобы она говорила всё бросить.

«Пьяные женщины хуже, чем пьяный мужчина»

— Страшно ли вам таксовать?

— Мне вообще за себя не страшно. Я не знаю почему, но у меня как такового страха нет. Но мне бывает страшно в моментах, когда садятся пьяные женщины, потому что это еще хуже, чем пьяный мужчина. И мне больше страшно не за то, что начнется какой-то конфликт, она меня ударит или еще что-то. Мне страшно, что она может что-то сделать с машиной, что-то натворить в салоне, что мне придется сойти с линии и не работать какое-то время из-за этого.

Я почему-то за машину переживаю даже больше, чем за себя.

Да и всё равно в основном я работаю днем сейчас, в последнее время. Я понимаю, что бы ни случилось, я могу в любой момент выскочить из машины и убежать, и кругом люди, кто-нибудь всё равно поможет. А когда садятся люди, в основном девчонки молодые, которые пить не умеют, мне страшно, что они могут, грубо говоря, наблевать в машине.

— А были такие случаи?

— Были, но не в саму машину, на светофоре открывали дверь. Был еще один случай, что подружки пьяной девчонки раскрыли ей ее же сумку, и она наблевала прямо туда. Но все-таки в саму машину, слава богу, никто не блевал.

— А ругаетесь вы в таких ситуациях, когда пассажиры блюют?

— Конечно, ругаюсь. Был случай, что пролили вино, видимо, плохо закрыли. Они, конечно, дали денег на химчистку, но тоже пришлось два дня не работать, ждать, когда просохнет сиденье. Вот теперь постелила клеенку на заднее сиденье под чехлы.

«Девушка, чаще улыбайтесь, а то вы такая грустная»

— Часто ли пытаются с вами познакомиться мужчины в романтическом плане?

— Мне кажется, что раньше чаще пытались, а сейчас как-то меньше стало.

— А как это происходит? Это обходительно или такие мерзкие подкаты скорее?

— В основном это как бывает — когда рассчитываются картой, номер телефона им диктуешь, и они спрашивают: «А можно вам позвонить?». Бывало, что просто кто-то втихаря записывал телефон, а потом писал: «А вы меня везли в такси, очень понравились, я хотел бы с вами познакомиться». Прямо мерзких подкатов не было. Мужчины, мне кажется, у нас в Чите очень даже скромные и приятные люди.

— А как много таких случаев, когда пытаются познакомиться? Допустим, в неделю?

— Ну, один раз в неделю. Но бывает, что вообще за неделю ни разу. Видите, я уже настолько поднаторела, что мне некоторые пассажиры даже в чате пишут, мол: «Девушка, чаще улыбайтесь, а то вы такая грустная». Я когда еду, я вообще же сконцентрирована полностью на дороге, на безопасности пассажиров. Наверное, в этот момент у меня очень серьезное лицо. И наверное, просто боятся лишний раз спросить что-нибудь.

— А были ли ситуации, когда прямо приставали, домогались, предлагали какие-то непристойности?

— Такого не было, но был один раз, что посадили человека, у которого, видимо, был ДЦП или что-то типа того. И он был при этом пьяный. Друзья его посадили в машину, сказали: «Девушка, вы не бойтесь, он не буйный» — и деньги заплатили за него. Мы ехали, он сидел сзади за мной, и я чувствовала, что он тянет руку ко мне перед сиденьем. Я только почувствовала прикосновение, естественно, сразу убрала, остановилась, сказала: «Что вы делаете!», а у него же ДЦП, он еще и пьяный, сидит головой машет, ничего не понимает.

— А есть ли у вас какой-то личный дресс-код, когда вы водите, чтобы как-то себя обезопасить от таких случаев?

— В смысле бронежилет? (Смеется.) А вообще, да, есть. Даже летом стараюсь ездить в штанах из легкой ткани, чтобы ноги не было видно, я никогда не надевала ни короткие юбки, ни какие-то там вырезы. Вообще максимально просто и скромно, чтобы никаких частей тела не было видно.

— Вы стали больше бояться мужчин после того, как начали работать в такси, или, может быть, наоборот?

— Нет, наоборот. У меня было два плохих случая, и оба они были связаны именно с женщинами. Знаете, это как в детстве — тебя собака укусит, и ты потом собак боишься. И вот тут на меня женщина напала, и ты от этого женщин боишься, а мужчин нет. Мне даже где-то спокойнее, когда идет мужчина к машине, я не знаю почему. Мне кажется, солдат ребенка не обидит.

«А че ты здесь-то встала? Вези до первого»

— Самый ваш трешовый случай за всё время работы?

— Самый трешовый случай у меня был в начале моей карьеры, когда я только начинала работать в такси, мне было 26 лет. У них было такое крутое приложение, можно было видеть, как предыдущие водители оценивали пассажира. У моей пассажирки были все пять звезд.

Вышла девушка чуть старше меня, они ехали из кафе «Династия», сели выпившие, она на переднем сиденье, а муж ее сзади. И, когда мы подъехали к дому, она не смогла перевести мне деньги. Тогда еще «Сбербанк Онлайн» несильно был развит, и некоторые по СМС переводили. И я краем глаз смотрю, как она переводит, и вижу, что она даже не может правильно набрать, и постоянно приходит в ответ СМС, что неправильная операция.

Я думаю, чего я буду в пятницу вечером из-за ста рублей стоять с ней, время терять, я и говорю: «У вас мой номер же остался, завтра мне переведите, и всё». Она согласилась. Мы встали возле четвертого подъезда, а им надо было к первому, и она со мной ни с того ни с сего таким приказным голосом, как гопница, стала разговаривать, мол: «А че ты здесь-то встала? Вези до первого». У меня тоже есть чувство собственного достоинства. Я сказала: «Вы денег не заплатили, а еще тут права качаете». И, такого я просто не ожидала, она на меня набросилась.

У меня в руках был в тот момент телефон, знаете, раньше такое приложение было «Рация» — это как обычная рация, но только через телефон. У нас там был канал, где сидели таксисты, и туда можно было кинуть клич, чтобы они приехали к тебе на помощь. И я только успела в этом канале нажать кнопочку, что требуется помощь на такой-то адрес, и она у меня просто вышибает телефон, он улетает куда-то к ней в ноги, и она, сидя на переднем сиденье, разворачивается ногами ко мне и начинает меня просто шпильками каблуков запинывать.

Я одной рукой пытаюсь от нее отбиваться, а другой рукой пытаюсь нащупать ручку у машины, чтобы открыть дверь и выбежать из машины. И в этот момент очень быстро подскочили на помощь другие таксисты, ее из машины кто-то вытащил. Я в полном шоке была.

Она очень сильно меня избила, повыдирала волосы, у меня было расцарапано всё лицо, большая гематома на ноге. А еще она сломала пластик внутри машины.

Я написала на нее заявление в полицию, ее оштрафовали, по-моему, на 15 тысяч за хулиганство. Подала еще гражданский иск в суд за порчу имущества, и она еще 25 тысяч выплатила мне за моральный и материальный ущерб. Вот это самый трешовый случай был. После него я решила в Новосибирск переехать и бросить таксовать. Вот ты ничего человеку плохого не сделал, а он просто взял и на тебя набросился.

Потом она, конечно, извинялась, говорила, что бес попутал, что не знает, что с ней случилось. Еще, как выяснилось на суде, она работала воспитателем в детском садике.

— Это единственный подобный случай?

— Еще был случай, когда сели четверо мужчин. Я обычно всегда смотрю, кто выходит, и стараюсь машину поставить так, что если мне пассажир не нравится, то я просто беру и уезжаю. А тут почему-то я как-то ошиблась, мне показались они солидными.

А когда сели в машину, то я поняла, что это какие-то бывшие зэки, потому что, когда мы ехали, нас обогнал полицейский уазик, и они начали орать: «Мусора» — вот так всяко. В этот момент я поняла, кого я к себе посадила. А ехать-то надо было в Каштак. Это сейчас там везде фонари, а тогда был пустырь. Когда мы подъехали, то трое сзади сразу вышли, а который сидел спереди, он ко мне наклонился и сказал: «Зая, нету денег, давай я тебе свои права оставлю». Я сказала: «Всё-всё, идите, идите, ничего не надо».

А мне надо было лишь бы они вышли. Когда они вышли, у меня, естественно, был стресс, я хотела закурить. У меня в бардачке лежала зажигалка, вода и жвачка, как сейчас помню. И видимо, человек, который сидел сзади, еще и украл это всё. И меня такая злость одолела.

— А есть какие-то правила, которых вы придерживаетесь, чтобы обезопасить себя в поездке?

Самое основное — это не сажать к себе такого человека, при котором, возможно, будет небезопасно.

— А как вы это определяете? Можете рассказать, что это должен быть за человек, которого вы не повезете.

— Если он грязный, грязная одежда, видно, что на земле валялся, если у него есть какие-то следы крови на лице, на руках — и такое бывало. Если он выходит вообще без всего, если у него, например, при себе нет даже самой маленькой сумочки — тоже показательно может быть. Если он одет не по погоде — холодно, а он в одной футболке и штанах. Если шатается, не стоит на ногах. Ну вот такие случаи. А еще, когда долго выходят пассажиры, и ты с ними пытаешься созвониться, и они не отвечают в чате, не отвечают на телефон. Если человек адекватный и просто долго собирается, он всё равно ответит, а если никаких вообще результатов, то, скорее всего, он там пьяный и ему вообще всё равно, что там стоит, ждет такси.

— А нет ли у вас опасения к людям другой национальности, например?

— Нет. Вот, кстати, другой национальности люди, мужчины, сядут: «Здравствуйте» — и всё, и молча едут. Может, там на своем языке разговаривают по телефону или друг с другом, но вообще не пристают, ничего не спрашивают, ни одного слова. Как правило, мужчины и женщины другой национальности — очень вежливые люди.

— А можете, например, развернуться, уехать, если просто там толпа мужиков стоит? Допустим, они адекватно одеты, у них нет таких всех этих перечисленных признаков, их просто много.

— Если больше четырех, то я не сажу в машину, потому что не позволяет автомобиль, он не рассчитан больше чем на четырех пассажиров. Это даже по правилам дорожного движения нельзя. А четырех могу увезти, да. С ними даже веселее ездить. Можно с ними посмеяться, они о чем-то меня поспрашивают.

— А оружие, например, с собой не возите для безопасности?

— Нет. Мне предлагали перцовку, но, во-первых, перцовку распылять в машине — это себе же хуже сделать. А во-вторых, я вспоминаю тот случай с нападением, когда я даже не могла нащупать ручку у машины. Даже если я и нашарю эту перцовку, то, мне кажется, я ее себе же в глаза и распылю в стрессовой ситуации. Поэтому у меня ничего в машине нет. У меня раньше был шокер, но у него села батарейка.

«Сейчас такую девчонку вез, вау, какая красивая»

— Есть ли в Чите чат таксистов или отдельный чат женщин-таксистов?

— Насчет женского не знаю, но вообще чаты есть. Но я в них не сижу.

— Что там обсуждают? Обсуждают ли там пассажиров?

— У нас есть чат такси «Максим» в самом приложении, там да, обсуждают пассажиров, говорят адрес, что на ногах не стоят, что без денег, «не садитесь, не подъезжайте» или, например: «Сейчас такую девчонку вез, вау, какая красивая». Вот такое обсуждают между собой.

Может быть, есть еще какие-то личные чаты между друзьями-таксистами. У меня друг тоже таксует, подрабатывает, мы между собой тоже обсуждаем пассажиров, какие-то ситуации, например, неприятные или, наоборот, приятные.

«Мне за вас так страшно, езжайте домой, вот вам тысяча рублей»

— Чаевые в такси в Чите бывают? Какая самая крупная сумма доставалась?

— Сейчас чаевых стало меньше, потому что в основном все переводят картой, а картой переводят всегда ровно столько, сколько указано. Могут, например, если 145 рублей, перевести 150, и то это редко. А когда в основном рассчитывались наличкой, чаевых было больше, когда не брали на сдачу эти копейки.

А самые большие чаевые у меня были — это 2 тысячи рублей.

Тогда сели двое мужчин, и один из них сказал: «Ой, мне за вас так страшно, езжайте домой, вот вам тысяча рублей». В те годы тысяча еще была хорошей суммой, это сейчас уже ничто. А второй мужчина сказал, мол: «А я что, не мужчина, что ли? На тебе тоже тысячу, езжай домой». И вот так они дали мне сразу по тысяче рублей. Еще один раз было, тоже несколько лет назад на Новый год, мне тоже мужчина дал тысячу, сказал: «Это тебе на шампанское и мандаринки».

— Обманывают ли с платой за проезд?

— Да, обманывают.

— Часто такое происходит?

— Нет, сейчас вообще нечасто. За всё время, сколько я таксую, меня обманули только три раза: вот те мужчины, еще одна девушка аналогичным образом и еще третий случай был. Сели малолетки, — мне кажется, им даже 18 лет не было. Они сели, точно так же сказали, что сейчас зайдут домой, мама спустится. Но, естественно, никто не спустился.

«От „Пивных квадратов“ не забирала»

— Есть ли адреса в Чите, на которые вы никогда не поедете на вызов?

— Да, есть. Это район Заингода, например, там улица Сибирская, Новосибирская, то есть бараки — в такие дома я не езжу. Еще от «Пивных квадратов» не забирала.

— А ночные клубы?

— Туда увожу, а уже оттуда нет, в этот момент я уже дома сплю. Но раньше, когда подрабатывала, я ночные клубы нормально воспринимала. Сейчас уже нет.

— А конфликтные случаи с неадекватными пассажирами — это прямо редкость или такое раз в месяц условно может произойти?

— Раз в месяц-то может. И в основном всегда женщины. Вот почему женщины такие конфликтные?

— Если поставит пассажир одну звезду, то как-то это вообще скажется на вас?

— Нет. Только в каких-то очень конфликтных ситуациях. Но у меня таких не было. Они могут с офиса позвонить, уточнить информацию, а правда ли так было. Но, как правило, они всегда стоят на стороне клиента. Они никогда не встают на нашу сторону.

— Что вам нравится в профессии?

— Мне, во-первых, нравится водить машину. Я люблю это дело. Во-вторых, мне нравится свободный график работы. Вот это основное.

— А что бесит в профессии?

— Вот эти издержки профессии, неадекватные пассажиры. День может вообще пройти прекрасный, ты можешь хорошо заработать, у тебя могут быть хорошие пассажиры, и вот всё равно — раз, и кто-нибудь найдется. Может быть, я такой человек просто, при любой конфликтной ситуации у меня сразу начинает колотиться сердце? Я всё воспринимаю близко к сердцу, и у меня от этого портится настроение, и даже, приходя домой, я продолжаю думать почему-то об этой ситуации.

«Женщина, вы святая»

— А если бы у вас была возможность сказать что-то всем пассажирам такси, чтобы они это услышали, то что бы вы сказали?

— Я бы много чего сказала. «Отряхивайте ноги зимой», ещё сказала бы: «Будьте терпимее». Вот это, наверное, важно. Где-то промолчите, где-то успокойтесь. Потому что люди сейчас такие, что если им что-то не нравится, то в любой момент они готовы тебя просто разорвать. Нужно уважать друг друга, любить, быть добрее.

А можно еще один такой момент? Всю свою работу в такси я с детьми стараюсь не возить, потому что детского кресла у меня нет. В основном же мать всегда сидит в телефоне, на ребенка ей вообще всё равно. У меня как-то раз было, что ребенок дверь в машине открыл на ходу, а она и не заметила. У меня загорелся датчик, я поэтому и успела среагировать.

Но один раз села мамочка с ребенком и надела ему на ноги бахилы. Я спросила: «А зачем вы надели ему их?», а она сказала: «Чтобы он вам сиденья не запинал». Я сказала: «Боже, женщина, вы святая, вы просто святая, одна на миллион». Если она будет вдруг читать, то, может, узнает себя. Ей огромное спасибо.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE7
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления