Дороги и транспорт Смерть на колесиках. Разбираемся, почему в России так опасна аренда электросамокатов

Смерть на колесиках. Разбираемся, почему в России так опасна аренда электросамокатов

Публикуем мнения психолога, травматолога, автоюриста и урбаниста

Электросамокаты в последние годы стали пользоваться популярностью в крупных российских городах

Они несутся по тротуарам и выезжают на проезжую часть, не соблюдая правил. Получают травмы сами и наносят увечья другим — детям, взрослым, животным… Взять самокат в аренду может каждый — а вот ездить ответственно, предотвращать аварии и отвечать за последствия готовы не все. О проблеме самокатов в больших городах мы поговорили с экспертами.

Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Челябинск, Ярославль… Самокаты на улицах многих российских городов сегодня в прямом доступе, и катаются на них трезвые и нетрезвые, совершеннолетние и подростки, в одиночку, вдвоем или даже втроем (если вы помните школьный курс физики, масса движущегося предмета влияет на силу удара).

Пострадать от безответственности тех, кто арендует самокат, могут:

  • сами катающиеся (которые, как правило, не используют защиту);

  • прохожие (среди них дети, пожилые люди и животные, в отношении которых действует соответствующий закон);

  • автомобилисты (ведь внезапно выехавший на проезжую часть самокат создает помехи нормальному дорожному движению со всеми вытекающими последствиями).

Имеет ли эта проблема решение? Чтобы разобраться в ситуации, наши коллеги из MSK1.RU и Psychologies поговорили с травматологом-ортопедом, психологом и автоюристом.

«Считайте, что вы за рулем автомобиля»

Петр Волков, травматолог-ортопед:

— В начале карьеры я работал в травматологическом пункте Москвы. И каждое лето отмечал рост травматизма, связанный с такими видами транспорта, как велосипеды, ролики, самокаты. В основном травмы были нетяжелые: ушибы, ссадины, растяжения. Однако когда начался бум на электросамокаты, то количество тяжелых травм — переломов костей предплечья, ребер, голени, лодыжек, сотрясений головного мозга (и это не считая бесчисленных ран, ссадин и ушибов) — увеличилось многократно.

Травмы в цифрах

В 2019 году в Москве было проведено первое исследование, где подробно изучались типы повреждений, вызванных самокатами, — обычно это переломы и травмы головы, требующие неотложной помощи.


Исследование 2020 года показало, что количество ежегодных травм от электросамокатов выросло с 4582 в 2014 году, до появления проката, до 14 651 в 2018 году, когда они стали повсеместным явлением. Почти треть из них приходится на травмы головы — это более чем в два раза больше, чем у велосипедистов.


В 2021 году ученые обнаружили, что из 397 пациентов отделения неотложной помощи за год только 19 были в момент аварии в шлемах. 25% случаев потребовали хирургического вмешательства. В целом на каждые 100 тысяч поездок приходится 20–25 обращений в отделения неотложной помощи.

Причины такого высокого травматизма заключаются в следующем:

  1. Отсутствие защитного снаряжения (оно не предотвратит повреждение, но снизит его тяжесть, что позволит быстрее вернуться к активному отдыху).

  2. Невнимательность — тут несколько факторов, в том числе очень много детей и взрослых, которые не знакомы с правилами дорожного движения (ПДД), езда в месте большого скопления людей.

  3. Алкогольное опьянение — взрослые по большей части, особенно в вечернее время, могут кататься нетрезвыми, что снижает внимательность и скорость реакции.

Травмы, которые получают как катающиеся, так и те, кого они сбивают, разнообразные. От ушибов, ссадин и растяжений до переломов со смещением, в том числе и открытых, сотрясения головного мозга, ран различного размера и тяжести, очень характерно осаднение краев и загрязнение раны, что чревато развитием гнойного воспаления. Всё это приводит к чрезмерной загруженности травмпунктов и приемных отделений больниц.

«Самая легкая травма — та, которая не случилась, поэтому самое лучшее средство — профилактика»

Необходимо носить защиту (шлемы, наколенники и налокотники), но эту рекомендацию на самом деле мало кто соблюдает. Признаться честно, я сам как-то раз катался на электросамокате без защиты и могу сказать, что более практичные и актуальные меры профилактики заключаются в следующем:

  • соблюдать ПДД: пропускать пешеходов, соблюдать скоростной режим не более 25 км/ч, не пересекать пешеходный переход на красный свет;

  • быть внимательными: банально, но однажды прямо передо мной упало несколько человек, потому что они не увидели выступающую плитку и полетели через руль. Мое мнение: если вы едете на электросамокате, считайте, что вы за рулем автомобиля;

  • быть трезвыми, чтобы сохранить скорость реакции при внезапно возникшем препятствии.

Эксперты говорят, что выражение «правила дорожного движения написаны кровью» подходят и к езде на самокате

«Могут нести опасность для окружающих»

Кирилл Яковлев, психолог:

— Физиологически мозг созревает лишь к 25 годам. И хотя в 18–20 лет мы кажемся себе вполне взрослыми, но на самом деле наш мозг еще далек от своей физиологической зрелости, и лучше, если мы будем помнить об этом при совершении тех или иных поступков, включая эксплуатацию электросамокатов.

Также стоит учитывать, что любой навык формируется не сразу. Но иногда мы попадаем под действие эффекта (когнитивного искажения) Даннинга — Крюгера. Люди, имеющие низкий уровень знаний и компетенций в определенной области, значительно переоценивают свои возможности, что приводит к необоснованной самоуверенности и, как следствие, к негативным последствиям.

«Немного освоив вождение на самокате или велосипеде, люди нередко считают себя уже асами, что приводит к происшествиям и травмам»

Мозг предвосхищает положительные эмоции и находится в легкой эйфории, происходит снижение его возможности к рациональному и рассудительному мышлению, что мешает адекватно оценить ситуацию и элементарно спрогнозировать возможные негативные последствия своих необдуманных поступков.

В таких случаях рекомендую применять технику «объясни другому». Стоит посмотреть на себя со стороны, представить на своем месте знакомого и постараться объяснить ему возможные последствия езды на электросамокате среди скопления людей, на высоких скоростях без специального навыка и амуниции, среди движущегося автотранспорта и так далее.

К любому новшеству стоит относиться с определенной долей осторожности. Ведь, с одной стороны, новые технологии призваны облегчить нам жизнь, а с другой — могут нести опасность для нас и окружающих. Не всегда такая опасность очевидна и точно прогнозируема, и мы, к сожалению, встречаемся с негативными последствиями «нового», когда уже может быть поздно. Есть выражение, что «правила дорожного движения (как и правила техники безопасности) написаны кровью». Не стоит забывать об этом, и необходимо просто их соблюдать.

Учитывая хотя бы эти элементарные советы, можно предотвратить возможные проблемы для себя и окружающих. Ведь не всегда проблемы поправимы. Это подтвердит любой травматолог или юрист.

«Это бизнес, причем прибыльный»

Максим Едрышов, автоюрист:

— Проблема с автосамокатами сейчас более чем очевидна для многих. Возможно, самый простой путь, как решить ее быстро, — отменить их. Но по моему убеждению, необходимо вводить много ограничений, в частности поставить лимит скорости 15 км/ч для шеринга этих транспортных средств.

Когда скорость движения человека на самокате уже 25 км/ч, он представляет угрозу для окружающих и себя самого.

Выдвигались даже идеи обязать сдавать на права тех, кто использует самокаты, но я не считаю, что это стоит даже обсуждать. Всё, что действительно реально отрегулировать, — скорость. Также можно внести поправки в свод ПДД — пусть шеринговые сервисы поставят на свою технику эти скоростные ограничения в обязательном порядке.

При поиске решений важно понимать: это бизнес, причем прибыльный, и вряд ли крупные компании готовы просто так от него отказаться. Поэтому ответ — в области создания нормативных актов, по аналогии с теми, которые действуют для сервисов такси, чтобы представители шеринговых сервисов также несли ответственность за использование их потенциально опасной техники.

Самокаты очень удобны для людей, но часто создают опасность для пешеходов

«Это транспорт "последней мили"»

Денис Харитонов, урбанист:

— Сама по себе идея применения электросамокатов в быту очень хорошая — это транспорт «последней мили», не требующий специальных навыков управления. Он очень удобен для людей. Однако их движение по тротуарам действительно создает угрозу безопасности пешеходам. Я вижу в качестве выхода из ситуации дальнейшее развитие системы велодорожек и движение самокатов именно по дорожкам, либо программное ограничение скорости до 20 км/ч у прокатных фирм. Просто запретить электросамокаты — это значит лишить людей удобного средства передвижения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Мнение
Угрюмые люди, недоступные девушки и плохие авто: 27-летний китаец честно рассказал о впечатлениях от России
Джексон
предприниматель из Гонконга
Мнение
Что будет, если год не есть сахар? Сибирячка рассказала, чем питается и как сильно похудел ее муж
Полина Бородкина
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Рекомендуем
Объявления