Раскаленный асфальт, пот и троллейбусы — эти слова объединяются, когда в Читу приходит лето. Самое страшное здесь, конечно, троллейбусы, в которых легко получить тепловой удар, особенно, если в нем неисправен кондиционер. Мы решили прокатиться на нескольких из них и выяснили, что тяжко даже в тех, где всё работает.
Ранее сразу несколько жителей города пожаловались на сильную жару в салонах новых троллейбусов, а один из них сфотографировал табло, на котором показана температура внутри машины — она была на отметке в 37 градусов. Власти объяснили, что он был не оборудован кондиционером. Оборудованы лишь новые марки «Авангард», в других машинах работникам рекомендовано открывать окна и люки.
Я сажусь на остановке возле «Багульника» в «двойку» без кондуктора. Сидячих мест нет, хоть и не час пик. Встаю в проходе между центральной и задней дверью прям под кондиционер, чтобы хоть как-то охлаждаться. Вентиляция дует мне прямо в макушку, но так лучше, чем никак.
Несмотря на то, что кондиционер работает, в троллейбусе еще жарче, чем на улице. Уже через пять минут чувствую, что капли пота начинают формироваться на лбу. Еще пару минут, и начало бы капать с носа. Всматриваюсь в табло, оно мне показывает, какой сегодня день недели, время, число, следующую остановку, но не температуру в салоне. Странно. Везет, что ехать пришлось не в обед или вечером, когда все возвращаются с работы, а не знающие о существовании дезодоранта мужики не начинают поднимать руки, чтобы держаться за поручни.
Выхожу, и сразу легче. На улице хоть и жарко, а прямые лучи солнца без кепки или панамки почти смертельны, но хотя бы дышится легко.
Теперь приходит черед старой «тройки». Еду на ней специально, чтобы проверить, есть ли в троллейбусе кондиционер. Систему вентиляции не нахожу, но что-то слабенько обдувает лицо, возможно, воздух из окон от проезжающих мимо машин. Табло не читаемо — температуру не узнать. Так и добираюсь до торгового центра «Панорама» на Ленина, чтобы сесть на необходимую мне «двойку».
На остановке сидит парень лет 17 без футболки, с борсеткой, в джинсах и тапках, рядом более стеснительный друг. Между ног он держит бутылку минералки. Видимо, ему тоже жарко.
Здесь есть только лавочки, тень лишь от здания торгового центра и до лавочек не дотягивается. Если бы они были не из дерева, а из некачественного пластика, например, уже бы расплавились. Большинство людей прячутся в тень рядом с киоском с мороженым. Трогаю макушку и понимаю, что черные волосы на солнце начинают тоже раскаляться, и перебираюсь в тень.
Свою заветную «двоечку» я жду почти 20 минут. Появляется желание перебраться на следующую остановку, но риск пропустить троллейбус заставляет сидеть смирно. Мимо проезжают «шестерки» и «тройки», но «двойки» так и нет.
Вспоминаю видео, как девушки в такую жару бродят босиком по асфальту. Может, они долго учились ходить по углям и им начало нравиться?
Наконец сел. Ситуация та же, но свободных мест больше, кондиционер работает, хотя всё равно в салоне как будто бы еще жарче, чем под солнцем. Ощущение, что проезжающие мимо машины обдувают лучше, чем расположенные по всему троллейбусу вентиляторы. Электронное табло по-прежнему не делится информацией о температуре в салоне. К чему бы это?
Заметил, что по всему троллейбусу открыты окна. Кто их открыл, работники депо или пассажиры, не ясно, но, возможно, из-за этого кондиционер чувствуется лишь, когда транспорт стоит. Во время движения он выгоняет холодный воздух на улицу и помогает горячему проникнуть внутрь.
Две остановки проехали, и лоб снова мокрый. Задумываюсь на секунду, что это я такой потливый, потом смотрю на людей. Лица у них тоже мокрые, у некоторых еще и покрасневшие. За вышедшей на остановке парочкой замечаю влажный след на сиденье.
Выбраться сразу из троллейбуса не получается, двери, кроме передней, закрыты, пока все новые пассажиры не зайдут. Обычно это занимает около минуты. Иногда зайцы, чтобы не ждать очередь в переднюю дверь, забегают в центральную и последнюю. Некоторые из них платить за проезд не хотят. Сам пару раз попадал в ситуацию, когда из-за таких пассажиров водитель останавливался и через установленные в салоне динамики кричал, что никуда не поедет, пока зайцы не заплатят или не выйдут. Плохо от этого всем, не только зайцам. Долго и душно.
Как в троллейбусе летом?