
Один из трех переездов на улице Авиационной
Автомобилистам не нужно доказывать, что проезд на запрещающий сигнал светофора — это неправильно и, безусловно, опасно. То же самое касается и железнодорожных переездов, где нет шлагбаумов, но есть звуковая и световая сигнализации. Их называют нерегулируемыми. В Чите такие можно встретить, например, на улицах Авиационной, Лазо и Ярославского. И нередко случается, что перед переездом загорается красный, но поезда всё нет и нет. Как поступать в такой ситуации? Ведь нарушение грозит штрафом в 5 тысяч рублей или лишением прав на срок от 3 до 6 месяцев. Но и ждать бесконечно, создавая километровую пробку и на без того загруженных улицах, тоже не вариант.
Не так давно одна из наших читательниц рассказала, что в октябре была вынуждена дважды за день съездить из центра города на КСК. Путь ее лежал через улицу Авиационную. Там сразу три нерегулируемых железнодорожных переезда, два из которых зажаты закрытыми воротами оград промышленных зон, а на третьем пути достаточно хорошо просматриваются в обе стороны. Это пути необщего пользования — частные. То есть здесь не проходят пассажирские поезда, направляющиеся куда-нибудь в Москву. А чаще всего снуют маневровые тепловозы, проходят небольшие грузовые составы, доставляющие товар, предположим, на оптовые базы.



— Оба раза на переезде светофоры горели красным. Но все едут. Потому что встать там в 7 часов вечера — это создать пробку, не знаю, до Атамановки. И ощущение такое, что запрещающий сигнал включен постоянно, потому что и в 23:00, когда я второй раз ехала обратно, ничего не изменилось. Безумие какое-то. Все нарушают, но это выглядит в данной ситуации логичным, — удивилась горожанка.
Другая жительница города, которая живет на ГРЭСе и практически каждый день едет на работу и с работы через Авиационную, рассказала, что светофоры на переездах, конечно, горят красным не круглосуточно, но, случается, долго.
— Просто запрещающий сигнал загорается сильно заранее. Водители, когда проезжают, приостанавливаются и смотрят по сторонам. Очень хорошо видно, если состав действительно приближается. И когда он и вправду уже оказался на путях, пересекает проезжую часть, то водители останавливаются, пропускают. Ни разу не видела, чтобы на переездах здесь случались ДТП, так как кто-то не заметил поезд, — отметила собеседница издания.
На этом переезде чаще всего водители видят запрещающий сигнал, но не видят поезда
В исключительных случаях вагоны могут остановиться прямо поперек дороги. О такой редкости недавно в своем telegram-канале рассказала читинка Анна Васильева.
И, казалось бы, поезд действительно должно быть хорошо видно на подобных переездах, ведь скорости там обычно небольшие. Но ДТП всё же случаются. Совсем свежий случай произошел 28 октября 2025 года на проезде Авиаторов в Чите — недалеко от аэропорта. Там машину такси зацепило автосцепкой вагона-цистерны. Дорога из-за аварии оказалась полностью перекрыта, а жители поселка Рудник Кадала отрезаны от города.


По данным управления Госавтоинспекции по Забайкальскому краю, за прошлый и нынешний годы было зарегистрировано только одно ДТП на нерегулируемом железнодорожном переезде в Чите (ответ ведомства на запрос пришел до аварии на проезде Авиаторов). Это было в 2024 году на улице Ярославского. Обошлось без пострадавших.
В Сети мне не удалось найти упоминание этой аварии, о которой говорят в ГАИ, однако летом 2024-го сообщество «LENTA75.RU» в соцсети «ВКонтакте» публиковало фото с места ДТП на переезде на улице Лазо (они с Ярославского совсем рядышком). Там легковушка столкнулась с тепловозом. По словам очевидца, водитель авто выехал на пути на запрещающий сигнал светофора.

То есть нет сомнений, что ДТП на таких переездах всё-таки случаются. Но и штрафуют за нарушение правил дорожного движения при проезде через нерегулируемые железнодорожные переезды в Чите тоже редко. По данным ГАИ, в 2024–2025 годах сотрудники полиции трижды привлекали водителей в Чите к административной ответственности за нарушение ПДД по статье 12.10 КоАП РФ, всем им были назначены штрафы в 5 тысяч рублей. Нарушителей ловили на переездах на Лазо, Ярославского и в Авиационном переулке.
На вопрос о том, как же быть водителям, если на нерегулируемом железнодорожном переезде горит красный, но поезда всё равно нет в зоне видимости, в Госавтоинспекции ответили однозначно: «Водитель обязан руководствоваться главой 15 Правил дорожного движения Российской Федерации при движении через железнодорожные пути».
В главе 15 ПДД в числе прочего сказано, что выезжать на переезд запрещается при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора), а также при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума).
Читинский автоэксперт по ДТП Алексей Стрельников в комментарии для рубрики «Дураки и дороги» тоже обратил внимание, что никто из должностных лиц, имеющих отношение к безопасности дорожного движения, в том числе на железнодорожных переездах, ни на словах, ни на бумаге не разрешит пересекать такой переезд водителям автомобилей на запрещающий сигнал светофора, даже если последний технически неисправен. Не говоря уже о том, если он просто включен, пусть и надолго.
— Что за этим стоит? Считаю, что система контроля и злоупотребление нормами законодательства. Нужно понимать, что некоторые железнодорожные переезды являются частными. То есть хозяин такого объекта знает, что в любом случае закон на его стороне. Главное, включить запрещающий сигнал с зуммером для водителей, и делай, что и сколько хочешь. Откуда такая в этом уверенность? Из практики. Довольно часто мы наблюдаем, как такие сигналы ограничивают движение автомобилистам, когда ни на самом переезде, ни рядом с ним ничего не происходит довольно длительное время. Что же в итоге в таком случае делать водителю автомобиля? Формально — ждать. Сколько? Пока не наведут порядок, — подчеркнул Стрельников.
***
Вывод тут простой, даже совет — лучше, конечно, правила не нарушать. Но если решились, то только на свой страх и риск и под собственную ответственность. Законодательство однозначно будет не на вашей стороне.





