Япония сохранит свои интересы в нефтегазовых проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» на Дальнем Востоке, но запретит импорт российской нефти, сообщило 11 мая агентство Kyodo со ссылкой на заявление премьер-министра Японии Фумио Кисиды на майской виртуальной встрече лидеров стран «Большой семёрки».
Премьер сказал, что Япония в принципе запретит импорт российской нефти в рамках дополнительных санкций, наложенных из-за российско-украинского конфликта. Кисида не назвал конкретных сроков этих шагов, заявив лишь, что Япония сократит или прекратит импорт «в свете реальности». В то же время он отметил, что проекты на российском Сахалине жизненно важны для его страны в обеспечении стабильного энергоснабжения в долгосрочной перспективе. Доли в них принадлежат правительству и японским компаниям.
В 2021 году на Россию приходилось 3,6% импорта сырой нефти в Японию. По этому показателю Россия уступает только Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейту и Катару, четырём странам Ближнего Востока, которые обеспечивали около 90% поставок нефти на японский рынок.
— Мы предпримем шаги по поэтапному отказу таким образом, чтобы свести к минимуму неблагоприятные последствия для жизни японцев и деловой активности, но наш план по сохранению наших интересов [в проектах] остаётся неизменным, — цитирует политика Kyodo.
Высокопоставленный представитель правительства Японии, главный секретарь кабинета министров Хирокадзу Мацуно объяснил на пресс-конференции, что сохранение интереса к проектам также важно для обеспечения эффективности санкций против России, говорится в сообщении.
— Если мы выйдем из проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и Россия или третья страна получат интересы, это будет выгодно России, и есть вероятность, что санкции не будут эффективными, — заявил Мацуно.
Британская Shell вышла из проекта «Сахалин-2». Exxon Mobil Corp. из США объявила о своём выходе из проекта «Сахалин-1».
Мацуно также сказал, что Японии необходимо диверсифицировать источники и поставщиков энергии и что для этого страна «примет все меры», включая использование возобновляемых источников энергии и ядерной энергии.
Кисида отметил, что страна будет добиваться согласия местных властей на перезапуск станций атомных электростанций, остановленных после кризиса на Фукусиме в 2011 году, отмечается в сообщении агентства Kyodo.