Страна и мир Спецоперация на Украине «В Астане вас разуют и разденут»: казахстанец — о жизни эмигрантов из России, таксо-мафии и языковом патруле

«В Астане вас разуют и разденут»: казахстанец — о жизни эмигрантов из России, таксо-мафии и языковом патруле

Местный житель рассказал, как россияне адаптируются в новой стране и с какими проблемами сталкиваются

В Казахстане не всем удается легко обустроиться

С 21 сентября, когда Владимир Путин объявил частичную мобилизацию, граждане РФ начали массово покидать страну. Одним из главных пристанищ для беженцев от воинской службы стал Казахстан.

E1.RU уже рассказывал истории переехавших в соседнюю страну россиян. На этот раз поговорили с местным жителем о том, как эмигранты обосновываются на новом месте, с какими сталкиваются проблемами и поменялась ли обстановка в Казахстане в последнее время.

Роману 41 год, он гражданин Казахстана, живет в приграничном городке Рудном, предприниматель, владеет и руководит несколькими компаниями. Роман не раз бывал в России, а сейчас, когда в родную страну хлынул поток соседей, помогает им освоиться на новом месте. В первый раз он познакомился с эмигрантами случайно, а во второй поехал на границу уже целенаправленно.

— Сначала мы с друзьями привезли семь человек. Потом съездили еще раз и взяли с собой девятерых на двух машинах, — рассказывает Роман.

Доехать от таможни до населенного пункта — дело очень недешевое. Из-за большой волны эмигрантов услуга таксистов превратилась в роскошь.

— Доходило до того, что ребят принимали у нас на стороне водители, мы их называем «таксо-мафия», и заламывали конские цены: до Костаная — 5–10 тысяч рублей, до Астаны — 20 тысяч рублей с человека. Такого раньше не было, — делится Роман.

Костанай расположен на северо-западе страны

Поэтому бизнесмен с друзьями и начал возить прибывающих в страну. Деньги брали только за бензин, а заодно и помогали освоиться на новом месте.

— Мы свозили ребят в пункт обмена валют, помогли оформить сим-карты, снять деньги в банке, завезли в супермаркет, показали, что где находится, — говорит Роман.

Одна из главных трудностей, с которой эмигранты сталкиваются на новом месте, — это поиск жилья. Все гостиницы переполнены, а цены на квартиры стали выше в два раза. К тому же из-за большого спроса в этой сфере активизировались мошенники.

— Цены повысились моментально. Раньше нормальная стоимость квартиры была восемь тысяч тенге в сутки (около тысячи рублей. — Прим. ред.). Сейчас самая убитая однушка стоит минимум 15 тысяч тенге, — рассказал Роман. — Мошенники чаще всего наживаются именно на квартирах. Представляются хозяевами, просят скинуть предоплату, а потом пропадают.

Но мошенничество процветает не только в сфере жилья. Иногда искатели наживы проворачивают махинации с валютой или предлагают за немалые деньги оформить документы, в то время как это можно сделать абсолютно бесплатно.

— С курсом очень многих обманывают. В обменниках один рубль стоит 7,2 тенге, а менялы могут отдать по 5–6. Как-то раз на таможне парень поменял деньги доверчивому россиянину по курсу 1 к 1: то есть 100 тысяч тенге на 100 тысяч рублей, — возмущается Роман.

Для того чтобы полноценно устроиться в Казахстане, нужно получить ИИН (индивидуальный идентификационный номер). Без этого номера, к примеру, нельзя открыть и вести счет в банке. Услуга предоставляется государством бесплатно, но и здесь неосведомленные граждане РФ могут нарваться на мошенников.

— В Астане с одного парнишки умудрились взять 40 тысяч абонентской платы за пользование ИИН на полгода. Просто развели пацана, взяли деньги за само оформление, да еще и за пользование, — рассказал Роман.

Многие граждане РФ, пересекая границу, устремляются в большие города, думая, что там их ждет сладкая жизнь, но это не так, предупреждает Роман.

— Кроме трех городов в Казахстане — Астаны, Алматы и Караганды — россияне других не знают. И спрашиваешь: «Почему вы туда едете?» Отвечают, что город большой. То есть человек из большого города едет туда же, — объясняет наш собеседник. — В Астане вас разуют и разденут. Здесь есть признаки национализма, никто не отрицает. Этого очень мало, но есть люди, которые провоцируют. На таких нарветесь — мало не покажется. У нас, в северной приграничной части, есть русские казахи, у них версия как бы с обновлением, с русской прошивкой, — шутя рассказывает Роман. — Мы понимаем, что никакой угрозы от России нет. Мы рядом, мы общаемся, у нас очень много друзей из Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Москвы. Мы всё понимаем. Тем, кто южнее, это сложнее объяснить.

«Они думают, что Россия — это какая-то угроза»

От России никакой угрозы нет, мы ее не видим. Это всё политика, люди как общались, так и общаются между собой.

В больших городах приезжие могут столкнуться и с языковым барьером. Здесь некоторым местным не нравится, когда с ними разговаривают не на родном языке.

— Недавно я прочитал, что поймали одного из лидеров «языковых патрулей». Они так сами себя называют, — объясняет Роман. — Люди ходят по улицам, заходят в магазин, а там стоит русская девушка. Они требуют, чтобы их обслуживали на казахском. Это на югах в основном. Хотелось бы, чтобы таким людям было реальное наказание за межнациональную рознь, а не просто: поймали, провели беседу, выпустили.

Некоторые россияне ищут хорошей жизни не только в Казахстане, многие едут через страну транзитом, рассказывает Роман. А дальше — на Бали, Гоа или в Таиланд. В таких случаях следует быть особенно осторожными в обращении с деньгами.

— Люди уезжают на юга с мыслью, что там рубль дорогой, мы сейчас будем шиковать, будем жить в шоколаде. Приезжают в ту же Астану, в столицу, а там-то цены высокие, и деньги кончаются. А если нарвутся на какого-нибудь мошенника, то средства исчезнут еще быстрее. Ну и вынуждены ехать обратно в Россию. Какой там Бали? Домой бы доехать, — рассказывает Роман.

Некоторые россияне хотят, пребывая в Казахстане, работать удаленно, но с этим тоже могут возникнуть проблемы. Если вы не трудитесь официально, через 90 дней вас попросят покинуть страну. В противном случае по истечении этого срока при пересечении границы уезжающего будет ждать штраф. Но есть одна хитрость: можно выехать, а потом вновь пересечь границу и находиться там эти же 90 дней, рассказал Роман.

«В Казахстане необходимо официально устроиться на работу. Даже если вы программист на удаленке»

— Мы будем устраивать одного парня на работу, он механик. Единственная проблема — у него нет загранпаспорта. А у нас банки не выдают пластиковые карты без этого документа и штампика в нём о пересечении границы. Даже если у человека есть загранник, но там нет штампика, тебе пластик не выдадут, — рассказывает Роман о бюрократических проблемах в стране.

Роман пытается помочь приезжим, чем может, но не очень поддерживает их решение покинуть родную страну. Люди, которых подвозил мужчина, были в возрасте 30–36 лет. Роман видит их молодыми, наивными парнями, которым оказалось сложно принять возникшие трудности.

— Я заметил, что бегут люди, которые выросли в парниковых условиях. В больших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге — за 30 лет создали такие тепличные условия, что человеку даже подниматься с дивана не надо, чтобы зарабатывать, получать какие-то блага: еда по телефону, работа на удаленке. Вот парни садятся в машину, у них глаза детские, они удивляются, смотрят на всё, они это всё в первый раз видят. Я понимаю, почему они бегут: потому что, повесь ему на шею автомат, он перетянет вниз. И вот в этом минус вашей власти — они не разъясняют, кого брать, кого не брать, люди боятся этого, вот и бегут. Эти молодые люди не приучены к жизни, они обитают в интернете, в этой виртуальной реальности, они все в телефоне, а живого общения нет.

«Спецоперация — это их потрясение»

Этих ребят выдернули из среды обитания, из комфортных условий. И они пытаются адаптироваться. Сказали, будет СВО и мобилизация — всё, у них животный страх. Их можно понять, страх — это нормальное явление. Приезжие скованны. Они как щенки, которых выкинули из коробки, и они не понимают, что происходит.

Бегут в соседнюю страну и взрослые мужчины, а однажды Роман встретил на границе молодого человека с символикой спецоперации на одежде.

— Парень вышел из машины, а у него кепка с буквой Z. Я ему говорю: «А что ты вообще тут делаешь? Ты же топишь за Россию». Он сел в авто и больше не выходил. Если ты поддерживаешь, то поддерживай до конца, — делится своим мнением Роман.

Некоторые российские таможенники не стесняются показывать свое негативное отношение к покидающим страну. Они вслух называют пересекающих границу молодых людей «женщинами», рассказывает Роман.

Сейчас очередь на границе схлынула. С чем это связано, он не знает. Но если приезжие появятся вновь, он приедет помочь.

— Таможня пустая. Почему, что случилось — неизвестно. Мобильных военкоматов, как пугали людей, не было. Сейчас люди проходят таможню очень быстро. Поток мигрантов резко образовался и буквально за какой-то час иссяк, — рассказывает Роман. — Если еще появятся люди, заберем без вопросов.

Мы узнали у нашего собеседника и об обстановке в стране в целом. По его словам, с массовым приездом россиян в Казахстане практически ничего не поменялось.

— В стране, городе всё абсолютно так, как и прежде. Я работаю с людьми, очень много езжу по городу. Первое время было много российских машин из разных регионов. Всё было забито возле кафе, заправок. Потом всё нормализовалось, — говорит Роман. — Думаю, что и с рабочими местами проблем возникнуть не должно. По официальным данным, в страну въехало 200 тысяч россиян, а уехало почти 150, люди ушли транзитом. То есть перенасыщения рынка не будет.

Роман дал несколько рекомендаций тем, кто решил остаться в его стране.

— Максимально контактируйте с органами, получайте ИИН только в ЦОНе (Центр обслуживания населения) бесплатно. А если кто-то помогает, смотрите, чтобы это было не сильно дорого. Валюту меняйте только в обменниках, у нас даже в банках дороже. Будьте внимательнее с квартирами, не вносите никакой предоплаты, — советует Роман. — Ну и не бойтесь общаться с людьми, мы не кусаемся.

После объявления частичной мобилизации люди устремились не только в Казахстан, но и в Грузию, где тоже образовались огромные пробки. Сложности возникали и с пересечением границы в другую сторону: почитайте рассказ екатеринбурженки, которая вместе с семьей простояла в многокилометровой пробке больше двух дней без туалета и нормальной еды.

Все новости о частичной мобилизации в РФ мы собираем в специальном разделе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Чуть красивее обезьяны? Почему в Чите странно реагируют на мужчин, которые моют лицо не просто водой из-под крана
Анонимное мнение
Мнение
Перегрева экономики нет, а инфляция выгодна бюджету: экономист из Забайкалья — о беге ЦБ с горы
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Логистический хаб Wildberries в Чите и мечтатели из Могойтуя — события недели в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Одни боятся, другие женятся: откуда взялись мифы вокруг пятницы 13-го и что делать в этот день — объясняет нумеролог
Алина Шадрина
Мнение
Обратная сторона Маньчжурии: прогулялись по нетуристическому маршруту
Любовь Никитина
Рекомендуем
Объявления