Страна и мир интервью «Вы не вывезете никакой дрон, бесполезно». Что изменилось в Маньчжурии за 3 года и ждут ли там русских

«Вы не вывезете никакой дрон, бесполезно». Что изменилось в Маньчжурии за 3 года и ждут ли там русских

Цены, к слову, почти не поменялись

Маньчжурия давно стала для забайкальцев просто соседним городом, куда можно съездить за покупками на выходные. Но пандемия немного изменила Китай

Китай с февраля постепенно открывает свои границы, и забайкальцы, которые отвыкли за 3 пандемийных года ездить в соседнюю страну за покупками и развлечениями, снова начали планировать поездки туда. Тем более с недавнего времени стали доступны и безвизовые поездки в Поднебесную. Мы поговорили с блогером и, как его некоторые называют, маньчжуриоведом Юрием Черепановым о том, что изменилось в Китае по сравнению с доковидными временами, когда туда лучше ехать и почему брендовые товары там теперь купить не получится.

Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 15 ноября.

— Примерно где-то с марта-мая всё в Китае восстановилось. Сейчас мы можем видеть практически ту же самую Маньчжурию. Открыты все магазины, куча новых ресторанов, бани, сауны, массажные салоны — то, что любят русские туристы.

— По русским вообще скучали там?

— Они очень скучали. Но туристический поток, по моим подсчетам и данным с Читинской таможни, еще не достиг пороговых значений. Если в доковидные времена у нас въезжали в самый плохой день 1500–2000, обычно 3500–4000 и на выходные от 5000 в сутки, то сейчас въезжают 800–1200, на ноябрьские праздники въезжали до 2000.

Это связано с тем, что сейчас въезд в Китай осуществляется только на больших автобусах с международной лицензией. И недавно первый секретарь Коммунистической партии Китая обследовал таможенный пункт Маньчжурии на предмет того, что китайцы серьезно решили восстановить сообщение на транспортных средствах меньше восьми мест. То есть можно будет выезжать скоро на личном транспорте.

До последних двух недель («Редколлегия» записывалась 9 ноября. — Прим. ред.) не было въезда по безвизу, хотя об этом говорилось, начиная практически с марта. Сейчас пошли группы все по безвизовому обмену (первая группа туристов из Забайкалья поехала без виз в Китай 27 октября, пока поездки запущены в тестовом режиме. — Прим. ред.).

С 1 ноября китайцы отменили QR-коды, уже нет этой процедуры, что надо заполнять в WeChat, получать код, проходить санитарный кордон. Сейчас всё упростилось. Последний раз китайскую таможню наша группа из 37 человек, которую я вез, прошла где-то минут за 15. Обратно мы выходили, я специально засекал, полтора часа.

— Как-то изменилась обстановка в части цен и товаров в самой Маньчжурии?

— Китай — очень стабильная страна. За 3 года, которые мы не ездили, цена на пиво, еду поднялась на 2–3 юаня. К прежним ценам добавляйте процентов 10 за счет какой-то внутренней инфляции, а в основном цены все те же самые.

— Известно, что вы ездили в Китай за машиной. Почему не купили здесь?

— Я не автомобилист, просто существует спрос, значит должно быть предложение. Я начал помогать людям искать машину через китайских партнеров, перевозить. Пока есть сложности. Сейчас на собственной шкуре испытаем полностью всю цепочку. Приблизительно 10 машин уже переправили. Но это не мой бизнес, это просто я помогаю.

— А в чем выгода покупать в Китае машину?

— В Чите дилеры задирают цены. В среднем любая машина, ввезенная из Китая на физическое лицо, получается на треть дешевле, особенно это чувствительно по машинам старше 3 лет, с небольшим пробегом.

— А качество машин?

— По внешней и внутренней отделке они, на мой взгляд, превосходят уже немецкие.

— А «кэмэлы» сейчас есть?

— Им получается дорого сейчас. До последнего времени все же шли по визам. Представьте, это минимум миграционке платишь 130 юаней за визу — если группа идет, за индивидуальную визу платишь 390 юаней, плюс само приглашение, проживание в гостинице, проезд. Получалось, что 300 рублей 1 килограмм. До ковида было около 5000 «кэмэлов» по разным оценкам, из Агинского, Забайкальска, Борзи, Краснокаменска очень много ездили, для них это как бы подработка шла. Стоил тогда килограмм 120 рублей.

Какой смысл набирать «кэмэлов», везти их, гостиницу им заказывать и прочее, если сейчас очень легко перебросить груз карго (способ перевозки товаров с пересечением госграницы по упрощенной схеме без указания наименования и долгой процедуры оформления. — Прим. ред.). Так люди и делают. Там цена от 160 до 200 рублей из Китая отправить любой груз, абсолютно легально и безопасно.

— Помимо шопинга, сейчас в Маньчжурии есть какие-то развлечения для наших туристов?

— Это моя работа или мое хобби — показать другой Китай. Маньчжурия, на самом деле, это же по китайским меркам деревня. Да, это крупнейший транспортный хаб, но оттуда можно уехать куда угодно. Практически со всей страны — из Москвы, с Сибири — люди приезжают, потому что это намного дешевле, если брать визу через консульство.

С Маньчжурии я отправляю людей в Гуанчжоу, в Шэньжэнь, Шеньян, Пекин — куда угодно. Мы можем сделать, что человека встретят русскоговорящие, возьмут ему везде билеты, полностью построят маршрут. Сейчас, если человек выезжает, допустим, свыше пятнадцати дней, туристические компании, которые приглашают, обязаны расписать полностью его маршрут.

До ковида было гораздо проще — приехал, допустим, в Шанхай, где порядка 27,5 тысячи гостиниц, и выбираешь на свой кошелек, на свой вкус. После ковида появилось правило — все гостиницы лицензированы, если у нее нет лицензии на прием иностранцев, они вас никак не могут принять, подпольно могут, но это большие штрафы, и китайцы очень законопослушные, они стараются не рисковать.

Опять-таки говоря о Шанхае: у них всего 1700 гостиниц, которые могут принимать иностранцев. Это тоже надо знать. Вот есть сайт Booking (система интернет-бронирования отелей. — Прим. ред.), он не показывает, есть ли лицензия: ты можешь забронировать, приехать, но они не смогут тебя принять. Они обязаны тебя сфотографировать, пометить твою визу, внести тебя в базу и онлайн отправить в миграционную службу все данные об иностранце.

— Что-то в Маньчжурии за 3 года изменилось?

— Китайцы подстраиваются под спрос. Наши едут туда на шопинг. Сейчас пооткрывалось очень много, и «XX век» открылся, и многие другие рынки, к которым привыкли. Всё больше и больше становится магазинов. Появился спрос, допустим, на экскурсии в Хайлар. Мы сейчас предлагаем экскурсии в Хайлар, Харбин. Гораздо более интересный шопинг, интересный город, куча музеев, куча всего, что хочешь. Я удивился, в Харбине недавно был, есть что посмотреть, можно ехать за впечатлениями, необязательно ехать за покупками.

— Что вы привезли с собой, кроме впечатлений? Может быть, какой-то совет тому, кто едет в первый раз?

— Приезжайте в Китай, вы всё увидите. На самом деле, это всё просто, доступно. Не бойтесь, впечатлений будет масса. В Китае самый бюджетный для нас туризм. Если сейчас, допустим, ехать на три ночи, получается 7,5 тысячи рублей, это с гостиницей, с визовой поддержкой, страховкой, со всеми сборами. Если на четыре ночи — 8,5 тысячи рублей. Это вполне приемлемая цена.

Единственное — в Китай тяжело приезжать, в Маньчжурию в частности, летом, когда идет высокий китайский сезон. Маньчжурия в этом году приняла более 6 миллионов туристов, и моментально вырастают цены на гостиницу: если, допустим, сейчас можно снять номер в гостинице на сутки от 60 до 100 юаней (с завтраком), то летом самый дешевый номер был 300 юаней, нормальные номера стоили до 500 юаней — это около 7000 рублей.

— А можно ли привезти оттуда дорогие товары — технику, например?

— Вы имеете в виду брендовые?

— Да.

— Давайте поговорим о китайской таможне. Парадокс — вы пытаетесь купить что-то дорогое, качественное, фирменное: Louis Vuitton, Adidas, Nike — везете в упаковке, не дай бог, китайская таможня у вас увидела, и она может спокойно поставить товар на возврат. Обычно любые туристические группы сопровождает китайская турфирма. Они просто забирают эти товары.

— А почему так?

— Они выполняют четко санкции. Вы не вывезете никакой дрон, бесполезно. В группе у нас девушка везла мужу циркулярную пилу «Макита», у нее разорвали коробку, видят, что китайская, можно, но там лежало два алмазных диска производства Японии, их на возврат поставили.

— То есть сейчас только контрабандой можно ввезти бренды даже из Китая?

— У брендов обычно убирают упаковку, ну заметят — не заметят. Это раз на раз не приходится. Самое интересное, вы не сможете купить iPhone 15 Pro Max новый в Китае, он там стоит на 30% дешевле, на таможне поставят на него стоимость цены в России и заставят вас заплатить таможенную пошлину.

Многие путают, делают каких-то злодеев из таможни. Функция таможни фискально-заградительная — защитить внутренний рынок от дешевых товаров и заработать пошлину. Забайкальская таможня, кстати, лидер по сборам среди всей системы ФТС. То есть айфоны, дорогие шубы, дорогие вещи вывезти сложнее.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления