Р!
Туризм

Беднота и «мафия» трущоб Лимы

«Чита.Ру» продолжает публикацию серии путевых заметок забайкальцев Ильдара и Олеси Ахметовых из путешествия по странам Латинской Америки летом 2014 года. Теперь путешественники, как давно мечтали, оказались в трущобах Лимы. Именно им посвящена новая заметка.

Shanty Town

В Лиме мы провели целых три дня, поэтому времени, чтобы осмотреть самые разные её части, было достаточно. В самое первое утро я, как обычно, сидел, изучал путеводители, рыскал по форумам, анализировал отзывы в TripAdvisor – планировал, что же лучше всего увидеть. И сразу в нескольких местах наткнулся на прекрасные отзывы о компании Haku Tours и их знаменитом туре в лимские трущобы (shanty towns). Сразу, разумеется, заинтересовался – ведь я ещё в Бразилии мечтал побывать в фавелах. И в Сан-Паулу, и особенно – в Рио, ведь там они находятся прямо в черте города, совсем рядом с обычными кварталами. Но в Бразилии с фавелами не получилось, а здесь – такой шанс! Решили ехать, несмотря на довольно высокую цену — по 55 долларов с человека.

Следующим утром в 8.45 подъехал минивэн. Кроме нас двоих в тур поехали трое австралийцев и гид (он же совладелец Haku Tours и сам выходец из тех самых трущоб – Эдвин). Мы развернулись и двинули на юг. Нас предупредили, что мы должны одеться в яркую одежду, так как это считается символом радости и праздника, плюс всё это — древние традиции, оставшиеся со времён инков, которые любили яркие цвета. Тёмные и блёклые тона считаются некоторым неуважением либо признаком траура.

Трущобы в том виде, в котором они существуют сейчас, появились в Лиме не так давно – пару десятков лет назад. В 80-е годы в Перу было далеко не так спокойно, как сейчас. В горных районах, в Андах, орудовали террористы – точнее так называемые сендеристы, группировка «Светлый путь». Это было страшное время. Терруки (так их здесь называли) приходили в деревню рано утром, собирали всё небольшое население на центральной площади и проводили «народный суд». Тех, кто, по их мнению, хоть как-то «служил антинародному правительству» (то есть, как минимум, половину взрослых людей) – забивали камнями. Молодых и сильных – забирали в свою «милицию». И так далее.

За несколько лет в перуанских Андах были убиты десятки тысяч человек. Поэтому люди бежали в единственное относительно безопасное место – в столицу, туда, где можно было просто затеряться среди других людей. Новоприбывших, разумеется, никто не ждал – поэтому им приходилось самим искать себе место возле Лимы и строить жильё. Так появились Shanty towns — огромные трущобы.

Когда мы стояли на вершине холма, Эдвин показал нам два ориентира: высокую водонапорную башню и берег океана. Между ними – не меньше километра. Этот квадрат – один «сектор» трущоб. Всего таких секторов – двадцать шесть. Трущобы окружают Лиму со всех сторон. По площади они в несколько раз больше, чем все остальные районы города. И по количеству людей тоже: там живёт около 70% всего населения Лимы.

Первая остановка тура – «нижний рынок». Это ещё не совсем Shanty town, а просто большой базар, где покупают фрукты, овощи и мясо жители трущоб, и, например, владельцы ресторанов из других районов. Настоящий organic – и всё очень дёшево.

Следующая остановка – «верхний рынок», который уже принадлежит исключительно трущобам. Чужих сюда не пускают. Тут бегают местные дети и собаки. Все улыбаются Эдвину и радостно приветствуют туристов. Мы – гости, поэтому отношение к нам очень доброе. Все спрашивают откуда мы приехали, мы отвечаем – «Русия и Аустралия». Приятно, что при упоминании России многие радостно оживляются. Австралия местным не так интересна. На рынке покупаем большую связку бананов – чтобы угощать детей.

Автобус дальше не едет, дорог в трущобах нет, только тропинки и лестницы. Всё построено самими жителями — дома, все коммуникации, фонари, столовые, детские сады. Хоть и мало кто учился в университете, но построено всё на совесть.

Поднимаемся по лестнице и стучимся в один из домов. В нём живёт мастер-ювелир. Он с помощью допотопных молотков и зубил, без всякой техники делает прекрасные серебряные предметы. Эдвин объяснил, что большинство дорогих ювелирных изделий, украшений, дорогой посуды делается именно здесь, в трущобах, вот такими талантливыми мастерами. Заказчики платят им копейки за работу – а потом продают вещи в дорогих магазинах за очень большие деньги. Мастер говорит, что бесплатно учит ремеслу молодых ребят и детей. Иначе, если они не научатся ничего делать руками, то станут преступниками.

Идём дальше, останавливаемся возле аккуратного маленького дома. В нём живёт «лидер» — женщина, которая руководит небольшим районом трущоб, как управдом. Само собой, она не получает никакой зарплаты, и вообще никакой официальной должности у неё нет – просто есть авторитет среди жителей. Она выносит для нас кувшин чичи – это самодельное пиво из кукурузы. Чтобы чича забродила, кто-то должен тщательно пережевать сырой початок – это тонкое ремесло.

Чем выше на холме находится дом, тем более бедные люди в нём живут. Ведь дорог нет, водопровода тоже. Поэтому воду нужно носить вручную из грузовика, который её каждое утро продаёт внизу. Кроме домов, на самой вершине холма – детский сад и столовая. И воспитатель детского сада, и повара в столовой работают бесплатно. Заходим в детский сад – небольшой сарайчик, но внутри достаточно уютно. Воспитательница и шестеро детей. Хорошая мебель, игрушки – всё это пожертвования.

Рядом – столовая. Готовят обед из двух блюд: овощной суп с макаронами и рагу из говяжьего лёгкого с картошкой и рисом. Стоит 2 соля (чуть больше 20 рублей). Детей-сирот кормят бесплатно. Порции огромные: но это, как правило, единственный приём пищи за день, мало кто завтракает или ужинает. Накладывают и нам на пробу в общую тарелку – вкусно! Мне особенно понравилось рагу из лёгкого, Лесе — суп.

Не всё, конечно, так радужно и спокойно в трущобах. Именно там обитает вся организованная преступность, «мафия». Там торгуют наркотиками, крадут детей на органы. Туристам эту часть трущоб, конечно, не показывают – но она есть. Дома, в которых живёт мафия, внешне ничем не отличаются от остальных построек – хотя внутри, наверное, отделаны роскошно. Снаружи их можно узнать, только если углядеть аккуратно спрятанные во дворе спутниковые тарелки.

В целом культурным шоком для нас, в отличие, например, от австралийцев, посещение трущоб не стало. В российской глубинке, в далёких деревнях и даже маленьких городах, люди живут примерно также. Выживают, вопреки всем обстоятельствам, часто без всякой поддержки государства. Но такого уровня самоорганизации, сплочённости и вот этого чувства ответственности нам, наверное, не хватает.

Ещё интересное наблюдение – мы практически не видели мужчин, только женщин. Скорее всего, они где-то и как-то пытаются заработать денег для своей семьи: ездят в центр чистить обувь прохожим, продавать газеты или воду на улицах, работают на стройках или таксистами… А женщины в это время занимаются домом, детьми. Трудно чётко сформулировать эту мысль, но, возможно, в нашей стране слишком многое бывает завязано на женщине, в силу её большей природной ответственности. Она и весь быт тянет, и деньги зарабатывает. А мужики – пьют. Чем им ещё заниматься? Здесь же женщины обычно занимаются благотворительностью, за которую не получают ни гроша, и именно мужчина несёт финансовую ответственность за семью. Но это все только ошмётки мыслей, пока сложно и непонятно. В любом случае, после трёх часов в трущобах на многие вещи вокруг мы точно будем смотреть совсем другими глазами.

НазадВперёд
3 отзыва

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

посмотрите наши трущёбы - лима отдыхает!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

это вы про рудник-кадала?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А одеты жители трущоб в черные тона (кроме управдома).