Город «Родом из Забайкалья» интервью «Родом из Забайкалья»: С экстримом в крови

«Родом из Забайкалья»: С экстримом в крови

Жизнь прекрасна и удивительна. На верёвке с моста — это огромный риск. Но когда занимаешься этим профессионально — ты просто учишься технике, элементам. Растёшь, прогрессируешь.

Окончил Томский университет систем управления и радиоэлектроники. Специалист по информационной безопасности. Работает на одной из трёх крупнейших в России площадок для парашютного спорта — в экстрим-парке «Аэродром Танай» в Кемеровской области. Диплом — на почётном месте в шкафу. Женька — на любимой волне спортивного экстрима. Большой умница и просто — большой, добрый, весёлый Евгений Катаев в проекте «Чита.Ру» «Родом из Забайкалья».

Не так страшен Валуев, как его малюют

- Ты сегодня с Николаем Валуевым встречался. Как он... вблизи?

- Вблизи ещё страшнее (смеётся). Огромный, обросший — просто ужас! У него благотворительный фонд поддержки детско-юношеского спорта. Много проектов в Сибири по этой линии. Приезжал на наш аэродром.

- «На наш»... Почему уехал из Читы? Что не понравилось?

- Всё понравилось! Но хотелось уехать подальше — возраст такой был. Сменить обстановку, быть более самостоятельным. Тогда мне казалось, что это разумно (улыбается)

- Это был для тебя первый вид экстрима?

- Нет, пожалуй, это никакой не экстрим. Это нормальное решение взрослого человека.

- Специалист по информационной безопасности — почему?

- Название красивое (смеётся). И Томск приглянулся (был там много раз на соревнованиях).

- А как безопасность, да ещё информационная, ужилась с экстремальными видами спорта?

- В Чите я ничем таким особо не занимался. Правда, начинали с того, что было доступно - ходили в горы поблизости и в районе Байкала. До высоких, вроде Кодара, не добирались. Молодые, чудили по-страшному. Как-то на велосипедах поехали на Арахлей. У одного велика (не специально — получилось так) отказали тормоза. А мы уже на обратном пути. Летим! Дорога — вниз. Едет иномарка, скорость - за 80 км/ч, конечно. Я не отстаю (да и не могу!). Идём колесо в колесо. Мужик сначала не понял (чудик какой-то едет и пусть едет). Потом видимо, на спидометр поглядел - глаза вытаращил!

В Сибири познакомился с ребятами, которые увлекались другими видами спорта — сноубордом, горными лыжами... В университете занимался армреслингом. Всего понемножку. Но это не мешало осваивать так называемые... солидные дисциплины. Они прекрасно уживаются и с лыжами, и с парашютом.

Есть многие вещи, которыми не увлекся серьёзно, как в своё время гирями, но попробовать посчастливилось. Например, дайвингом.

- Почему променял глубину на высоту?

- Дайвинг — это прекрасно, это здорово. Но чтобы им заниматься, нужно этим жить, вкладывать немалые силы и средства. Притом, именно средств требуется больше, чем чего-либо.

В России не так уж много мест для погружений. Нет, не так... Мест много, но климат не благоприятен для длительных тренировок. Для дайверов идеал — Красное море и другие подобные места. А чтобы туда ехать (даже в другой город) — дорого.

1 из 7

Укладка — дело святое

- Как узнаёшь, что человек «из ваших»?

- Трудно сказать... Некоторые люди (таких очень много) не скрывают своих увлечений, не делают из этого какую-то тайну за семью печатями. Наоборот — стараются выделиться в одежде, в тату, пирсинге. Потому что спорт, особенно для начинающих - это престижно. Есть определённые реквизиты, по которым можно определить. Каждый парашютист имеет на шее цепочку со шпилькой. Шпилька — такой атрибут парашютный. Можно сказать, символ этого спорта...

А иногда, казалось бы, обычный человек, с которым ты сталкиваешься не по работе, а по каким-то далёким от спорта делам, неожиданно оказывается альпинистом или спелеологом. Или хорошим скалолазом. Об этом не всегда узнаешь сразу. Но при общении это выясняется довольно быстро. Рыбак рыбака всё-таки видит издалека!

- Экстремалы — в основном, молодые люди?

- Возраст? Нет. У нас все подряд. Бывает, что люди начинают заниматься парашютным спортом в 50 и даже в 60... Есть у нас один парашютист — он в 57 ещё вовсю занимался тяжёлой атлетикой (тоже экстрим своего рода!). И очень боялся высоты. Буквально панически. Часто появлялся в ДОСААФе, записался, смотрел, как люди прыгают, но сам в этом действе не участвовал. Только когда ему стукнуло 57 - впервые попробовал.

- Почему ты не связал жизнь с профессией, которую получил в университете? Сидел бы сейчас в банке, как компьютерный гений, отвечал за безопасность информационной системы. Очень престижно по сегодняшним временам и высоко оплачивается...

- Мне это было... не то, чтобы даже неинтересно. Просто с трудом представляю себя сейчас, занимающимся работой такого плана. Это, так или иначе, офис. Это, так или иначе, полная рабочая неделя с возможностью куда-то вырваться только в выходные и в отпуске. По сравнению с моей сегодняшней жизнью это... как-то невообразимо.

Сейчас я занимаюсь тем, чего хочу. Рабочая неделя складывается в зависимости от сезона. Лето, весна, начало осени — в основном, на аэродроме. Практически в офисе (он тоже есть) мы не бываем. Наскучило на одном месте — выбираешься в другой город по возможности. Всё не так далеко - Новокузнецк, Новосибирск, Томск, Барнаул. Опять же везде есть знакомые (спортсмены — люди общительные!). К примеру, просто молодёжная тусовка: пообщались, потанцевали, и позже люди не пересекаются. В спорте не так. Те, кто бывают в дайвинге - часто прыгают с парашютом. Кто катается на лыжах, могут иногда и нырять. Некоторые наши парашютисты — отличные дайверы. Поэтому везде есть интересные занятия. Уезжаешь на день-два, переключаешься.

Осень, зима - необходимо готовиться к сезону. Вот тогда очень много работы в офисе. Несколько дней (обычно со вторника по четверг-пятницу) ты в городе, но после этого снова - на аэродром. Прыгаем круглый год.

- Чем занимаешься? Не только же прыгалки с парашютом...

- Есть отдельная служба, которая организует работу лётчиков, заправщиков (топливо, расписание полётов). Этого мы, конечно, не касаемся. А всё, что касается парашютно-десантной техники, укладки парашютов, - вот тут я и работаю. В обязанности входит — руководство штабом укладчиков основных и запасных парашютов, а также отвечаю за техническое обеспечение парашютно-десантной техники (состояние, допуски, осмотры), на которой прыгают люди.

Танай ориентирован, в основном, на спортсменов. Такие клубы называют дропзонами (от англ. drop zone). Но параллельно мы проводим прыжки с десантными парашютами. Вот за организацию таких смен ДОСААФ отвечаю я, начальник парашютно-десантной службы и ещё пара ребят. То есть всё, что касается техники, укладки — это моё.

- Укладка парашютов — ответственное дело, столько жизней на стропах...

- При укладке парашюта ответственность каждый берёт за свою жизнь, и только за свою (улыбается). - А как относитесь к цене своей жизни, товарищи экстремалы — философски, наверное, когда на верёвке с моста, как ты в Томске и Чите несколько лет назад...

- Жизнь прекрасна и удивительна. На верёвке с моста — это огромный риск. Но когда занимаешься этим профессионально — ты просто учишься технике, элементам. Растёшь, прогрессируешь. Там уже не должно быть страха, да и его не может быть фактически, ведь при занятиях одним и тем же ощущения притупляются.

Пробуешь что-то новое, впервые — та же гамма ощущений, как у... обычного человека (смеётся).

Бегать из одного вида спорта в другой из-за этого... Не знаю. Возможно, кто-то так и делает. Но я считаю, что пробовать можно разное, но совершенствоваться надо в том, чем постоянно занимаешься. А совершенству, как известно, пределов нет.

В том же парашютном спорте постоянно придумывают новые и новые элементы, новые виды техники. Люди продолжают расти, прыгать. И точно так же, как в свои первые прыжки — получать от этого удовольствие. Не страх, который ещё называют выбросом адреналина. А нечто большее. Ты профи. Ты с небом на ты. Это кайф самопреодоления...

- А что для тебя — высота, к чему стремишься в парашютном спорте?

- В этом виде спорта — я новичок. Что такое 500 прыжков по меркам профессионалов? - детский сад! Так что мне ещё расти и расти. И это... здорово. А что мерило мастерства? Обычно это стандартные показатели — соревнования, чемпионаты... Показываешь результат — значит, научился. Как в любом виде спорта.

1 из 10

Если с другом вышел в путь...

- Прыгаешь с парашютом, прыгал на верёвке с моста, тягал гири, погружался под воду, ездил на сноуборде, ходил в горы... Что ещё?

- Лазили по скалодрому, прыгали на велосипедах... Когда-то. В этом году попробовал спуск на специальной технике (что-то вроде парашюта) с горы. Зимой - на лыжах. Летом — на ногах. На параплане - тоже было дело - летали. Прыгали с дельтаплана с парашютами...

- Какой Евгений Катаев лет в 60? С детьми-внуками...

- Ещё с парашютом и на сноуборде.... Жутковатый дед будет! Пока предпочитаю об этом не задумываться(смеётся).

- А как ты научил маму не волноваться? Приезжаешь редко, занимаешься по меркам материнского сердца — ну честно — чёрт-те чем!

- Вряд ли мама научилась не волноваться... Мамам (ради их же блага) лучше узнавать о некоторых вещах уже по факту (улыбается).

- Какие человеческие качества, черты характера воспитывает спорт, в которым всё время находишься на грани?.. Что объединяет парашютистов, сноубордистов, которые (все знают по новогоднему фильму!) лучше лыжников?!

- Тяжёлый вопрос. Он требует времени, чтобы подумать и как-то обобщить... Если, конечно, здесь вообще можно делать какие-то общие выводы. Есть люди — друзья (их немного), есть знакомые, с которыми мы пересекались в спорте. Но чтобы узнать, какой человек внутри — пару раз пересечься маловато будет. Человеческие качества — они были, есть и остаются. И важны, и присущи не только спортсменам. Это готовность взаимовыручки, твёрдость характера, твёрдость слова. Они или есть, или их нет. Спорт не исправит негодяя, если человек подлый в душе. Хотя, конечно, именно в экстремальном спорте жизненно важно знать, можно ли положиться на человека, который с тобой в команде, выручит ли он тебя, если вдруг что...

- Было?

- Было. Несколько раз. В горном туризме. Люди, которые случались рядом, выручали так... что, только благодаря им, я живой, хожу на своих ногах...

В Чите всё ещё будет

- Когда вы с друзьями прыгали под Читой с моста федеральной трассы, автомобилисты сигналили, грозились вызвать полицию, некоторые, правда, желали удачи... В Томске реагируют иначе?

- На самом деле, гордиться теми прыжками нечего. Мы занимались этим исключительно для себя, используя настоящее альпинистское снаряжение (верёвки, карабины, обвязки). Никого шокировать или удивить не пытались. В других городах есть объекты — мосты или высотки в центре города - с которых прыгают, чтобы привлечь к себе внимание. Ну, это вопрос интересов.

Что касается Читы. Возможно, к таким вещам люди меньше приучены, потому что экстремалов (в спортивном смысле!) там ещё не так много. И федерации экстремального спорта, как в Томске и некоторых других сибирских городах, ещё нет.

Но отлично развиты другие виды спорта. Есть прекрасные альпинисты, маунтинбайкеры хорошие, мотоциклисты... Отличная школа скалолазов и парапланеристов.

Чите есть, чем гордиться. Есть ребята, которые выводят её на уровень. А федерации и прочее — это всё придёт. Лишь бы было, кому заниматься.

Поэтому не надо думать, что в Забайкалье никуда себя деть, нечем заняться. Такое отношение возникает от того, что люди не видят или не хотят видеть, что на самом деле очень много в Чите есть и неплохо развито.

Кто хочет, тот найдёт. Хотели мы, в школе ещё, заняться гиревым спортом — нашли. Кто нас заставлял горы железа ворочать на тренировках и соревнованиях - тоннами? Могли бычки пинать и отговариваться, что в Чите скука смертная. Мальчишки в Атамановке занимались гиревым спортом в заброшенном подвале. Сами его восстановили. И из того подвала «вышло» три рекорда России и первенство Европы!

Поэтому в Новый год желаю Забайкалью побольше интересных мероприятий, которые могут выявить талантливых целеустремлённых ребят. Побольше людей, развивающих именно спорт. Часто многие вещи решает именно личная инициатива. А энтузиасты в Чите есть, и немало.

- Парашютисты Новый год, наверное, как-то по-особенному встречают?

- Кто на что горазд! Каких-то общепринятых традиций нету - одни прыгают сразу после боя курантов, другие придумывают что-то своё. Наша компания завтра выезжает на горнолыжный курорт и в полночь мы будем на горе. Кто на лыжах, кто на доске.

Может, когда-нибудь мои новогодние вечера будут домашние, спокойные, но пока — так веселее. С Новым годом!

P.S. Женя - один из первых воспитанников отделения гиревого спорта ДЮСШ спортивного клуба армии. В начале нулевых годов, после многолетнего перерыва, в Забайкалье возродили гиревой спорт. Тренировали школьников из Читы и района Валерий Яковлевич Чумаченко и Евгений Ковтун. Команда выезжала на соревнования в Томск, Омск, Новосибирск, Тюмень, Санкт-Петербург. Евгений стал кандидатом в мастера спорта. Трижды на соревнованиях не хватало пол-очка (!) до мастера спорта. В 2006 году в Улан-Удэ стал бронзовым призёром чемпионата России среди юношей. В 2009 — серебряным призёром полуфинала России среди студентов в Омске. В десятке ведущих спортсменов России в своей весовой категории.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Косу не расплетай, голову не мой и спи на учебниках: как сдавали экзамены до ЕГЭ
Любовь Никитина
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
Что будет, если год не есть сахар? Сибирячка рассказала, чем питается и как сильно похудел ее муж
Полина Бородкина
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Рекомендуем
Объявления