Бизнес Молибденовая зависимость

Молибденовая зависимость

Жирекенский горно-обогатительный комбинат, расположенный в Чернышевском районе Забайкальского края, в конце 2013 года вполне может оказаться в ситуации, когда единственным выходом управляющей компании «Союзметаллресурс» будет его консервация...

Жирекенский горно-обогатительный комбинат, расположенный в Чернышевском районе Забайкальского края, в конце 2013 года вполне может оказаться в ситуации, когда единственным выходом управляющей компании «Союзметаллресурс» будет его консервация.

С 1 октября на предприятии вводится режим неполного рабочего времени, а с 2014 года ГОК начнёт сбрасывать на баланс муниципалитета коммунальную инфраструктуру – крупную котельную и 28-километровый водовод. В среднесрочной перспективе это может привести в превращение в целом благополучного посёлка в очередной населённый пункт, лишившийся градообразующего предприятия без особых перспектив получить что-то взамен. Не очень эффективно работающая федеральная программа развития моногородов, например, до Жирекена так и не добралась, хотя внимательный анализ мировых цен на молибден уже в 2009-2010 году требовал от региона предметного внимания к будущему посёлка.

Нынешние власти региона предпринимают усилия для спасения предприятия, но у правительства края почти нет рычагов для того, чтобы ситуацию кардинальным образом изменить. При себестоимости производства конечной продукции в два раза выше мировой цены спасти предприятие может только чудо. Его поисками придётся заниматься вновь избранному губернатору. Это будет одной из самых непростых задач для нового кабинета министров.

15 – 70 - 25

По информации сайта cmmarket.ru, скачок цен на молибден пришёлся на 2004-2005 годы, когда металл подорожал более чем в пять раз - с 14-15 долларов за килограмм до 70 долларов. Скачок начался в марте 2004 года в связи дефицитом производства и ростом спроса на металл, который применяется, в основном, для производства легированной конструкционной и нержавеющей стали. Ситуацию подогревал лидер мировой добычи, на территории которого сконцентрированы основные запасы металла – Китай, который повысил пошлины на вывоз ферромолибдена – сплава, содержащего 50-60% ферромолибдена. Кроме этого, в КНР в 2007 и 2008 годах было закрыто несколько рудников.

В конце 2008 года в результате падения спроса на фоне мирового финансового кризиса цена на молибден начала падать, рухнув к 2009 году в три раза – до 25 долларов за килограмм. В 2010-2011 годах цены чуть выросли, но в 2012 году вновь упали до 25 долларов. К концу первого полугодия 2013 года Жирекенский ГОК оперировал мировой ценой в 27,42 доллара – почти на три доллара ниже цены 2012 года. Себестоимость тоже упала – с 62 до 54,85 доллара за килограмм, но, как видно, всё равно в два раза превышала мировые цены.

На сайте управляющей ГОКом компании «Союзметаллресурс» последний опубликованный отчёт о прибылях и убытках касается итогов работы в 2011 году. Согласно документу, в 2011 году выручка предприятия составила 966,9 миллиона рублей, себестоимость продаж – 992 миллиона рублей, валовый убыток, соответственно, - 25,4 миллиона рублей, а убыток от продаж с учётом коммерческих расходов (41,5 миллиона рублей) и управленческих расходов (144 миллиона рублей) превысил 211 миллионов рублей. Ещё в 2010 году предприятие показывало в два с лишним раза меньший убыток от продаж – 90 миллионов рублей при валовой прибыли в 66,4 миллиона рублей. Несмотря на убытки, в 2012 году «Союзметаллресурс» намеревался вложить 172 миллиона рублей в замену изношенного оборудования и техники, а также улучшение условий труда работников.

Отчёт по итогам работы в 2012 году на сайте не опубликован, но согласно документам, которые имеются в распоряжении ИА «Чита.Ру», ситуация усугубилась. За пять месяцев 2013 года валовый убыток вырос до 61 миллиона рублей против 24 миллионов за пять месяцев 2012 года. С учётом коммерческих и управленческих расходов убыток от продаж составляет 140 миллионов рублей против 116 миллионов в январе-мае 2012 года.

«Союзметаллресурс» - правительство - профсоюзы

Предприятие работает в убыток не первый год, и ситуация постоянно ухудшается. Сложное положение ИА «Чита.Ру» подтвердили в департаменте корпоративных отношений управляющей компании «Союзметаллресурс». «В настоящий момент экономическое положение Жирекенского производственного комплекса остается крайне тяжёлым. Цена за килограмм молибдена в ферромолибдене составляет 23,5 доллара, что почти в два раза ниже себестоимости выпускаемой продукции. Производственный комплекс и компания «Союзметаллресурс», которой он принадлежит, несут существенные убытки».

В компании сообщают о том, что «Союзметаллресурс» совместно с правительством Забайкальского края прорабатывает возможность «получения различных вариантов господдержки на федеральном уровне, результаты будут известны в конце сентября». Также компания вместе с властями региона и муниципалитета «делает всё возможное для поддержания социальной стабильности на предприятиях и в посёлке Жирекен»: «Решается вопрос с тепло- и водоснабжением посёлка Жирекен и подготовкой посёлка к отопительному сезону 2013-2014 годов. Силами ОАО «Жирекенский ГОК» и компании «Союзметаллресурс» проведена ревизия центральных водозаборных сооружений и центральной отопительной котельной. Выполнен ремонт отопительных котлов, насосного оборудования, электрооборудования. Продолжаются работы по восстановлению изоляции водовода».

Оборудование, о котором говорят в «Союзметаллресурсе», вероятнее всего, готовят к передаче в ведение муниципалитета. О передаче как о решённом деле говорят в правительстве региона. Исполняющий обязанности первого вице-премьера Алексей Шеметов сообщил «Чита.Ру», что правительство края возьмёт на себя обслуживание жилищно-коммунального хозяйства посёлка Жирекен.

Шеметов также говорит о том, что власти региона пытаются выйти из ситуации при помощи федерального центра - правительство обратилось к министерству промышленности и торговли РФ с просьбой о выделении из госрезерва в качестве товарного кредита ферромолибденовой руды. Но поверить в то, что такой товарный кредит сможет ситуацию изменить, сложно – загрузить производственные мощности кредитом вряд ли удастся. Шеметов говорит о том, что «у государства есть механизмы поддержки горнодобывающих производств», но не ясно, что именно он имеет в виду.

В ситуацию включился Забайкальский краевой комитет Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР), недовольный тем, что правительство края пытается решить проблемы ГОКа без учёта интересов ГМПР. Краевой комитет в августе направил письма в адрес тогда временно исполняющего обязанности губернатора Константина Ильковского и главы Федерального агентства по труду и занятости Всеволода Вуколова. Профсоюзы просили создать комиссию по минимизации негативных социальных последствий, которые могут возникнуть в связи с возможной консервацией производства на Жирекенском ГОКе и Жирекенском ферромолибденовом заводе.

В письме на имя Ильковского отмечено, что ОАО «Жирекенский горно-обогатительный комбинат» и ООО «Жирекенский ферромолибденовый завод» являются градообразующими для Жирекена: «Численность работающих составляет более 1,2 тысячи человек, а численность населения - около 4,5 тысячи человек. В соответствии с приказами генерального директора управляющей компании «Союзметаллресурс» в связи с падением мировых цен на продукцию в рамках мероприятий по снижению затрат на производство с 1 октября 2013 года на предприятиях вводится режим неполной рабочей недели, более 150 работников будут работать в указанном режиме. Кроме этого, уже 47 работников ГОКа находятся в простое по вине работодателя».

По информации комитета, в мае руководством «Союзметаллресурса» принято решение о прекращении с 1 февраля 2014 года эксплуатации ГОКом отопительной котельной и водовода, обеспечивающих жизнедеятельность посёлка и производственный процесс на предприятиях, и их передаче в управление ООО «Коммунальник». Это те самые объекты, которые обещал взять на себя Шеметов и которые, судя по всему, готовит к передаче «Союзметаллресурс».

Профсоюз уверен, что «указанные мероприятия свидетельствуют о том, что возможна консервация производства на Жирекенском ГОКе и Жирекенском ФМЗ и массовое сокращение рабочих мест».

Председатель совета депутатов городского поселения «Жирекенское» Валентина Черенцова о будущем предприятия и посёлка говорит с осторожностью и толикой надежды. По её словам, во время визита в Жирекен Константин Ильковский «ясно дал понять людям, что вопрос с ГОКом остаётся открытым», то есть, надо понимать, не решён до конца.

«Насколько я знаю, вопрос с комбинатом открыт. Мы ищем альтернативу ГОКу, хотя заменить его никаким предприятием не сможем. Думаем о других каких-то производствах», - говорит Черенцова, отмечая, что в посёлке, конечно, надеются на помощь региона.

Судя по динамике мировых цен на молибден в промежутке между 2000-м и 2013-м годом, в 2006-2008-м годах Жирекенский комплекс работал с прибылью. Годовых отчётов за этот промежуток времени на сайте «Союзметаллресурса» нет, но отчёт за первый квартал 2009 года, в котором цена на молибден стремительно пошла вниз, говорит о том, что даже с учётом серьёзных управленческих расходов – 162 миллиона рублей – прибыль от продаж составляла 14,4 миллиона рублей. Вероятно, уже к концу года эти показатели ушли в минус, а с 2010 года предприятие работало с убытками.

1 из 5

Продолжаться так всегда не может, и вполне вероятно, что ГОК действительно будут консервировать с неясными перспективами. Хотя нельзя говорить о том, что выходов из ситуации нет.

Колбаса – спирт - молибден

Жирекенский ГОК уже переживал непростые времена. Предприятие было запущено в 1988 году и, судя по той информации, которую мне удалось найти, являлось планово-убыточным. В плановой экономике это было нормально, особенно с учётом того, что продукция ГОКа использовалась в оборонной промышленности.

После акционирования в 1991 году предприятие вкатилось в затяжной кризис, который кончился консервацией в 1995-м. Предприятие удалось сохранить до 2000 года, когда за него взялся олигарх Олег Дерипаска, точнее «Союзметаллресурс» - подразделение «Сибирского алюминия», с которым связана вся новейшая история комбината.

Пять лет простоя предприятие активно сопротивлялось полному развалу. Многие из сотрудников работали вахтовым способом на стороне. Само предприятие занималось подрядными работами, связанными со строительством, работал ремонтно-механический завод, бригады сварщиков. Всё оборудование охранялось, на каждой производственной площадке – на руднике открытых работ, фабрике, хвостохранилище и так далее - оставались люди.

Сегодня это кажется выдумкой, но в 90-е годы на базе Жирекенского ГОКа работал мясокомбинат модульного типа, привезённый с Урала, и спиртозавод, действовало подсобное хозяйство, был открыт кислородный цех. В подсобном хозяйстве был и крупный рогатый скот, и свиньи, и даже лошади. Предприятие производило и колбасу, и сосиски, и мясо на продажу – жирекенскую колбасу наверняка помнят многие жители соседних районов. Спиртозавод работал на картофеле и производил спирт – питьевой, технический, медицинский.

Посёлок в эти годы выживал с трудом, но в итоге выжил. После смены собственника всё непрофильное производство было отсечено. Мясокомбинат и спиртозавод продали, от подсобного хозяйства остались одни воспоминания, строительного подразделения, которое сохранялось в 90-е годы ещё со времён строительства комбината, нет. В условиях, когда молибден стоит хотя бы 55-60 долларов, это вполне логично. А когда он стоит в два раза меньше, начинаешь задумываться о том, имеет ли смысл заниматься непрофильной деятельностью.

Возможности региональных властей в переговорах с управляющей компанией весьма ограничены. Формально предприятие может заниматься переработкой других руд, но это потребует серьёзных вложений в модернизацию производства и многотрудной работы по поиску необходимых месторождений, получению лицензий и так далее. Вряд ли «Союзметаллресурс» к этому готов. По крайней мере, в весьма скупом ответе «Союзметаллресурса» на вопрос о перспективах предприятия об этом не сказано ни слова.

Если не будет найдено соломоново решение, и у ГОКа не найдётся настоящей матери, то правительству края предстоит быть мудрее древнееврейского царя. В том смысле, что отдавать ребёнка будет некому, а рубить его на две части подобно смерти посёлка Жирекен. Как минимум, потребуется настоять на качественной консервации оборудования и охране всех замороженных объектов с тем, чтобы жить с надеждой на рост мировых цен на металл.

Китай – США – Чили

Ждать этого роста можно долго. В Забайкальском крае от мировой конъюнктуры зависит не только Жирекенский ГОК, но и перспективы Бугдаинского месторождения. Его разработку «Норильский Никель» весной 2013 года отложил как минимум на пять лет именно в связи с падением мировых цен на металл. В первоначальных планах на месторождении планировалось построить комбинат, который должен был производить почти 10 тысяч тонн молибдена в концентрате в год – в несколько раз больше, чем на Жирекенском ГОКе.

Возможности России влиять на мировые цены фактически равны нулю. Ситуацию на этом рынке определяют две страны – Китай и США. У них сосредоточены основные запасы (около 70% на двоих, у России – 5%), они же являются основными производителями (те же 65-70%, а вместе с Чили и Перу – все 90). Вместе с Европой и Японией эти страны определяют и объёмы потребления.

В России кроме Жирекенского и Бугдаинского месторождений существуют ещё три – Сорское и Агаскырское в Хакасии, которые разрабатывает ООО «Сорский ГОК» - предприятие всё того же «Союзметаллресурса», а также Орекитанское в Республике Бурятия, которое не разрабатывается. Доля Бугдаинского месторождения в балансовых запасах России составляет около 30% - почти в два раза больше суммарных запасов Сорского, Агаскырского и Жирекенского месторождений. Но освоение всех этих богатств, к сожалению, сегодня почти никак не зависит от нас.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления