СЕЙЧАС -14°С
Все новости
Все новости

Со сцены до паперти один шаг - обзор рынка труда

Жить придётся примерно на 15 тысяч рублей в месяц, во всём себе отказывая, но занимаясь любимым делом. Получить признание в пространстве провинциального города? Маловероятно.

Профессии в сфере культуры — самые неустойчивые в вопросе наличия работы и, соответственно, заработка. Итога выбора такой профессии два — либо станешь знаменитым и богатым, с огромной перспективой; либо заурядным служащим, потихоньку занимающимся любимым делом.

Всего за 2013 год в краевой службе занятости населения было заявлено 260 вакансий работников культуры. Требовались музыкальные руководители, звукорежиссёры, звукооператоры, фотографы, баянисты, хореографы, вокалисты, костюмеры, киномеханики и другие. Из этих заявок 94 было из Читы, остальные требовались в районах края. Трудоустроено было 59 человек, из них трое — в Чите. Возможно, остальные заявки были закрыты без вмешательства службы занятости самими работодателями.

По данным на период с 1 января 2014 года по 17 марта, было подано 46 заявлений о вакансиях в культурной сфере, 13 из которых — из Читы. Трудоустроен — один, артист оркестра в городе Борзя.

Все специальности сферы культуры и искусств можно разделить на несколько групп, в зависимости от специфики деятельности:

- творческо-исполнительские - актёры, танцоры, музыканты, художники, дирижёры, режиссёры, дизайнеры, фотографы и другие;

- менеджмент в искусстве - арт-менеджеры, event-менеджеры;

- научное изучение видов искусства - критики в разных видах искусства, исследователи, музыковеды и другие;

- педагогическая деятельность в искусстве - балетмейстеры, хореографы, руководители творческих кружков, педагоги по разным видам искусства.

У каждой группы — свои плюсы и минусы. Но проблема с заработком везде одна — он нестабилен.

Самые творческие и денежные

Конечно, профессия, связанная непосредственно с созданием произведений искусства — самая близкая к творчеству. В государственных организациях актёры, танцоры, музыканты, художники, зарабатывают очень небольшие суммы: их зарплата редко доходит до 20-25 тысяч рублей в месяц. Поэтому у каждого представителя творческой профессии обязательно есть дополнительный заработок. Актёры выступают на праздниках, подрабатывают в развлекательных агентствах, проводят свадьбы и прочее. Здесь не столь важен талант, сколько харизма, умение вертеться в колесе жизни и желание зарабатывать. Так, пока одни преданно пашут только на одной сцене, другие вполне могут зарабатывать крупные суммы, переезжая с одной площадки на другую, живя в сумасшедшем графике.

Самое прибыльное время для творческих людей, конечно, праздники. К примеру, новогодние корпоративы для артистов из театров и музыкантов из филармоний — это существенный вклад в бюджет каждого, кто днём находится на основной работе, а вечером — развлекает публику, и так на протяжении всего «сенокосного» периода.

Это, действительно, одна из тех сфер, где «как поработал, так и получил». Взять, к примеру, театр. В то время, как в соседних городах множество театров разной направленности, в Чите большой, разноплановый драматический театр один. Есть кружки, любительские театральные коллективы, театр кукол для детей... Но тот, куда вечерами приходят люди, садятся в партер и смотрят на сцену — один. Требующий ремонта, реставрации, замены оборудования, финансирования и... актёров.

Сейчас в труппе театра 36 актёров. При этом, по словам директора Сергея Жаркова, «остро не хватает артистов старшего и молодого поколений». Для выполнения годового плана театру требуется 40-50 артистов. Но возможность приглашать артистов старшего поколения отсутствует из-за финансовой и жилищных проблем. В это же время решение о наборе в труппу молодых артистов имеет перспективы, но тоже неоднозначные.

Около шести лет назад целый курс молодых артистов Высшего театрального училища (института) имени Щепкина, обучавшихся на базе театра, прочно влился в состав труппы. Сейчас их осталось около половины от прежнего состава — семь человек. Остальные — в театрах и кино Москвы или просто на других специальностях. Да и выросли уже «ребята». В этом году в театре снова набор молодых и перспективных. Сейчас дети с горящими глазами мечтают стать актёрами, на драмтеатр постоянно сыпятся вопросы «А нет ли кружков для начинающих артистов?», всем хочется на сцену. Несколько желающих начнёт обучаться в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств (ВСКГАКИ), а через несколько лет пополнит читинскую труппу. Но это решит проблему наличия молодых артистов, а ситуация с возрастными по-прежнему останется нерешённой.

Кроме того, первая эйфория от возможности выступать на сцене и называть себя актёром проходит быстро. На первый план выходят деньги, которые в сфере искусства в целом и в театре в частности, мягко говоря, небольшие. Появляется дополнительный заработок, потом — желание уехать. И театральное сообщество снова объявляет о нехватке персонала.

Среди музыкантов в городе популярна подработка в кафе, ресторанах, клубах и пабах в вечернее время. Заработок более чем нестабилен — в одну неделю может быть два вечера выступлений, это примерно 3-4 тысячи рублей. А в другую неделю может быть по три концерта за один вечер, и, соответственно сумма заработка увеличится.

Отдельный разговор о фотографах и видеографах. Пожалуй, самая прибыльная из всех творческих профессий. У большинства — это основной и единственный заработок, и порой очень высокий. Некоторые свадебные фотографы в среднем за один съёмочный день зарабатывают от 40 тысяч рублей и более.

Отток населения представителей этой подгруппы велик — многие едут в крупные города, где возможностей для заработка гораздо больше, чем в Забайкалье, где такое искусство в тренде, а занять свою нишу можно без особых проблем из-за огромного количества конкурентов с размахом «пять человек на одного клиента» или «три фотографа на один квадратный метр».

Научная сторона творчества

Многие профессии творческой сферы в Чите вообще не реализованы. Например, театральный критик. С одной стороны, в городе, где театр не очень популярен, это логично, с другой — даже в этом театре идут спектакли, их смотрят зрители, о них рассказывают журналисты. А профессионала в театральном деле нет. Читинская журналистка Ксения Раздобреева на данный момент является студенткой театроведческого факультета Российского университета театрального искусства - ГИТИС. Конечно, как таковую профессию критика здесь Ксения реализовать не сможет, но в журналистике это будет хорошим углублением в профессию.

Я буду единственным театральным критиком/театроведом в Чите. Здесь можно заработать на этом, только, с одной стороны, это сложнее, чем в больших городах, где много театров, и даже есть театральные газеты, журналы. С другой стороны, в этой ситуации можно принести больше пользы городу конкретно в этой профессии, которая не будет театральной журналистикой, то есть тематикой, направлением в работе.

Я, как театровед, в условиях нашего небольшого города с одним профессиональным драматическим театром могу, например, устроиться по профессии в сам театр - заведующей литературно-драматической частью, где моими обязанностями станут контакты с актёрами, режиссёрами, репертуар, приглашение артистов в Читу, гастроли, постановки и прочее. А как театральный критик могу писать в российские профессиональные театральные журналы о читинском театре, позиционировать наш театр в российском театральном пространстве, налаживать связи, контакты, обмен опытом. В последнем направлении (контакты и публикации в театральных изданиях) уже работаю и продвигаюсь, будучи студентом и не работая пока официально в театре.

Конечно, в Чите уж точно не приходится рассчитывать на большую зарплату, но Союз театральных деятелей (СТД) даёт возможность выпускникам театральных московских вузов, уезжающих работать в провинцию, поучаствовать в конкурсе стипендий. И если повезёт, можно год дополнительно к зарплате получать деньги от СТД, в прошлом году это было 12 тысяч рублей.

Hand Made

Сфера прибыльная, если есть клиенты. Многие считают, что на рукоделии денег не заработаешь, поэтому для большинства это лишь прибыльное хобби, а не средство основного заработка. Одни создают открытки, блокноты и другие бумажные изделия в технике «скрапбукинг», вторые шьют, третьи пекут торты с оформлением из мастики. Всё это продаётся и приносит доход. Здесь, конечно, важен уровень мастерства и его соответствие названной стоимости товаров.

Сами мастера говорят, что никто из популярных людей этой сферы (не читинских) не занимается только заказами. Все ищут сходные подработки — проводят мастер-классы, открывают интернет-магазины. Дина Золотарёва, работающая в технике «скрапбукинг», сотрудничает с фотографами — оформляет съёмочные площадки. В рукоделии же, по её словам, старается брать крупные заказы: «Очень много денег тратится на материалы. На них зарабатываешь больше. То есть, например, если в предновогодние дни работать без выходных, при хорошем раскладе получается 15-20 тысяч рублей выручки. Но из них нужно вычесть стоимость расходных материалов. Я лучше возьму один блокнот, чем 3-4 открытки, так выгоднее. И, конечно, важно найти свою нишу, своего клиента. Тогда можно зарабатывать очень даже неплохо».

Надежда Кулакова, работающая в этой же сфере, также называет сумму в 15-30 тысяч в месяц: «Не нужно думать, что на нашем деле можно зарабатывать большие деньги. Это не сотни тысяч. Но, думаю, при условии, что вы занимаетесь любимым делом в том режиме, который вас устраивает, этот заработок вполне приемлемый».

Нужно учитывать множество нюансов. Во-первых, вы не заработаете сразу и быстро. Необходимо набраться опыта, ведь это довольно сложная область, включающая в себя множество разных направлений, техник и стилей, которыми нужно владеть, в которых нужно разбираться. Лично я занималась скрапбукингом полгода, прежде чем начать продавать. Я вполне могла продавать и в начале своей деятельности, но меня не устраивал уровень моих работ.

Второй нюанс – это деньги. В любое рукоделие нужно сначала вложиться, прежде чем зарабатывать. Закупить необходимые инструменты и материалы, которые, как правило, всё время придётся докупать. Но не стоит бояться вкладывать в творчество, все вложения обязательно окупятся. И чем больше сил, времени и денег вложить на первых этапах, тем быстрее рукоделие будет приносить доход.

Умирающая культура

Если заглянуть в культуру со стороны музеев и библиотек, картина покажется ещё пессимистичней. К примеру, в Забайкальском краевом краеведческом музее из всех работников — около 80% - пожилые люди. Заработная плата сотрудников в среднем едва подбирается к отметке «20 тысяч рублей». Чаще всего в настоящее время в этих домах культуры царит тишина — посетителей нет. Редкая семейная пара раз в неделю приведёт малыша посмотреть на чучела животных или на конкурс-выставку, организованную сотрудниками, или студент-одиночка раз в месяц зайдёт в библиотеку.

Говорить о популяризации работы музеев и библиотек, вероятнее всего, бессмысленно. С интернетом и более интересными современными развлечениями чтение книг в специализированном помещении и разглядывание экспонатов в свободное время — мало для кого интересное занятие.

За пределами карьеры

Многие представители сферы культуры как во время собственной деятельности, так и после неё занимаются преподаванием. Чаще всего, например, танцоры в возрасте за пределам своей карьеры, открывают собственные кружки или же идут работать в коллективы, где обучались сами, или любые другие государственные учреждения. Зарплата здесь может быть разной — от высокой, но нестабильной у частных или очень талантливых и известных преподавателей, до 15-тысячной у среднестатистического танцора, обучающего дошкольников.

Если говорить о собирательном образе многочисленных менеджеров в культурной сфере, занимающиеся организацией и проведением мероприятий — явление в нашем городе также не слишком распространённое. Таковые имеются в клубах, пабах, занимаются и творчеством, и рекламой. Но все эти люди работают без особого образования, потому что институтов, выпускающих специалистов именно такого профиля, у нас нет. Основные требования в объявлениях о приёме на работу по этой специальности: коммуникабельность, устойчивая психика, отсутствие вредных привычек, умение общаться с людьми, навыки владения интернетом, готовность работать в скользящем графике. Ни слова о необходимом образовании.

Любимое, но безденежное

Актёры часто говорят: «Зарплаты у нас копеечные, но что это в сравнении с аплодисментами в зрительном зале?». А в ответ им: «А кушать-то хочется». Но творческого человека, преданного искусству, действительно, часто мало заботят деньги.

При этом всех работников культурной сферы можно смело делить на современных зарабатывающих и на «вымирающих» голодающих. «Требуется баянист в клуб посёлка такого-то, зарплата семь тысяч рублей» - приезжай, работай. За редкие аплодисменты и стакан водки после выступления. Грустно, но ситуация, в большинстве случаев, именно такая.

Высших образовательных учреждений дающих не только наилучшее образование в сфере культуры, но и обеспечивающих востребованность на рынке труда, в Забайкалье нет. Понимающие, но желающие уезжают сразу. Патриоты — остаются.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter