Пенсионные накопления россиян будут заморожены еще на год. При этом сама накопительная система сейчас под вопросом. Что по этому поводу думают эксперты и к каким последствиям может привести такое решение, в нашем обзоре.
На этой неделе правительство России приняло «принципиальное решение» продлить на 2015 год мораторий на перечисление пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. Взносы будущих пенсионеров, которые в 2015 году должны были пойти в накопительную составляющую, вновь увеличат пенсионные права граждан в распределительной составляющей.
Таким образом, накопительная часть не будет формироваться уже как минимум два года. Однако, если в прошлом году мораторий требовался для того, чтобы дать возможность Негосударственным пенсионным фондам акционироваться, то в этом году причины такого решения достаточно туманные. Наиболее часто озвучиваемый аргумент, что накопительная пенсионная система себя не оправдала и до сих пор не давала экономического роста.
Так, по словам министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, «данный маневр не связан с каким-либо дефицитом пенсионной системы, а направлен на сознательное усиление ее солидарного характера в рамках стандартных походов к социальному страхованию граждан».
«Не может не вызывать опасения низкая эффективность накопительной составляющей и фактическое снижение пенсионных прав сограждан посредством этого механизма, – считает Максим Топилин. – Таким образом зачастую неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат (на стадии выплаты). Выгоду в данном случае получают только финансовые организации, поскольку им, по сути государством, в обязательном порядке перечисляются взносы граждан в огромных объемах, тогда как никакой реальной ответственности, в том числе в виде взимания с них процентов за пользование взносами граждан, они не несут».
НПФ: баллы вместо реальной прибавки
Представители негосударственных пенсионных фондов к данному решению отнеслись негативно.
«Я бы не ставила вопрос о том, что доказала накопительная система. Она во всем мире работает, и 30 миллионов россиян ее приняли, выбрав НПФ в качестве управляющих своими пенсионными накоплениями», – говорит вице-президент, директор регионального филиала НПФ «Гефест» Ольга Пакилева. По ее мнению, сегодня НПФ поставлены в жесткие условия, и сейчас многие участники рынка проходят процесс акционирования, однако им как инвесторам на фоне таких громких заявлений очень сложно планировать, подбирать инвестпроекты, когда так резко принимаются решения по пенсионной системе.
Свою позицию относительно происходящих событий высказала и Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ).
«Вряд ли было бы правильным возлагать только на негосударственные пенсионные фонды бремя ответственности за обеспечение надлежащей доходности от инвестирования средств пенсионных накоплений, – говорится в заявлении ассоциации. – В полной мере негативное влияние на результативность размещения пенсионных средств оказывают и неэффективное государственное регулирование условий и порядка их инвестирования, и проблемы российского фондового рынка».
По словам советника президента НАПФ Валерия Виноградова, представители пенсионного сообщества в течение последних пяти лет ставили перед правительством вопрос о расширении списка и изменений требований к активам, в которые разрешено инвестировать пенсионные накопления, чтобы увеличить доходность таких вложений. И лишь недавно соответствующим министерствам была поручена проработка проблемы.
В НАПФ отмечают, что изъятие средств пенсионных накоплений вопреки воле более 22 миллионов застрахованных лиц, которые сделали свой выбор в пользу НПФ, – это не только удар по накопительной системе, но и существенный подрыв доверия граждан России к политике государства в пенсионной сфере, которая все в большей степени характеризуется непредсказуемостью.
«Социальный блок в правительстве сознательно вводит российских граждан в заблуждение относительно того, что направление без их желания накоплений в страховую часть пенсии якобы не ущемит пенсионные права. На самом же деле вместо реальной денежной прибавки в накопительной части пенсии людям запишут на счета эфемерные пенсионные баллы с неизвестным результатом их стоимости при выходе на пенсию», – подчеркнул Валерий Виноградов.
Пролонгация на 2015 год моратория, по мнению представителя Ассоциации, – это не только «залезание в карман» будущим пенсионерам, но и наращивание обязательств государства по пенсиям, выплачиваемым на распределительной основе, для обеспечения которых достаточных страховых средств не будет в первую очередь вследствие неблагоприятной демографической ситуации. В связи с эти потребуется либо рост налоговой нагрузки на работодателей, либо увеличение и без того растущих дотаций в ПФР из федерального бюджета.
Эксперты: проблему дефицита заморозкой не решить
Независимые эксперты также считают, что такой шаг не решит проблему дефицита бюджета и подорвет доверие россиян к пенсионной системе.
По мнению аналитика компании «Альпари» Анны Кокоревой, идея заморозки пенсионных накоплений связана с ростом расходов госбюджета из-за увеличения числа госпрограмм.
«В условиях стагнации экономики и геополитической напряженности доходы бюджета сокращаются, при этом расходы остаются на прежнем уровне и даже увеличиваются. Правительство ищет возможности и меры предотвратить острый дефицит средств, заморозка пенсионных накоплений является одной их таких непопулярных мер, – объясняет Анна Кокорева. – Однако в корне это проблему не решит. Если к моменту, когда пенсионные средства будут потрачены, экономика страны не начнет прирастать, то рано или поздно вопрос дефицита средств вновь всплывет».
По расчетам Минфина, из-за дальнейшей заморозки пенсионных накоплений экономика страны не увидит порядка 700 миллиардов рублей, которые негосударственные пенсионные фонды (НПФ), по мнению министерства, могли бы уже в следующем году инвестировать в корпоративные ценные бумаги.
По словам аналитика инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антона Сороко, суть пенсионного маневра была в том, чтобы снизить нагрузку на федеральный бюджет – ПФР сейчас испытывает дефицит средств для покрытия текущих обязательств, так что правительству приходится каждый год его дотировать.
«Предполагалось, что средства накопительной пенсии будут переданы от НПФ к ПФР, после чего федеральное правительство снизит объем денежных трансфертов в пользу фонда. Собственно, так и произошло. Вот только, когда эти деньги забирались у НПФ, предполагалось, что деньги будут возвращены после проведения всеми игроками рынка акционирования», – говорит он.
Продление моратория Антон Сороко считает «неправильным подходом к работе в долгосрочной перспективе». По его словам, пенсионные средства в первую очередь должны быть защищены от любых форс-мажоров и обладать прозрачной системой расчета. Однако сейчас правительство России само создает такой форс-мажор, после которого доверие ко всей системе пенсионных накоплений со стороны населения будет подорвано.
«Считаю, что взвешенный и разумный подход должен все-таки возобладать – средства должны быть возвращены НПФ, пусть не с 1 января 2015 года, но какие-то гарантии здесь все же должны быть. Иначе вся индустрия негосударственных пенсионных фондов может ощутить существенный отток капитала, что поставит под вопрос ее дальнейшее функционирование», – добавляет эксперт.
Экс-замминистра экономразвития РФ: «Мне стыдно за решение»
Критиковали решения властей не только представители НПФ, но и сами чиновники. Наиболее нашумевшими стали высказывания экс-замминистра экономического развития Сергея Белякова, который заявил, что МЭР не находит никаких разумных доводов в пользу заморозки пенсионных накоплений россиян в следующем году, и даже принес на своей странице в социальной сети извинения за принятое решение.
«Поскольку я работаю в Минэкономразвития и должен отвечать вместе с другими коллегами за принимаемые решения сообщаю:
Мне стыдно за решение о продлении моратория на инвестирование средств НПФ.
Стыдно по следующим причинам:
оно вредное для экономики (если это вообще аргумент);
озвученное объяснение означает по сути отказ от использования этих денег в экономике в принципе, а не только в 2015 году;
мы всем обещали, что заморозка распространится только на 2014 год.
Я прошу у всех прощения за глупости, которые мы делаем, и за то, что мы не дорожим своим словом».
Позднее, в тот же день, Сергей Беляков был освобожден от занимаемой должности в соответствии с федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который запрещает гражданским служащим допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей.
Тем временем дискуссия о судьбе накопительной части пенсии еще не завершена, и заморозкой пенсий на год правительство может не ограничиться. Как сообщила вице-премьер Ольга Голодец, в настоящее время «вопрос об отказе от накопительной пенсии активно обсуждается». По ее словам, это может стимулировать к добровольному пенсионному страхованию.