Возглавивший недавно читинский Машзавод Сергей Ганичев был удивлён, что в Забайкалье, где в одном из ведущих вузов есть целый машиностроительный факультет, он так и не смог найти себе пару-тройку толковых помощников. Об этом промышленник из Санкт-Петербурга говорил губернатору открыто и не таясь во время совещания, посвящённого развитию регионального машиностроительного комплекса.
Свежий взгляд
«Читинский Машзавод - это бриллиант в короне машиностроительных предприятий Читы, единственное предприятие военно-промышленного комплекса, являющееся монополистом в поставке оборудования на Военно-морской флот России и для Ракетных войск стратегического назначения. Такой продукции в стране просто никто не производит. Развитие завода я вижу по принципу выбора трёх основных диверсификационных направлений производства, о которых говорить сейчас не готов, потому что пока это является нашими перспективными задачами, они не подлежат разглашению», - заявил журналистам новый гендиректор завода Ганичев, подводя итоги совещания, проходившего в Дарасуне на прошлой неделе.
Во время самого совещания губернатор Забайкалья Константин Ильковский назвал Ганичева человеком опытным, со свежим взглядом и идеями: « На сегодняшний день завод на пороге смены собственника, уже сменилось руководство завода. И мы видим, что во всяком случае подходы и отношение, а самое главное желание, коренным образом отличается от того, что было. Более того, предпринятые меры в конце 2014 года позволили всё-таки очистить завод от бессмысленных функций. Если мы прошлую зиму прожили достаточно тяжело с точки зрения жилищно-коммунального хозяйства, поскольку за него отвечал Машзавод, то в этом году в связи с тем, что они продали другому собственнику это имущество, мы зиму прожили без всяких проблем».
Напомню, что ситуация на некогда легендарном читинском Машзаводе особенно активно обсуждалась весь прошлый год и первые месяцы 2015-го. Имущество предприятия уходило и продолжает уходить с молотка, чтобы была возможность гасить долги, министр Поляков грозился вывезти станки с завода на площадки других предприятий, оставалась и задолженность по зарплате. Но несмотря на нависшую угрозу ликвидации, в 2014 году завод смог дать прирост промышленного производства, изготовив по госзаказу четыре холодильные машины по договору с судостроительным заводом «Северная верфь» Санкт-Петербурга. Получилось, что в 2014-м Машзавод в общей сложности произвёл продукции на 184,4 миллиона рублей.
Но для меня показателем того, что ситуация на заводе с приходом нового руководства стала меняться к лучшему, стало опровержение Сергеем Ганичевым информации о вывозе станков для производства холодильного оборудования с территории завода. Он также пожаловался губернатору на обилие статистической отчётности, которой загружены его сотрудники, и попросил дать ему спокойно работать. К его чести, помимо жалоб на чиновников и кадровый голод, гендиректор внёс и вполне конкретные предложения. Например, о введении в Забайкалье налоговой амнистии по всем видам федеральных и местных налогов для промышленных предприятий.
«Причём акцент должен быть сделан только для предприятий, которые создают добавочную стоимость. Я не могу признать, например, 103 БТРЗ или 88 ЦАРЗ заводами нормального цикла, потому что они не создают добавочную стоимость, это сервисные предприятия, которые ремонтируют уже существующий продукт. Но, может быть, я не прав, потому что, подчёркиваю, я не так давно в регионе», - отметил Ганичев.
То ли губернатора задели слова о том, что ряд заводов края работает словно сервисные центры, а значит приносит только налоги и никакой добавочной стоимости, то ли просто в виду сложности исполнения предложения Ганичева, но реплику Константин Ильковский комментировать не стал. При этом он распорядился поручить министерству образования Забайкалья рассмотреть возможность использования нескольких тысяч квадратных километров административно-хозяйственной площади завода и построек на ней, которые, по сути, никак не используются, для размещения там детского сада или школы.
«Мы готовы выкупить здания и сооружения, которые соответствуют требованиям для учреждений дошкольного образования. В прошлом году пришло большое количество предпринимателей, и мы выкупили в общей сложности таких зданий и сооружений на 150 миллионов рублей. Поэтому давайте и здесь посмотрим. На Машзаводе есть территории, расположенные в достаточно хорошем месте. Давайте отработаем идею с министерством образования. Если они скажут, что им необходимо под детсад или под школу, мы тоже можем рассмотреть и обеспечить выкуп», - подытожил Ильковский, определив срок на проработку вопроса минобром до 15 апреля.
Загруженный на 30%
Ещё одна болевая точка забайкальского машиностроения, о которой было сказано немало слов — Завод горного оборудования. Это и не удивительно, ведь совещание проходило на территории этого предприятия.
И без того испытывающий финансовые трудности завод, в 2014 году из-за ухудшения отношений с Украиной потерял большую часть рынка сбыта своей продукции. Объём производства на предприятии стал снижаться с 2012 года и к 2014-му упал почти в два раза. А с началом кризиса породопогрузочные машины и другое горно-шахтное оборудование вообще больше было некому продать. Как известно, не востребована основная продукция ЗГО и в Забайкалье. Поэтому руководству предприятия и пришлось искать альтернативные способы заработка. Одним из них стало изготовление запчастей для 103-го Бронетанкового ремонтного завода (103 БТРЗ). Этот заказ в 2014 году, по словам заместителя гендиректора по производству Владимира Архипенко, принёс ЗГО около 50 миллионов рублей. Это, к слову, отличный пример внутрирегиональной кооперации, о которой сегодня всё чаще говорят в правительстве страны и края.
«В конце 2014-го в начале 2015 года у нашего предприятия вновь появились заказы на основную продукцию завода из стран Ближнего зарубежья. Уже подготовлены шесть породопогрузочных машин, предназначенных для отправки в Узбекистан и три - в Казахстан. Также в этом году мы продолжим поставлять запчасти на 103 БТРЗ», - сообщил журналистам Архипенко.
Он добавил, что завод за последние полтора года, когда падали объёмы производства, потерял около 100 сотрудников, поэтому сегодня коллектив градообразующего предприятия, на котором в советское время трудилось около 1,5 тысячи человек, насчитывает порядка 300 работников. Правда, после совещания, опять же в беседе с журналистами, министр природных ресурсов и промышленной политики Олег Поляков отчитался, что завод загружен только на 30%, что для работы на полную мощность ему как минимум надо выпускать собственной продукции на 900 миллионов рублей в год и что ЗГО может это делать, так как «численность работников, которые трудятся на заводе, 400 человек — она сохранена». Расхождение данных по персоналу значительное, но верится больше почему-то первому источнику. Любят наши чиновники иногда преукрашивать действительность.
Генеральный директор Завода горного оборудования Сергей Белоногов в своём докладе пожаловался на непомерно растущие тарифы на электроэнергию, что сильно затрудняет финансовое положение предприятия. По его информации, за 2014 год по сравнению с 2013-м рост составил 17,8%, в 2015-м — 13,4%. «За последние 4 месяца мы 8 с лишним миллионов рублей отдали только энергетикам. С таким тарифом у нас 18% себестоимости продукции занимает электроэнергия», - посетовал Белоногов. Также он предложил обсудить со «всеми монополистами», представленными в Забайкалье, возможность сотрудничества, чтобы они заказывали то, что может изготовить ЗГО, именно в крае, а не за его пределами. Как решить этот вопрос с энергетиками или железнодорожниками Константин Ильковский ответить не смог, но при этом отметил, что край в силах воздействовать на золотодобытчиков при выдаче квот.
«Пропишем, что при выдаче квот нашим золотодобывающим предприятиям всё-таки условие перед ними ставить. И точно также как мы прописываем их финансовое участие в той или иной жизни Забайкальского края, в принципе, мы можем с ними в качестве отдельного предложения подписывать с какими заводами они должны сотрудничать», - резюмировал губернатор одно из решений по итогам совещания.
В конце своего доклада Сергей Белоногов подчеркнул, что надеется на поддержку властей края, так как завод на треть принадлежит региону, при строительстве на базе предприятия современного литейного цеха. Он, по мнению Белоногова, будет востребован на 100%.
Командировочный из Крыма
И ещё один легендарный завод, и ещё один — переживающий крайне непростые времена. Сретенский судостроительный завод впервые попал под процедуру банкротства в 2002 году, летом 2012 года у завода арестовали счета, долги превышали 80 миллионов рублей. В январе 2015 года губернатор Забайкальского края Константин Ильковский заявил, что правительство края в 2015 году намерено реанимировать градообразующее предприятие города Сретенска. Сейчас завод до сих пор находится в процедуре внешнего управления, но постепенно выходит из состояния банкротства. Сменилось руководство, а самое главное, ССЗ получил поддержку из федерального центра.
«В результате совместных усилий правительства края и Минпромторга РФ в апреле 2014 года на совещании Военно-промышленной комиссии при правительстве страны заводу была одобрена субсидия в размере 75,2 миллиона рублей. С целью вывода завода из процедуры внешнего управления, финансового оздоровления и полного восстановления его работоспособности. Срок распределения субсидии определён до 1 апреля 2015 года», - пояснил министр Олег Поляков.
Губернатор Константин Ильковский также заявил, что уверен в скорейшем выходе завода из кризиса, но предупредил представителя нового руководства ССЗ Дмитрия Рябеца, что ситуация неустойчива и «главное, снова не свалиться в банкротство». Глава региона напомнил, что краевое правительство не отказывается от своих слов и в 2015 году планирует заказать на заводе два пассажирских судна, причём деньги в бюджете на эти цели предусмотрены. Однако власти Забайкалья конкурс ещё не объявили, но при этом заказом по изготовлению двух судов уже интересуются заводы из других регионов России, поэтому Ильковский попросил руководство ССЗ быть готовым к конкуренции, но дал понять, что всё равно будет лоббировать интересы местного производителя. Как именно — не пояснил.
После этого директор по общим вопросам Сретнского судостроительного завода Сергей Рябец рассказал о планах его предприятия: «Мы вошли на завод с сентября, сейчас идёт ранняя стадия распределения субсидии, мы выходим из банкротства в районе апреля. На сегодня мы уже провели переговоры по военно-промышленному заказу, ждём заказ края на два пассажирских судна плюс паромы. Мало того, в течение 1-1,5 месяца мы подготовим тендер, так как понимаем, что если для Шилки нужно два судна, то для Лены, Енисея, Оби потребность в таких судах очень большая. И выполнение заказа для Забайкалья может стать толчком для расширения рынка. К тому же мы планируем снижать цену за счёт усовершенствования технологии производства. Самое главное, мы нашли и пригласили нового исполнительного директора завода. Это Александр Ларин - очень опытный человек, возглавлял очень крупный Керчинский судостроительный завод в Крыму».
Достойны упоминания
Об остальных машиностроительных предприятиях края на совещании говорили всё больше вскользь, и всё больше об успехах. Так, коллектив 103 БТРЗ, успешно работающий уже несколько лет по объёмному гособоронзаказу, трудится сегодня практически в полторы смены. На заводе работает 789 человек, средний возраст которых 28-32 года, а средняя зарплата — около 32 тысяч рублей, что выше средней по экономике. Единственная проблема 2014 года была связана с задержкой перечисления денег на завод из федерального центра, но после встречи Константина Ильковского с председателем Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Дмитрием Рогозиным, задолженность по расчётам за поставленную продукцию к концу года была погашена. После чего 103 БТРЗ смог рассчитаться перед ДЗГО за запчасти. Сегодня руководство завода только жалуется на нехватку предоплаты, получаемой по госзаказу. Она составляет 50%, а нужно, как утверждается, хотя бы 70%. Отмечу, что в 2015 году БТРЗ предстоит выполнить заказ практически на 1,5 миллиарда рублей.
Ещё один перспективный проект в Забайкалье — созданная в середине 2014 году группа компаний «Забайкальский автомобильный завод», в состав которой входят ООО «Гуран» - организация автосборочного производства грузовых автомобилей. ООО «Содружество» - выпуск новых образцов малотоннажных автомобилей и ООО «Восток-сервис авто» - техническое обслуживание и ремонт военной автомобильной техники по договорам в рамках гособоронзаказа. За полгода компания смогла выйти на объём производства продукции в 70 миллионов рублей и в 2015-м планирует увеличить его до 120 миллионов. Так, только линейка производимых на заводе автомобилей марки «Гуран» насчитывает более 16 моделей, среди которых есть машина скорой помощи. «ЗаАЗ» является единственным автопроизводителем в Сибири, поэтому планирует поставлять свою продукцию и в соседние регионы.
Министр промышленной политики Олег Поляков особо отметил работу завода котельного оборудования «Каскад», который увеличил объёмы выпуска продукции за счёт модернизации производства, установив у себя, к примеру, робота-сварщика.
***
В феврале 2015 года правительство Забайкальского края подписало соглашение с Министерством промышленности и торговли России, затем - с Фондом развития промышленности. На практике это должно позволить машиностроительным предприятиям края участвовать во всех федеральных программах. Пока же, как показывают итоги 2014 года, почти без проблем у нас работает и зарабатывают заводы оборонки. Они произвели продукции и выполнили услуг в общей сложности на 2 миллиарда рублей. А вот объём выпуска продукции заводов невоенного значения составил только 400 миллионов рублей.
Поэтому, как мне кажется, говорить именно о развитии машиностроительной отрасли Забайкалья на данном этапе всё же пока не приходится, ведь развивать можно то, что уже стабильно работает и полноценно функционирует, чего нельзя сказать о крупных заводах края. Сравнивать их торговые обороты и производственные успехи с теми, что были достигнуты в советское время, конечно, не приходится, но определённый прогресс после всеобщего развала всё же очевиден.
Экономический кризис, санкции, рост внешней угрозы со стороны западных стран должен мотивировать наше региональное машиностроение к более активным действиям, подтолкнуть в борьбу за участие в программах импортозамещения, более глобально задуматься о внутрирегиональной кооперации. И, главное, рассчитывать на финансовую поддержку из трещащего по швам бюджета края даже не стоит. Рассчитывать нужно только на себя, на грамотные управленческие решения, которые можно ждать, скажем, от «новой крови», впрыснутой в машиностроение региона. Ещё есть крохотная надежда на обещанное лобби от забайкальского правительства, но это уже в последнюю очередь.