CHITA
Погода

Сейчас-13°C

Сейчас в Чите

Погода-13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -21

7 м/c,

с-з.

687мм 33%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Бизнес Сельский бизнес хочет кадров

Сельский бизнес хочет кадров

Есть и желание, и план действий, даже огромная территория, но нет основного – профессионалов, способных создать что-то новое. И учить их некому и некогда.

Нехватка квалифицированных кадров на предприятии и низкий спрос на продукцию – кажется, две наиболее опасных проблемы, которые подспудно досаждали и раньше, но с обострением экономического кризиса выползли наружу. Шилкинский район в Забайкальском крае, по мнению чиновников, давно зарекомендовал себя, как успешный пример по ведению бизнеса на селе. Но и здесь опасные проблемы вынуждают просить о помощи или, того хуже, сворачивать деятельность.

Всё у нас хорошо, правда некому трудиться

Депутаты Законодательного собрания в комитете по инновационной политике каждый год ездят в Шилку и соседствующие села, чтобы посмотреть, как реализуются средства господдержки у предпринимателей. Хочется понимать, что помощь была оказана нужным людям, которые смогли реализовать идеи на практике.

В маленьком селе Казаново, которое расположилось в 15 километрах от города Шилки, предприниматель Хорен Николян основал предприятие по производству хлеба и выпечки. Цех занимает здания почти разрушенного в прошлом хлебоприёмного пункта, некоторые из которых удалось восстановить и отстроить по новой. Бизнесмен встречает нас и депутатами и радушно просит посмотреть на его производство. В цеху несколько человек, не обращая на нас никакого внимания, продолжают месить тесто и выкладывать в формы, чтобы потом отправить в печи.

«Сегодня работают три человека. Обращаются и с центра занятости и сами приходят совсем без практики. Текучка большая, у кого-то получается, у кого-то нет. Постепенно набирается штат, но многие подолгу не задерживаются. Также и водители, три человека. Двое за пьянство уже попадались. Водителя вчера опять нового взяли, он пока знакомится с маршрутом, катается», - с порога начинает свой рассказ Николян.

Предприятие выпускает самый разнообразный хлеб, разных сортов, здесь же готовят и булочки с пирожками. Мука на предприятии только местная – из Борзи и Приагрунска и за прошлый месяц цех вышел на показатель в 31 тонну. Для таких серьёзных предприятий района, как «ХлебоМир» — это смешно, но тем не менее Никонян пытается конкурировать и развозить свою продукцию примерно до двум десяткам точек. За сутки хлеб с небольшого завода отправляется по району два раза – утром и вечером.

Выпечка хлеба – это не изюминка молодого предприятия. Пройдя по коридорам со стеллажами только что испечённого хлеба, попадаешь в следующее помещение – пустое и никем не занятое. Это кондитерская. Новое оборудование, которым ещё ни разу не пользовались, ждёт мастеров, а пока печи просто собирают пыль.

1 из 2

«А что, нет специалистов?» – спрашивает вице-премьер правительства Сергей Новиченко, который вместе с депутатами приехал в район. «Нет, поэтому кондитерский цех стоит», — отвечает бизнесмен. «Конечно, учить печь хлеб или булочки — это просто, а вот кондитером быть – достаточно сложно. Мы хотели придумать что-то своё, готовы обеспечить жильём специалиста, но пока не нашли», — пожимая плечами, говорит Никонян.

«Что-то своё» как выразился предприниматель – это и ещё одна идея построить цех по производству макарон и вермишели, аналогов которому нет в Забайкалье. Ниша ещё не занята, но, сами понимаете, вариант найти такого технолога в крае – нулевая.

«По факту кондитеров найти тяжело, даже в Чите. Технологи приезжают из других регионов», — уточняет Новиченко.

Так и выходит, у бизнесменов есть и финансы, на которые закупается всё, что нужно для процветания предприятия, говоря о мерах поддержки, в меньшей степени они говорят о финансовой помощи, и больше акцентируют внимание на нехватке квалифицированных кадров. Есть и желание, и план действий, есть даже огромная территория, но нет основного – профессионалов, способных создать что-то новое. И учить их некому и некогда.

Дайте нам заказов!

Следующий пункт визита депутатов – «Предприятие строительных материалов», в народе просто ПСМ в посёлке Первомайский. Слышали вы когда-нибудь о таком предприятии? Между прочим, оно работает ещё с 1957 года, делает железобетонные, столярные конструкции и товарный бетон, которые потом используют в строительстве жилья. Пока исполнительный директор Виктория Ларина ждёт нас у дверей главного офиса компании, я успеваю оглядеться по сторонам и обратить внимание на масштабы предприятия.

«Мы отличаемся от других тем, что можем делать всё начиная от самых маленьких плит и до длины 7,2 метра. Ещё предприятие может делать напрягаемые плиты. Мы можем делать аэродромные плиты и есть даже специальная лаборатория. Мы предприятие хоть и небольшое, но полного цикла – есть своя пропарка, столярный, арматурный и токарный цех», - хвастается директор. Всё это, по её уверению, в рабочем состоянии.

Предприятие может обеспечить продукцией главные строительные компании Забайкалья — РУС и «Энергожилстрой», кое-что отправляет в Иркутск, но сегодня остаётся без заказов. Из-за этого «Предприятие строительных материалов» думает не об успехах, а о выживании. Директор рассказывает, что в месяц специалисты предприятия заливают 350–400 кубических метров бетона, а ещё два года назад компания заливала 1 200 «кубов». Поэтому без заказов – перспективы одного из градообразующих предприятий Первомайского весьма туманны.

«РУС берёт у нас перемычки и бордюр – то, что невыгодно делать самим. «Энергожилстрой» в прошлом году тоже ничего не брали, хотя раньше он закупал много чего у нас. Они закупают на границе с Бурятией, там есть мощный завод, способный давать в долг до 7 миллионов, а мы нет. Потом, когда есть финансирование Лопатин (директор компании «Энергожилстрой» - ред.) с ними рассчитывается», — подсказывает Ларина.

Несмотря на договорённости, которые существуют между предприятиями и компаниями в Забайкалье, первые продолжают закупать материалы в других регионах.

«Коммунальник» (управляющая компания, предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в Первомайском – авт.)в прошлом году заказывал железобетон в Улан-Удэ, в то время как у нас самих заказывает Иркутск. Неужели в Бурятии дешевле? Наверное, со всеми транспортными затратами такого быть не может», — с вопросом обращается директор к Сергею Новиченко.

Министр учит перебирать потенциальных заказчиков компании. Оказалось, что наши дорожники не пользуются услугами краевых предприятий, а иркутяне наоборот, заказывают в Первомайском. Заказывают и компании из Новосибирска, а, например, наша ТГК-14 в прошлом году ушла работать с Улан-Удэ.

Виктория Ларина приоткрывает тайны некоторых предприятий, которые используют старые материалы, но под видом новых: «Многие организации берут б/у, потом обращаются к нам, чтобы мы делали им паспорта. Но я такого не делаю, хотя предложения были. Материалы – блоки, плиты, их могут привезти хоть откуда, достать, например, у нас в посёлке, на заброшенных складах, в военных городках».

Крупные проектные стройки, как ЦПК «Полярная» и «Спецстрой» в Степи не знают о существовании забайкальских заводов, предпочитая работать с кем-то из других регионов. Так и получается, что предприятие еле сводит концы с концами, совсем не думая, как расширять границы.

Нам бы найти и научить

И всё-таки кто же должен заниматься подбором кадров и поиском инвесторов? Власти региона, предприниматели или же, может, образовательные учреждения? По мнению уполномоченного по правам предпринимателей в Забайкальском крае Виктории Бессоновой, проблема поиска кадров – это взаимно направленный процесс как для работодателя, как и для учебного заведения, причём именно бизнесмен должен быть заинтересован в подготовке кадров.

«Инициатива о предоставлении кадров той квалификации, которая нужна предпринимателю, должна исходить от него же. Когда выпускник приходит к предпринимателю, то он вынуждено затрачивает время и средства, чтобы подготовить специалиста под свои требования. Поэтому нужно говорить о необходимости увеличения периода практики, сдачи отчёта и прочих нюансов», — отмечает Бессонова.

Работодатель, по её мнению, должен самостоятельно проявлять инициативу и говорить, какой ему нужен специалист, обговаривать все особенности квалификации ещё на стадии подготовки, а не после окончания обучения. Он же должен активнее участвовать в подготовке программы обучения, в приёме студентов на практику и предлагать свои места. Пока же, если мы сталкиваемся с такими проблемами, то можно судить, что связь «вуз — бизнес» не налажена так, как необходимо. Рынок труда всё ещё сильно реагирует на неподготовленность кадров.

Дефицит заказов, как показывает практика, решается силами самого бизнеса. В условиях кризиса, когда нужно выжить, поиск заказов — это проблема номер один. Тем не менее, как уточняет Бессонова, всем органам власти нужно учитывать сложную кризисную ситуацию, и обговаривать взаимодействие при обращении предпринимателей, в том числе и из других регионов, присматривающих в Забайкалье выгодные инвестиционные площадки. То же касается и заключения межведомственных соглашений между различными органами власти. Имея прайс-лист, предприниматель сможет предлагать свои услуги, и это будет работать как одна из форм государственной поддержки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления