Бизнес Директор Высшей школы экономики: 2016-й будет хуже, 2017-й такой же

Директор Высшей школы экономики: 2016-й будет хуже, 2017-й такой же

Экономический кризис начался для нашей страны в 2008 году. Его породил закон цикличности.

Российская экономика переживает тяжёлые времена — на фоне обвала рубля и снижения цен на нефть проходит реструктуризация федерального бюджета. По предварительным прогнозам, секвестируют его на 5-10%. По словам директора Высшей школы экономики, управления и предпринимательства Забайкальского государственного университета и члена экономического совета при губернаторе региона Виталия Бурова, обычно от антикризисных планов правительства страдают простые россияне. Что ждёт экономику России в 2016 году и как происходящие в ней процессы отразятся на Забайкалье, он рассказал ИА "Чита.Ру".

Россия притушила экономический кризис

- Расскажите, как будет развиваться экономика в 2016 году? Сколько будет длиться кризис?

— Делать прогнозы — дело неблагодарное. Я могу спрогнозировать, что вы спокойно дойдёте до дома, если не встретите подругу или вас не собьёт машина. К сожалению, весь мир и Россия вмешались в естественное развитие экономического кризиса и просто приглушили его. Он должен был пройти, экономический организм должен был очиститься. Развитие экономики всегда связано с циклами: кризис – депрессия – оживление - подъём. Прошедший 2015 год был тяжёлый, 2016-й будет ещё хуже, 2017-й примерно такой же. Нефть падает, сейчас идёт спекуляция по рублю. А потом начнётся естественное оздоровление и выход из кризиса. Нефть будет дорожать, но если мы не изменим подход к экономике – переход от сырьевой к инновационной, если мы не будем жить по средствам, если будет огромная разница между богатыми и бедными, я не вижу перспектив у экономики нашей страны.

- Что привело к кризису сегодня?

— Экономический кризис начался для нашей страны в 2008 году. Его породил закон цикличности — он рано или поздно должен был произойти, и он пришёл в 2008 году. Первыми кризис затронул банковскую систему, затем предприятия, и это всё это сказалось на людях. И все годы этот процесс просто углублялся. Сейчас кризис усилился резким падением цены на нефть, резким подорожанием доллара, снижением реальных зарплат, невыплатой премий, скрытой безработицей. Конечно, на экономическую ситуацию повлияли в том числе и политические решения: экономические санкции, военные конфликты, которые спровоцировали США. Произошло падение спроса на энергоресурсы. Основные потребители энергоресурсов — большие экономики стали покупать меньше, и в первую очередь, Китай. Спрос падает — нефть и газ дешевеют. Раньше в бюджет России они давали около 60% поступлений, сейчас — 45%. К этим факторам добавились и присоединение Крыма — это очень тяжелая для нас финансовая нагрузка. Поддержка Восточной Украины, военные действия в Сирии — всё это в совокупности негативно влияет на экономическое положение нашей страны. Майские указы 2012 года также внесли свой «вклад» - они оказались неподъёмными для многих регионов.

- Почему в России такая низкая производительность труда?

— У нас сырьевая экономика. Я часто привожу пример: мы взяли бревно, сделали из него хорошую доску, а из неё великолепную мебель. Наша страна производит только брёвна, чуть-чуть доски, а все остальные делают мебель и продают очень дорого. Мы должны перейти на инновационное развитие — это новые технологии, повышение производительности труда. Должен быть нормальный инвестиционный климат, чтобы деньги в развитие экономики стали вкладывать и частные инвесторы, и государство. Без инвестиций не будет инновационного развития. Как пример - сосед Китай в 90-е годы все деньги брал технологиями, а мы проедали их.

- И сегодня проедаем?

— Сегодня люди живут не по средствам. Есть понятие среднего класса — в развитых экономиках это примерно 70% населения. У нас по разным оценкам — 25-40%. Там разрыв между богатыми и бедными примерно в 3-5 раз, здесь — 30-50. У нас есть очень богатые и очень бедные, а прослойка среднего класса маленькая. Нужно менять отношение к экономике, давать развиваться малому бизнесу. Я анализировал развитие предпринимательства начиная с Древней Руси, что происходило в условиях монголо-татарского ига — 300 лет, 260 лет крепостного права, 70 лет с лишним этап Советского Союза, что не позволяло развиваться частному предпринимательству и сформировало ментальность - отсутствие предпринимательского духа, опыта у россиян.

- Бюджет России на 2016 год формировали учётом цены барреля нефти в 50 долларов. Сегодня бюджет секвестируют, исходя и расчёта, что нефть будет стоить 40 долларов. Поднимется ли цена на нефть в новом году и сможет ли продержаться на заявленном уровне?

— Мы уже исчерпываем те ресурсы от нефтедолларов, которые были заложены в резервный фонд и в фонд развития – более 7 триллионов, осталось 3. Очень много денег тратилось на поддержку курса рубля. Если бы рубль все эти годы был примерно 40-50 за доллар, то наша экономика и в том числе население испытали меньшие потрясения. Если будет эскалация военных действий, не договорятся члены ОПЕК, то нефть не поднимется сильно в цене. Я считаю, что её реальная стоимость должна колебаться от 40 до 60 долларов за баррель, но это зависит и от политических решений.

- Какой сегодня самый стрессовый сценарий для России?

— Нефть — менее 20 долларов за баррель, бюджет не более 8 триллионов рублей. Сокращение в 1,5 раза всех бюджетных расходов территорий. Самое неприятное, что это скажется в основном на простых людях. Могут начаться социальные волнения, они уже периодически где-то проявляются, например, забастовки из-за невыплаты зарплаты.

- А что будет с долларом?

— Моё мнение — он должен стоить 70 рублей. Говорить о том, что он будет дешевле, можно вряд ли.

- Смогут ли простые люди сыграть на разнице курса, или не стоит лезть в большую игру?

— Они могут так же выиграть, как и проиграть. Когда меня спрашивают, в чём хранить деньги, я отвечаю — в трёх видах валют: юань, доллар, евро, или в недвижимости. Купить коммуналку, однокомнатную квартиру и сдавать в аренду — это своеобразная капитализация.

Теневая экономика как способ выжить

- Вы занимаетесь исследованием теневой экономики в сфере малого бизнеса. Каков её объём на сегодняшний день?

— Объём теневого сектора в малом предпринимательстве занимает 40-50%, скрытая зарплата — не менее 80%. У нас не свободный и не развитый рынок. Государство столкнулось с огромной коррупцией и неэффективным использованием денежных средств. К сожалению, у нас закон о противодействии коррупции работает не эффективно. Он должен быть для всех один — у нас же за миллионы наказывают, а за миллиарды — нет. Главная проблема малого бизнеса — это налоги на зарплату и отсутствие дешёвых финансовых кредитов. Ну не может бизнес жить с кредитами под 15-20% годовых. Это нереально.

- Сегодня у регионов России есть возможность ввести налоговые каникулы для предпринимателей, которые только начали бизнес или понизить налоговую ставку с 6% до 1%. Стоит ли вводить подобные меры в Забайкалье?

— Все предлагаемые антикризисные меры для малого бизнеса— это мёртвому припарка, издевательство над ним. В среднем, в консолидированных бюджетах регионов на развитие малого предпринимательства заложено менее 1%. Необходимы кардинальные меры: налоги на зарплату надо уменьшать вдвое в том числе и единый страховой взнос. Тогда они начнут официально платить, а напомню, что подоходный налог остаётся в регионах. А 6% налогов по упрощённой системе налогообложения — для бизнеса небольшие.

- Что сегодня необходимо для развития бизнеса в крае?

— Бизнесу нужны дешёвые финансовые ресурсы не дороже 5% годовых. Остальную нагрузку по кредитам на себя должно взять государство. Бизнес необходимо допустить к госзаказам, установить дешёвую аренду, дать землю. Если кто-то начинает работать по развитию производства с использованием инновационных технологий, то государство должно всё дать этому бизнесмену, дать ему раскрутиться, а потом начинать получать от него отдачу.

- Есть мнение, что теневая экономика хоть и влияет отрицательно на государственную, но помогает людям выживать, справедливо ли оно? Будет ли увеличиваться теневой сектор в связи с кризисом?

— Теневой сектор экономики уже увеличился. В 90-е годы он помог простым людям выжить. Но нужно отличать — есть криминальная, преступная экономика — наркотики, оружие, нелицензированные алкоголь и лекарства и прочее. А есть теневая, которая обладает позитивными и негативным воздействием на общество. Её цель — уклонение от уплаты налогов, чтобы увеличить свою прибыль. Конечно, она отрицательно влияет на экономику, на её механизмы, на конкуренцию и так далее, но она действительно помогает выживать малообеспеченным людям, потому что если бабушка сдаёт три комнаты и не платит налоги, чтобы выжить — это нормально, а если человек сдаёт пять квартир и не платит налоги - это уже преступление. Теневая экономика однозначно имеет тенденцию к увеличению и однозначно помогает малообеспеченным слоям населения выжить и особенно это проявляется во время кризиса.

Байкальский регион как центр туризма в Сибири

- В Китае происходит обвал юаня, инвесторы выводят оттуда активы. Почему это происходит и как это отразится на приграничной территории — Забайкалье?

— Китай специально ослабляет юань и этого не скрывает. Есть такое положение в экономике – чем слабее национальная валюта, тем выгоднее экспорт. Китай всегда искусственно снижал курс юаня. У них огромный экспорт, и таким образом они поддерживают себя, свою экономику. Евро всегда был дороже доллара, но американские товары в Европе были дороги. Отток инвестиций проходит и в России, и в Китае. Это связано с непредсказуемостью власти, с плохим инвестиционным климатом и т. д. На Забайкалье этот фактор не будет иметь сильное влияние.

- Как привлечь сюда инвестиции, в том числе из Китая?

— Любая экономика развивается, когда есть спрос на её услуги. У нас два вида покупателя — население (домашние хозяйства) и предприятия. Население обеспечивает покупательскую способность на 70%. Бизнесмен понесёт деньги тогда, когда он будет уверен в безопасности своих инвестиций и в стабильности политической и экономической обстановки. А мы свои решения меняем очень часто. Инвесторы должны знать, что их деньги защищены.

- Какие проблемы у малого бизнеса в Забайкальском крае?

— Проблемы по всей России одинаковые абсолютно. Тяжёлый налог на зарплату. А налоговый режим для малых предприятий хороший, я имею ввиду специальные налоговые режимы. Малые предприятия работают всегда рядом с большими, оказывая им услуги. Это закон рынка. Большой бизнес платит НДС, малые по специальному налоговому режиму не платят, то есть они, обслуживая крупные предприятия, должны перейти на общую систему налогообложения – а это для них не выгодно. Здесь государство должно решить проблему возмещения НДС. Можно утверждать, что региональные власти сегодня не имеют возможность эффективно помогать малому бизнесу и это их беда, а не вина.

- Есть ли какие-то варианты развития малого предпринимательства в регионе сегодня?

— У Забайкальского края есть великий сосед Китай — это туристический ресурс, огромные деньги. Давайте заставим Китай поехать к нам, мотивируя его буддизмом, шаманизмом, православием, Алханаем, Байкалом, Аршаном, Чингисханом. То есть мы предлагаем тремя регионами – Забайкальем, Бурятией и Приангарьем взяться за программу развития туризма. Необходимо развивать его инфраструктуру. Опыт показывает, что рубль государственных инвестиций приносит 3 рубля инвестиций частного бизнеса. Что для этого надо? Забайкальск сделать маленькой Манчжурией, от него через каждые сто километров по дороге — питание, душ, туалет, развлечения. Так можно привлекать деньги китайцев — там танцуйте, тут гадайте, тут шаманизм, там Чингисхан родился, поехали в Улан-Удэ —нетленное тело Итигелова, самая большая позолоченная статуя Будды в России, театры, фонтаны, куча кафе-ресторанов, дальше на Байкал — Байкальская лагуна — туда миллиарды влили, и на север — Ушканьи острова, остров Ольхон, оттуда — в Иркутск, затем Аршан и в Монголию к Чингисхану. Что ещё нужно?

- Может быть, промышленность?

— Мы сейчас предлагаем здесь построить птицефабрику, как в Улан-Удэ. Там птицефабрика занимает 30% рынка, окупается, всё свежее, есть бренд. Здесь точно такую же можно построить. Дайте гарантии, помогите предпринимателю. Вот вам пищевая промышленность. Я посмотрел отчёт администрации за 9 месяцев 2015 года — упадок по всем отраслям на 10-20%, в бюджет денег меньше будет поступать. Необходима поддержка Москвы по работе с гигантами, такими как «Норникель». Да, у нас есть хорошие инвест-проекты, но нужно менять ментальность самого края — край тяжёлый.

- Вы упомянули об объединении в союз Забайкалья, Иркутской области и Бурятии. Каким образом это должно произойти и для чего?

— Забайкалье, Бурятия и Иркутская область должны объединить свои усилия и совместно решать единые проблемы. Проблема территорий всех трёх регионов — энергетика севера, освоение месторождений, общая газификация. Нужно объединить усилия, закрепить это договором и создать команду, которая пойдёт пробивать инвестиционные проекты и привилегии для трёх территорий. В 2014 году было подписано соглашение между губернаторами. Сегодня уже идут консультации с сенатором от Иркутской области Вячеславом Мархаевым, может быть, что-то из этого получится. Речь не идёт об объединении в один регион, речь идёт именно об объединении усилий.

- В каком экономическом положении сегодня находится Забайкалье?

- Я всегда сравниваю развитие Бурятии и Забайкальского края — территории примерно одинаковые, население не сильно отличается по численности, экономический потенциал в нашем крае выше. Почему тогда Чита хуже смотрится, чем Улан-Удэ? Почему там внутренний долг 8 миллиардов, а здесь около 20 миллиардов? К этому привёл не сегодняшний губернатор. Необходимо затронуть тему отношения центра и регионов, которое построено по принципу — будешь хороший — дам, нравишься — дам больше. Это не экономический подход. Сегодня губернаторы зависят от того, сколько дадут оттуда, что разрешат. Нужно менять качество отношений регион-центр – кардинально менять, кто бы не возглавлял регион.

- Бюджет на 2016 год в Забайкальском крае рассчитан только на 8 месяцев. Какие меры нужно предпринимать для того, чтобы обеспечить финансовую стабильность региона?

— Москва не бросит регион, дефолта не будет. Максимум — поругают губернатора, чтобы показать, что федеральная власть работает. Найдут деньги. В следующем году будет так же. Наверху говорят: «Переходим на модернизацию, инновационную экономику, развитие малого и среднего бизнеса». Я это слышу уже 15 лет. Зарплату население тратит на выживание — еда, маршрутки, лекарства. Квартиры, крупную технику, машины покупают на кредиты. Только появилась закредитованность, перестали выдавать кредиты, люди стали меньше покупать — заводы стали делать меньше стеклопакетов, телевизоров и пошло. Дайте людям деньги. Я не понимаю, когда ключевая ставка была 7%, а людям давали кредиты под 20-25%. Нефть резко понизилась — почему бензин не подешевел? Государство играет главную роль в определение цены на бензин. Бензин должен стоить хотя бы 27 рублей.

- Федеральные власти предлагают для развития территорий немало проектов — свободные экономические зоны, моногорода, территории опережающего развития. Краснокаменск — один из таких городов, который может стать ТОР. Как это повлияет на Забайкалье в целом?

— Территория получит преференции и льготы, она будет жить чуть лучше, в крае могут чуть улучшиться показатели и всё. Все эти проекты — моногорода, свободные экономические зоны — их реализация неэффективна. Если есть спрос на уран, город будет процветать. Спрос упадёт — нет Краснокаменска. Это вся суть моногородов. Рентабельность любого бизнеса определяет спрос на продукцию. Куда вы денете ту же нефть и газ, которыми переполнен рынок? Нужно развивать инновационную промышленность. А государство должно обеспечивать социальную защиту людей. Я давно говорил, что Забайкалье должно стать территорией обеспечения национальной безопасности России, если все уедут, что будет с землёй?

- За счёт чего можно обеспечить эту защиту?

— Привлекать инвесторов для развития проектов, создавать условия для малого бизнеса, обеспечить районы нормальной связью, коммуналкой, работой. И люди останутся, они никуда не поедут. Но тут надо менять ментальность людей, они не хотят работать. Русский человек не может работать так, как работают в Германии или Японии.

- А реально ли развить малый бизнес и уйти от монополии в России?

— В России — нет. У нас слабо развита рыночная система, спрос и конкуренция ничего не определяют, потому что они коррумпированы. Всё, что делает государство для монокомпаний, сразу негативно отражается на малом бизнесе. Забайкальский бизнесмен работает в тяжелых условиях. Есть проблемы с невыплатой налогов. Периодически фирмы закрываются, чтобы открыть другие. Это не их вина, а беда — их в такие условия поставило государство. В развитых экономиках малому бизнесу принадлежит 80% рабочих мест, у нас — 40%, соответственно там малый бизнес даёт до 70% ВВП, у нас — 25%.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления