Открыть свой бизнес — дело не простое. Какие документы нужно собрать? Как правильно оформить документы? Куда обращаться с этими вопросами? В каком порядке действовать? В интернете размещено множество пошаговых схем и планов, но не все из них актуальны и понятны читателю. Поэтому ИА «Чита.Ру» решило создать инструкцию для начинающих предпринимателей. Разумеется, предусмотреть всё невозможно, поэтому инструкция содержит главные этапы, которые нужно пройти, чтобы заняться бизнесом.
Первое и самое главное в бизнесе — это идея. Без неё нет смысла идти дальше, потому что это основа всего. Предприниматель должен чётко представлять, что он хочет делать, для кого, где взять деньги на открытие и как реализовать свой продукт. Иными словами, необходим бизнес-план. Это может быть серьёзный талмуд на несколько сотен страниц с финансовыми расчётами, аналитикой рынка и сложными диаграммами или простой листок бумаги, на котором описана основная концепция предприятия. Иногда достаточно записать идею и предполагаемые расходы на её реализацию на салфетку. Именно так 46 лет назад началась история одной из крупнейших авиакомпаний мира Southwest Airlines, которая совершает более 3 400 рейсов в день и даёт работу 35 тысячам человек. Набросайте план, оцените его и только потом принимайтесь за дело.
Итак, у вас уже есть понимание, чем вы хотите заниматься. Настало время предпринимать реальные шаги. Первый из них — регистрация бизнеса. По законам нашей страны бизнес, как правило, регистрируется в одной из двух организационно-правовых форм: общество с ограниченной ответственностью или индивидуальное предпринимательство. Технически регистрация ООО и ИП не отличается и состоит из двух этапов: подготовки и подачи документов.
Рассмотрим каждый шаг подробнее.
Шаг 1. Подготовка документов.
Если вы решили регистрироваться в форме ИП, вам нужно:
1. Заполнить и распечатать заявление о государственной регистрации физического лица в качестве ИП по форме Р21001;
2. Сделать ксерокопию паспорта;
3. Оплатить государственную пошлину за регистрацию ИП в размере 800 рублей.
Для тех, кто регистрирует ООО, список немного больше:
1. Составить, распечатать и подписать протокол или решение об учреждении ООО;
2. Заполнить, распечатать, и подписать заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001;
3. Составить, распечатать и подписать устав ООО в двух экземплярах;
4. Оплатить государственную пошлину за регистрацию юридического лица в размере 4 тысяч рублей;
5. Подготовить копию свидетельства о праве собственности на помещение, если оно принадлежит вам, или гарантийное письмо от собственника помещения для подтверждения юридического адреса.
Документы можно подготовить самостоятельно, с помощью бесплатных электронных сервисов или воспользоваться услугами юридической компании. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки.
Шаг 2. Подача документов.
Подавать документы можно лично, почтой или через доверенных лиц. В случае регистрации ИП возьмите все документы и направляйтесь в налоговую инспекцию по месту регистрации. Информация об адресе, режиме работы и контактной информации находится на сайте Федеральной налоговой службы.
В налоговой вы просто передаёте инспектору заявление по форме Р21001, квитанцию об оплате госпошлины, копию и оригинал паспорта. Затем заполняете лист Б заявления и ставите на нём подпись в присутствии инспектора. Взамен инспектор вручит вам расписку о получении документов, а через 3 рабочих дня с этой распиской и паспортом вы получите документы, подтверждающие регистрацию ИП.
В случае регистрации ООО в налоговую необходимо явиться всем учредителям с паспортами и указанными выше документами. Нотариально заверять подписи учредителей ООО при первичной регистрации не требуется, однако присутствие учредителей при сдаче и получении документов обязательно.
Учредители передают все подготовленные документы и заполняют листы Н заявления о регистрации в присутствии налогового инспектора. Далее, как и в случае с регистрацией ИП, вы получите расписку о принятии документов, а через три рабочих дня — сами документы, подтверждающие регистрацию ООО.
Важно знать, что, если вы хотите перейти на упрощённую систему налогообложения, заявление о переходе нужно подать в день получения документов о регистрации.
Шаг 3. Получение кодов статистики и постановка на учёт во внебюджетных фондах.
В соответствии с новыми правилами регистрироваться в Пенсионном фонде России не нужно, необходимую информацию передаст налоговая, даже если у вас есть наёмные работники. Главное, не забудьте посмотреть свой регистрационный номер в ПФР на случай, если не получите уведомление. А вот в Фонд социального страхования всё еще нужно обращаться самому.
Шаг 4. Печать и расчётный счёт.
Когда формальности пройдены, осталось заказать печать и открыть расчётный счёт организации в банке, если они вам нужны. Для заказа печати необходимо предоставить документы, подтверждающие регистрацию. Чтобы открыть банковский счёт, сделайте нотариально заверенные копии свидетельств и паспорта и идите с ними в любой понравившийся банк.
Шаг 5. Реклама и продвижение.
О бизнесе начинающей компании практически никто ничего не знает, поэтому вам необходимо заявить о себе, рассказать, что делаете и почему клиенты должны выбрать именно вас. Далеко не все маленькие фирмы могут позволить себе полноценную рекламную кампанию, поэтому начинать нужно с малого — справочников и каталогов. Например, разместите компанию в нашем «Справочнике», в котором уже зарегистрировано более 7 200 организаций. Ежемесячно его посещает более 70 тысяч человек, потому что в нём содержится информация об учреждениях, организациях и компания края. В справочнике есть не только адрес, но и описание деятельности, время работы и контактные данные. Все организации объединены в группы и подгруппы по сферам деятельности. Это позволяет искать компании, предоставляющие конкретные товары и услуги. Внести информацию в справочник можно, позвонив по телефону 400-880, написав письмо на адрес электронной почты 400880@chita.ru или нажав кнопку «Добавить компанию» в любом разделе справочника.
Конечно, это далеко не все этапы, которые нужно пройти начинающему предпринимателю. Нужно найти помещение, партнёров и поставщиков, первых клиентов, каналы сбыта и многое другое. Эти нюансы должны быть прописаны и обдуманы ещё до начала регистрации, к тому же, у компаний с разными сферами деятельности они серьёзно различаются. Поэтому мы описали необходимый минимум и надеемся, что инструкция поможет вам в открытии собственного дела.