Строительство первого зернового железнодорожного терминала «Забайкальск-Маньчжурия» началось в Забайкальском крае, его запуск планируется на 2023 год, сообщается 8 февраля на официальном портале органов власти региона.
Резидент ТОР, который занимается строительством терминала, займётся экспортом зерна в Китай. Объём перевалки зерновых, зернобобовых и масленичных культур составит до 8 миллионов тонн в год. Объём единовременного хранения терминала составит до 80 тысяч тонн зерна.
По словам руководителя министерства развития Ильи Акишина, которые приводятся в сообщении, следующим после строительства этапом станет присоединение к железнодорожной станции Забайкальск. Строительство основных объектов терминала планируют начать осенью этого года.
Акишин также отметил, что этот железнодорожный пункт перевалки зерна расположен ближе уже существующих морских портов - это позволит значительно снизить стоимость зерна и составить большую конкуренцию продукции из других стран.
Губернатор Константин Ильковский одобрил проект зернового терминала в сентябре 2014 года и через год подписал договор о намерениях по строительству терминала с генеральным директором ООО «Забайкальский зерновой терминал» Кареном Овсепяном. В июле 2015 года было озвучено, что терминал с возможностью хранения до 80 тысяч тонн и перевалки 8 миллионов тонн различных культур потребует 6,2 миллиарда рублей финансирования.
На 1 января 2016 года было профинансировано только 293 миллиона рублей, а подписанное сменившей Ильковского на губернаторском посту Натальей Ждановой соглашение не предусматривало реализацию конкретных инвестиционных проектов. В сентябре 2016 года глава комитета Совета РФ по международным делам Константин Косачев признал проект перспективным.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев включил строительство первого зернового терминала в посёлке Забайкальск и пограничного перехода Покровка – Логухэ в концепцию развития приграничных территорий Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона. В марте 2018 года губернатор Наталья Жданова сказала о завершении его проектирования.
В апреле 2019 года китайская компания Power China заявила о намерении при участии Российско-китайского инвестиционного фонда регионального развития вложиться в строительство так и не начатого терминала и в дорожную инфраструктуру для экспорта сельхозпродукции и зерна в Китай. Осенью 2020 года создание агропромышленного парка и зернового железнодорожного терминала включили в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока. По новому плану терминал должны построить к 2023 году.