Владельцы кафе и ресторанов Забайкалья обратились к краевым властям с критикой антиковидных ограничений, в частности, системы QR-кодов. В открытом письме, опубликованном 23 декабря в telegram-канале «Общепит Читы в Моменте», они напомнили, что предприниматели создают около 20 тысяч рабочих мест в регионе — ИА «Чита.Ру» публикует текст послания.
«Печальные итоги уходящего 2021 года: за ноябрь и первую половину декабря 2021 года количество гостей в кафе и ресторанах Читы сократилось на 60%, а выручка за этот период упала на 50–60% по сравнению с 2019 годом и на 35–45% по сравнению с 2020 годом. Свой вклад сюда внесло введение QR-кодов, сокращение рабочего времени, а также общий информационный фон.
Надежды на то, что с падением заболеваемости и приближением Нового года произойдёт долгожданное снятие ограничений, не оправдались. А последнее разрешение на проведение корпоративов, которое должно было выглядеть как смягчение режима, больше похоже на ещё одно затягивание гаек, со всеми уведомлениями и видеоотчётами о проводимых контрольных мероприятиях.
Сфера общепита в Забайкальском крае оказалась загнана в экономическое гетто. Власти сделали из кафе и ресторанов едва ли не основных виновников распространения COVID-19 в регионе, а ограничив работу, получили строчку для отчётов о предпринимаемых для борьбы с пандемией мерах, при этом никак не компенсируя на региональном уровне финансовые потери бизнеса из-за дефицитного бюджета. Федеральные же меры поддержки ориентируются на московские предприятия, где ограничения были минимальны, а с 8 ноября и вовсе отсутствуют.
Некоторые бизнесмены не выдерживают и продают или закрывают свои предприятия, меняя сферу деятельности или переезжая в другие регионы, пополняя печальную миграционную картину Забайкальского края. Часть работает «в серую», потому что иначе не смогут платить налоги, кредиты и зарплаты. До абсурда затянутое решение по корпоративам и сложный ряд условий для их проведения привели к тому, что многие заказчики предпочли отмечать у себя в офисах.
В результате надежды многих рестораторов на предновогоднюю пору как способ минимизации своих убытков не оправдалась, и после Нового года нас ждёт ещё более печальная ситуация с банкротствами и закрытиями заведений. Представьте, что вам урезают зарплату в два раза, при этом расходы из-за роста цен на продукты только увеличиваются, а в качестве меры поддержки вам предлагают кредит под 3%, который каким-то образом придётся начать выплачивать через 6 месяцев. В такой ситуации сейчас себя ощущает каждый забайкальский владелец кафе в декабре 2021 года.
Открытое письмо рестораторов – это попытка привлечь внимание и напомнить региональным властям, что предприятия общепита платят налоги и дают около 20 тысяч рабочих мест в Забайкальском крае, а учитывая семьи работников, это около 40 тысяч человек, которые зависят от стабильности работы отрасли.
Мы считаем, что соблюдение имеющихся санитарных правил достаточно для минимизации риска заражения, а ограничения времени, рассадки и наличие у гостей сертификатов о прививках – избыточны и наносят только экономический вред, не оказывая вклада в эпидемиологическую обстановку. Это можно подтвердить, проанализировав динамику заражений в марте 2021 года, когда были сняты ограничения, и в ноябре 2021 года, когда был введён запрет на посещение кафе.
А ещё хотелось бы процитировать мэра Москвы Сергея Семёновича Собянина из его недавнего выступления.
«На мой взгляд, мы нашли крайне сложный, но в то же время оптимальный баланс между ограничительными мерами для защиты здоровья людей и сохранением возможностей для нормального функционирования экономики. Правительство города вводит ограничения только тогда, когда это абсолютно необходимо. И отменяет сразу же, как только заболеваемость идёт на спад. Московский бизнес может быть уверен в том, что не окажется крайним в нынешней сложной ситуации», — сказал Собянин на заседании в Мосгордуме.
Также он заверил, что бизнес в ближайшие годы сможет работать, не опасаясь длительных локдаунов и чрезмерных ограничений, которые парализуют нормальный ход дела.
Хотелось бы, чтобы региональные власти выбирали себе правильные ролевые модели».