Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в феврале подписал распоряжение об отнесении Читы к ценовой зоне теплоснабжения. Это решение подразумевает изменения в теплоэнергетике, в частности, пересмотр тарифов и изменения инвестиций в отрасль.
Ценовая зона — это относительно новый способ модели работы теплоэнергетики. Появился он в первую очередь из-за плачевного состояния ЖКХ в стране. Ранее существовали два основных метода. В настоящее время в Чите ТГК-14 работает по такой модели: компания имеет свои энергетические мощности, тариф для нее устанавливает краевое правительство руками Региональной службы по тарифам (РСТ). Утвержденный тариф — хорош он или плох — является для компании догмой.
Второй метод — концессия. Он предполагает, грубо говоря, аренду мощностей у муниципалитета. Компания заключает соглашение с властями, получает плату за тепло по утвержденному тарифу, обязуясь содержать котельные и сети в рабочем состоянии.
Метод альткотельной более сложен и заключается в следующем: за основу берется стоимость строительства нового источника тепла — альтернативной котельной, затрат на ее обслуживание и подключение потребителей. Новая котельная в реальности не строится, а существует лишь в проекте. На основе расчетов РСТ утверждает предельный уровень тарифа, а его величина определяется по соглашению сторон.
ТГК-14 на своем сайте объясняет появление нового метода всё тем же состоянием инфраструктуры: в России только 25% энергетических котлов и 36% турбин теплоэнергостанций меньше 30 лет находятся в эксплуатации, остальное оборудование осталось с советских времен; износ котельных в среднем по России больше 55% (это значит, что их оборудование выработало нормативный срок), износ сетей — больше 63%, а в некоторых регионах и до 90%.
— Поэтому менять и обновлять инфраструктуру необходимо: темпы замены оборудования и перекладки сетей необходимо увеличить в 3–4 раза. По оценке Минэнерго, по всей России необходимо вложить более 2,5 триллиона рублей. В то же время отрасль тарифорегулируемая, и есть требования по ограничению роста тарифов. Провести модернизацию основных фондов только за счет средств бюджетов тоже невозможно, — говорится в сообщении.
Метод альткотельной в компании называют выходом, который поможет привлечь средства на обновление инфраструктуры. ТГК-14 намерена вложить в модернизацию 15 миллиардов рублей в течение 15 лет. В рамках программы ресурсник планирует переподключить тепловую нагрузку шести неэффективных котельных, модернизировать центральные тепловые пункты, реконструировать тепловые сети и оборудование источников тепловой энергии.
— Инвестиции позволят существенно увеличить объемы замены и строительства тепловых сетей, вследствие чего снизятся потери и повреждаемость сетей, а также сократятся сроки отключения горячей воды летом. Приоритеты развития тепловой инфраструктуры города будут определены при актуализации схемы теплоснабжения, — приводится в сообщении цитата председателя Совета директоров ТГК-14 Константина Люльчева.
На сайте также опубликована презентация с более подробным описанием мероприятий и их стоимостью. Но для неспециалиста это лишние подробности.
Комментируя нововведение, вице-премьер Андрей Кефер заявил, что предел тепловых мощностей в городе уже достигнут, и если ничего не делать, то нельзя будет обеспечивать новостройки теплом.
— Реализация альткотельных дает возможность провести и обеспечить технологическое присоединение как раз тех новых районов, которые мы сейчас закладываем в перспективном плане развития Читы, — прокомментировал Андрей Кефер.
Он подчеркнул, что пока рано говорить о том, как именно изменится тариф, потому что необходимо будет смотреть расчеты, какие расходы в рамках альткотельной подтвердит ресурсоснабжающая организация. На их основе и будет определяться тариф на тепло, но в пределах установленной Региональной службой по тарифам планки.
По данным РСТ края, которые приводит зампред краевого правительства Алексей Гончаров, в проекте соглашения на территории Читы запланировано предельное увеличение тарифов на индекс потребительских цен (изменение суммарной цены корзины основных потребительских товаров и услуг) плюс 3%, которое также будет происходить ежегодно со второго полугодия. В 2024 году дополнительного повышения при переходе на новый метод не будет.
Цена тепла
Член Общественной палаты РФ, заслуженный работник единой энергетической системы России Анатолий Старостин, говоря о ценовой зоне, отмечает, что потребителям в первую очередь важен вопрос стоимости и надежности теплоснабжения. Однако все тонкости новой модели не могут не повлиять на это.
— Инициатива должна исходить от муниципалитета. Чтобы развивать систему теплоснабжения, власти города должны понимать, как развивается территория, какие изменения нужны. Необходимы инвестпрограмма с серьезными источниками и компания, которая будет ее исполнять. Впоследствии компания получит статус Единой теплоснабжающей организации (ЕТО) — это подразумевает определенные полномочия и обязательства. Альткотельная — это отход от госрегулирования тарифов и передача некоторых вольностей ЕТО. Коль она взялась исполнять инвестпрограмму, то она может устанавливать тариф в рамках установленного РСТ потолка. Есть мнения скептиков об ответственности компании в течение длительного времени. А вдруг кто-то продаст ТГК? Будет ли новый собственник исполнять программу? Есть ли гарантии в случае экономических катаклизмов? На этот счет много сомнений. В подобным направлении работает ФАС, но сможет ли она обязать собственника расходовать деньги? — сказал Старостин.
В качестве примера масштабных изменений в энергетике он вспоминает выведение ЗабЖД на оптовый рынок электроэнергии. До 2009 года компания была самым крупным потребителем электроэнергии в Забайкальском крае и Амурской области. Газета «Гудок» сообщала, что в 2007 году энергосбыт дороги приобрёл 3452,2 миллиона киловатт-часов электрической энергии. Ежегодно дорога тратит на электроэнергию свыше четырех миллиардов рублей.
— Перед выведением ЗабЖД на оптовый рынок федеральные власти спросили у региона про риски, договорились о компенсации для бюджета. Железная дорога потребляла 43% всего электричества в энергосистеме региона, и для края эти действия привели к потере около 2,5 миллиарда рублей. Некоторое время после согласования компенсационные выплаты поступали в течение нескольких месяцев, а потом прекратились. С альткотельной ситуация иная, но кто скажет, что все договоры будут надежны, кто в каком краевом министерстве это будет контролировать и способны ли чиновники это внятно оценивать? — задается вопросом Старостин.
В качестве эксперта Госдумы по энергетике он участвовал в круглом столе, на котором обсуждались вопросы альткотельной в других регионах. В итоговом протоколе заседания говорится о намерениях шире распространять успешную практику по причине недостаточного финансирования отрасли. Впрочем, говорили на круглом столе и о проблемах нового метода. Например, в городах Архангельской области, где реализуются действующие инвестпрограммы, на 2023 год расчетные предельные уровни цен на тепло были значительно выше действующих тарифов. В Коряжме предельный уровень больше действующего тарифа в 2,4 раза; в Новодвинске — в 2,3; в Северодвинске — 1,9; в Архангельске — в 1,3 раза.
Власти Архангельской области отмечают, что для населения установлены льготные тарифы, межтарифная разница покрывается теплоснабжающим организациям из регионального бюджета. При внедрении механизма альткотельной вырастут и выпадающие доходы, что повлечет нагрузку на бюджет.
Меж тем власти края и ТГК уже ушли от межтарифной разницы. Тариф установлен на уровне экономически обоснованного, и теперь регион не платит компании выпадающие доходы. Плата в Забайкалье ляжет на потребителей.
Регионы, не готовые к альткотельной, называют и другие причины. Краснодарский край прогнозирует ухудшение платежной дисциплины из-за роста тарифов — это окажет негативное влияние на реализацию инвестпрограммы и повлечет риск недобросовестного поведения ЕТО.
— Но, может, мы и зря оглядываемся, и за счет новой модели через 10–15 лет у нас действительно появится третья очередь ТЭЦ, новые тепломагистрали и прочее. ЕТО помимо тарифов привлечет миллиарды рублей за счет своих финансовых инструментов, войдет в федеральный проект — и слава богу. Это интересно было бы увидеть, — подытожил Старостин.
Альткотельная при всех подозрениях кажется будто бы единственным методом, доступным в нынешних условиях. Наследие СССР в коммунальной сфере дряхлеет, а масштабные ремонты требуют денег. Яркий пример — это котельная Машзавода, которая со скрипом отработала отопительный сезон. Государственные инвестиции в сферу маловероятны, для этого нужны какие-то мегапроекты, чтобы оправдать вложения. А бизнесу работать с регулируемыми тарифами не очень интересно.