Культура Культурный слой «Культурный слой»: Русский инструментальный ансамбль им. Будашкина

«Культурный слой»: Русский инструментальный ансамбль им. Будашкина

Названный именем одного из главных народников страны, играющий на традиционных инструментах, ансамбль имени Будашкина и был, и остаётся коллективом современным.

Названный именем одного из главных народников страны, играющий на традиционных инструментах, ансамбль имени Будашкина и был, и остаётся коллективом современным. Шесть высокопрофессиональных музыкантов не довольствуются тем, что в своей технике достигли недосягаемых высот и могут сыграть произведение любого уровня сложности. Они ищут в музыке отражение современности и остаются одной из визитных карточек нашего края в музыке. Художественный руководитель Сергей Колядин рассказывает о том, чем живёт ансамбль сегодня и к чему стремится в будущем.

Дж.Раттер - Прелюдия - Русский инструментальный ансамбль имени Будашкина

– Расскажите немного о человеке, чьё имя носит ваш ансамбль.

– Это талантливый человек, родившийся в начале прошлого века в Калужской губернии. Когда в 30-х годах было великое переселение, его семья приехала в Читу - юность и детство Будашкина проходили здесь. Он учился в школе фабрично-заводского ученичества, а потом начал слесарить в ПВРЗ, паровозовагоноремонтном заводе. В ту эпоху повсеместно создавались кружки и коллективы, которые были нужны стране, новые, с людьми из народа с балалайками, домрами. Вот в таком самодеятельном ансамбле при депо Николай Павлович и участвовал. Когда ему исполнилось 18 лет, его, как одарённую личность, отправили учиться в Москву. И после этого он больше сюда не возвращался.

Учился как композитор и написал очень много музыки к кинофильмам тех времён. Совместно с Хренниковым он написал музыку к фильму «Кубанские казаки», затем были «Огонь, вода и медные трубы», «Морозко», «Аленький цветочек». Его произведения всегда озвучивал оркестр имени Осипова, сам Николай Павлович много преподавал. Это был оригинальный, самобытный человек, который любил и умел хохмить. Родиной он считал всё-таки Калугу - его музыка соответствует именно тем местам. Через несколько дней после его смерти в 1988 году ансамбль был в Москве, и когда Александр Викторович Миронов разговаривал с супругой Будашкина, было принято решение увековечить его имя. По приезду ансамбля сюда решением горисполкома ему было присвоено имя Будашкина.

– А до этого как ансамбль назывался?

– Просто ансамбль русских народных инструментов. В самом начале пытались дать ему название «Родные просторы» (смеётся). Но, конечно, не прижилось. И имя Будашкина – это дань тому времени. Его музыка ассоциируется с 50–60-ми годами. Несомненно, композиционно произведения решены очень здорово, гармонически богато и интересно. Но стилистика написания (напевает что-то очень залихватское) – это ушедшая эпоха.

– Помимо того, что у вас есть имя этого композитора, есть ли в репертуаре его произведения?

– Да, конечно. Мы делали из его произведений концерт, полноценную программу. Но сейчас это что-то вроде реликта.

– Хорошо, тогда что хочется играть сейчас? Какие творческие цели ставите перед собой сегодня?

– Сейчас, если взять для примера ансамбль «Забайкалье», то там такое смешение жанров. Это может быть фольклор, сделанный в гармонии кантри, а ритм, например, кельтский. Такое дикое смешение жанров сейчас хорошо слушается и воспринимается. Главное, смешивать не ради смешивания, а чтоб была мысль. Вот это нравится. А основная цель – играть свою музыку. Писать самим. Мы в коллективе много спорим, но моё мнение такое – музыку Мусоргского можно найти в интернете в самом великолепном варианте. А ансамбль интересен музыкой, которую, кроме него, больше никто не играет. Мы играем того же Мусоргского. Но, в первую очередь, для того, чтобы поддерживать высокую планку профессионализма. Потому что музыка Чайковского, Мендельсона, Вивальди требует от музыканта очень тщательной работы над звуком и заставляет мыслить. Вот такую музыку на больших концертах мы играем, в том числе и для себя, чтобы показывать технический уровень ансамбля. А придумать что-то сверх возможностей наших инструментов... Может быть, нужно привлекать электронику.

С.Лукин - Вариации на тему Паганини - Русский инструментальный ансамбль имени Будашкина

– А хотелось бы?

– Да. Но если поставить какую-нибудь специальную программу, набрать навороченной аппаратуры – это же не значит, что сразу что-то стоящее получится. Во-первых – нужно время. Во-вторых – цель. Нужно уметь это делать и над этим надо долго работать.

– А если сотрудничать с кем-то, кто умеет? Как ансамбль «ИзумRUд» из Екатеринбурга сотрудничает с группой «ЧайФ»?

– Мы пытались сотрудничать с вокальным ансамблем Шаромова из Новосибирска. Но получилось в одностороннем порядке. А просто аккомпанировать нам не интересно. Хочется именно совместной работы.

– Над чем работает ансамбль сейчас?

– Всегда идёт пополнение репертуара, изучение новых произведений и их вынос на сцену. Основная работа - это концерты.

– А запись?

– С записью сложнее. Но сейчас филармония пытается сделать студию, и это будет. Правда, мне, например, слушать то, что мы делаем, не очень интересно. Но самому себя, наверное, всем музыкантам неинтересно слушать.

– Наверное. Но с другой стороны, на том же «Цветущем багульнике» практически все артисты привозят с собой диски. И в антракте их неплохо покупают, а значит, и слушают. Значит, слушателю это нужно.

– Да, но на записи я не ощущаю той энергетики, которая присутствует во время наших выступлений в зале. Хотя зрители говорят, что она несомненно есть. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы больше играть. Решено давать не меньше двух концертов в год в стенах филармонии. Но сейчас людей всё сложнее оторвать от мониторов и вытянуть на концерты.

1 из 10

– Что представляет собой работа в русском инструментальном ансамбле?

– Мы репетируем каждый рабочий день по 3–4 часа. Индивидуально мне, например, нужно заниматься не меньше 4 часов ежедневно. Чтобы держать форму, чтобы суметь сыграть концерт наизусть, без партитур. И чем становишься старше, тем нужно больше заниматься. Потому что гибкость мышц, мысли не становится лучше. Вот уже в сумме получается 8 часов в день. Ещё нужно делать аранжировки. Какие-то делаются за пару дней, а какие-то и за полгода не получаются, а сделать надо. И концерты.

– Какого рода выступления вам больше нравятся? С какой публикой, на какой площадке?

– Особенности наших инструментов таковы, что они не обладают большим, длинным звуком. И если зал «глухой», то на задних рядах даже небольшого помещения ничего не слышно. И музыканты начинают «рвать», что сильно изматывает и артиста, и зрителя, каким бы благодарным он ни был. Поэтому – две стороны. Конечно, любим выступать с полным живым звуком в небольшой, но хорошо звучащей аудитории. Бывает, что играешь для пятидесяти человек, но акустика такая, что не нужно никакой подзвучки. Звук управляем и звучит благодарно без какой-либо аппаратуры. Не приходится напрягаться и выжимать из инструмента сверх меры. Либо выступать здесь, в филармонии, с хорошей аппаратурой. С возможностью звук хорошо отстроить и играть перед большой аудиторией.

А.Журбин - Концертная бурлеска - Русский инструментальный ансамбль имени Будашкина

– Когда у вас ближайший концерт и что это будет за концерт?

– 7 декабря в филармонии у нас был концерт, на который не попали многие желающие. В том числе, и мои знакомые. Зал был полный, и мы решили программу концерта повторить 1 февраля. В этом концерте будет звучать много нашей музыки. Будут играть солисты ансамбля. И будут петь вокалистки – Татьяна Аникина, Татьяна Бородина. Это будет наше мнение о музыке, о новых веяниях, ритмах.

Русский инструментальный ансамбль имени Будашкина:

Владимир Кореневский (Заслуженный артист России) - контрабас

Сергей Колядин (Лауреат всероссийского конкурса) - домра малая

Алёна Молчанова (Заслуженный деятель искусств Забайкальского края, Лауреат всероссийского конкурса) — домра альт

Евгений Скрипченко (Лауреат международного конкурса) — баян

Марина Габуния (Заслуженный деятель искусств Забайкальского края, Лауреат международного конкурса) - гусли

Сергей Первухин (Заслуженный деятель искусств Забайкальского края, Лауреат международного конкурса) — балалайка прима

Все фотографии из архива ансамбля

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления