Культура А был ли Вий?

А был ли Вий?

Путь этого фильма к своему зрителю занял почти десяток лет, на его создание потратили без малого 26 миллионов долларов, для съёмок ленты за полгода была отстроена целая деревня в 21 дом.

В последнюю неделю января на большие экраны вышел новый фильм российско-иностранного производства «Вий». Очередная кино-интерпретация классической повести Николая Васильевича Гоголя традиционно вызвала у зрителей неподдельный интерес, но затянутое ожидание чуда вылилось после просмотра в немой вопрос: «А был ли Вий?».

Путь этого фильма к своему зрителю занял почти десяток лет, на его создание потратили без малого 26 миллионов долларов, для съёмок ленты за полгода была отстроена целая деревня в 21 дом. За время создания картины на съёмочной площадке побывало около тысячи человек, а карета главного героя — британского актёра Джейсона Флеминга в роли картографа Джонатана Грина — была разработана и построена на одном из автомобильных концернов в Германии за 75 тысяч долларов. Интересных фактов, которыми так любят бравировать создатели подобных произведений, можно перечислить ещё множество, но зритель в кинотеатре смотрит не на отдельные факты, а воспринимает всю картину целиком.

Стоит напомнить, что самой удачной кино-версией «Вия» считается фильм, снятый двумя учащимися высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР Георгием Кропачёвым и Константином Ершовым в 1963 году. Дипломная работа тогда ещё начинающих советских режиссёров получилась в меру пугающей и технически продвинутой для своего времени. Лента по сюжету не отступала от первоисточника и полюбилась миллионам посмотревших её зрителей.

Почти восемь лет назад в российский прокат вышел ещё один фильм по мотивам мистической повести Гоголя, который назывался «Ведьма». Действие картины разворачивалось в наши дни, но смысл оставался прежним — борьба со страхом и потусторонней силой, не желающей существовать спокойно. Лента получилась, мягко сказать, неудачной и попросту проходной.

И вот, в 2014 году, в кинотеатрах начался показ «самого страшного российского фильма» - так окрестили его создатели. К слову, премьеру ленты планировали ещё на 2009 год, как раз к 200-летию со дня рождения Николая Гоголя. Но вот как-то не заладилось, наверное, из-за мистической подоплёки, которая преследует многие произведения (и созданные по их мотивам творения) знаменитого писателя.

Действие фильма переносит нас в XVIII век. Картограф Джонатан Грин совершает научное путешествие из Европы на Восток. На пути он встречает таинственную деревеньку, в которой местные жители до дрожи в коленях боятся ходить в часовню, поставленную зачем-то на скале, где покоится в гробу паночка — дочь здешнего сотника. За частоколом, окружающим селение, царит страх и уныние, но это нисколько не тревожит Грина - учёного-материалиста.

Завязка интригует и первые 30 минут ленты заставляет зрителя вжиматься в кресла. По ходу действия фильм изобилует экшн-сценами и яркими спецэффектами, а множество мелких деталей придаёт ленте колорит старинной украинской деревни. Всё воет и скрипит, мелькает и пугает, сюжет набирает обороты, но вдруг, не продержавшись и часа, начинает нагло проседать под множеством переплетений, которые придумали щедрые на выдумку сценаристы.

От повести Гоголя на глазах у зрителя начинают оставаться только отдалённые мотивы, сюжетных поворотов становится так много, что начинаешь забывать, а к чему вот это, а зачем он сделал вот то. Дальше — больше. К середине фильма я стал откровенно скучать и размышлять о делах насущных. Картина, так крепко захватившая внимание на первых порах, лениво ослабила хватку. Если кто не знает, длится фильм почти два с половиной часа. Так вот это длительное по меркам кино время превратилось по непонятным причинам из развлечения в стиле голливудского фэнтези-боевика в унылое бегание главных героев с места на место.

Что касается 3D, то оно фильм никак не спасает и даже не украшает. Смотреть за происходящим на экране можно было, даже сняв очки, а все неожиданные объёмные спецэффекты, как, например, вылетающий в зал топор, зритель мог увидеть ещё в трейлере. И их, к сожалению, в картине немного.

В плюс авторам нового «Вия» можно записать прорисовку монстров. Они действительно очень жуткие и могут пугать слабонервных людей. Но опять же, все самые сочные моменты были в трейлере. Такой вот немного подлый со стороны создателей ленты ход — заманить зрителя самым вкусным, а на десерт оставить пресную булочку. Не порадовала и развязка фильма: неожиданно? — да! зацепило? - нет!

Если оценивать фильм по десятибалльной шкале, я бы выставил ему «6». Сказать, что фильм совсем не получился, конечно же, нельзя. Но за то, как сценаристы поиздевались над первоисточником и зрителем, большей оценки картина не заслуживает. Безусловно, я понимаю, что фраза «по мотивам повести Гоголя» не обязывает режиссёра в точности следовать замыслу писателя, однако, когда на твоих глазах сцены, которые могли стать по-настоящему атмосферными и жуткими, выглядят как картонное полотно, даже хочется, чтобы эти самые мотивы были сильнее и точнее - у Гоголя произведение получилось отлично , а у создателей нового «Вия» по современным меркам обычно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления