Живопись, графика, дизайн интерьеров, оформление книг, стихи и проза, а ещё стремление не испытывать нужды, противопоставляя ей неуёмную энергию и умение организовать работу вокруг себя. Какая-то сила постоянно движет этого человека вперёд. В проекте «Культурный слой» своими мыслями о творчестве, дизайне и простоте делится Артём Декин. Человек, успевший к своему далеко не преклонному возрасту многое.
Рисование в детстве для него было своего рода арт-терапией. Единственный ребёнок в семье он не особенно любил, когда родители уходили, и наедине с собой начинал рисовать. Но рисовал не кувшины, как это делают дети в художественных кружках. Артём рисовал себе друзей.
— С детства мне покупали общие тетради, карандаши, ручки — и это было самый кайф. А когда пришло время определяться с будущей профессией, вариантов не было.
Сегодня у Артёма собственная студия дизайна, меняющая представления о читинском дизайне в целом.
- Среднестатистический читинец представляет дизайн, как ужасный симбиоз из китайского, таджикского, пары статей из журналов и ещё где-то подсмотренного дизайна. В итоге мы имеем повсеместные персиковые стены. И очень трудно вложить в головы понятие о том, что дизайн — это тонкая сфера, которая развивается столетиями. У нас эта сфера пока только разрушается. Например, вывески, газеты, журналы пестрят ужасными шрифтами. Я работаю со шрифтами студии Артемия Лебедева, потому что они красивые, профессиональные.
По словам Артёма, в Чите от недостатка денег и утилитарного отношения к дизайну серьёзные дизайнерские проекты часто приходится делать «на коленке». Сфера не развита.
— В основном заказчик приходит к нам воплотить свои идеи. Когда начинаешь над ними работать, чаще всего оказывается, что идей никаких нет, и на месте, в квартире они рассыпаются. Потому что точечный взгляд на дизайн, подсмотренный в телепрограмме на ремонт, не позволяет обывателю видеть концепцию общего дизайна. Заказчик хочет то и это, а заканчивается всё обоями под покраску в персиковый цвет. Мы же стараемся сделать что-то интересное, ценное.
Парадокс времени заключается в том, что профессия дизайнера в наше время считается престижной и популярной. Дипломированных дизайнеров готовят в Чите, но как?
— Процентов 90 людей, которые приходят учиться на дизайнера в ЗабГУ — это случайные, дезинформированные люди, считающие, что дизайнер — это такая модная профессия, чтобы хорошие деньги зарабатывать. И даже после окончания университета они практически ни на что не способны. Дизайнер — это пахота.
Работы Артёма Декина и студии дизайна «Лестница»:
Артём занимается не только дизайном интерьеров, помещений. Например, у него за спиной оформление более 40 книг, в том числе и «Четырёхэтажной тайги» Георгия Граубина, «Трубки снайпера» Сергея Зарубина. Несколько десятков книг художник пропустил через себя, чтобы затем их читатель брал каждое издание с особым настроем.
Бывает, что художник с коллегами выходит и в город, чтобы сделать его лучше. Артём Декин был в числе организаторов украшения столбов возле библиотеки имени Пушкина строками великого поэта.
— Мы за один день совершенно бесплатно раскрасили эти столбы. И если бы был спрос на идеи, город был намного привлекательнее, не было бы такого засилья безвкусицы. Наглядный пример –ледовый городок на площади Ленина. Можно и нужно делать классные проекты, красивые, функциональные. Но то, что делается из года в год в Чите – это так уныло, кондово. Вот показатель дизайна в нашем городе. Все эти памятники, конструкции под цветы...
Большого желания участвовать в тендерах на проект ледового городка у дизайнера нет, сказывается неоднократный плачевный опыт. Например, его студии до сих пор не выплатили деньги за работу на международном фестивале «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества». Да и хочется больше времени уделять чистому искусству – живописи, поэзии. Больше читать, писать, пробовать, смотреть вокруг.
— Вчера я был на открытии выставки Александра Числова и Людмилы Доржановой. Я считаю, то, что они живут в Чите – это большой плюс для всего читинского культурного поля. Но большинство студентов не понимает и не принимает этих работ. Конечно, с живописью в Чите сейчас лучше, чем в 90-е годы. Но сейчас уже важно не количество, а качество. А за то, что живопись в Чите не угасла совсем, нужно сказать спасибо Скроминскому и Орлову.
Сам художник работает много и с увлечением, а в поисках художественных приёмов и средств, Артём Декин находит нечто большее. Ответы на мучающие многих вопросы.
— Для меня очень важен вопрос честности в творчестве. Или ты пишешь так, чтобы всем понравиться, или ломаешь стереотипы. Конечно, мы пишем картины, чтобы, в конце концов, их продать. Но над этим стоит задача остаться самим собой. Не мельчать. Внутри меня что-то происходит, что отражается на стихах, живописи. Я всё больше начинаю понимать смысл простоты. Простоты во всём, в одежде, например. Понятно, что мы все зависим от денег. Но настоящие минуты счастья приносят не деньги, а моменты, когда пишешь стихотворение и, наконец, что-то получилось. Или поездка на этюды. Простые моменты счастья люди перестали замечать, мы придаём слишком большое значение деньгам. Простоты не хватает нам всем.
Читать стихи
Артёма Декина
Велимиру Хлебникову
Умер
в бане
и был таков
Председатель…
вытянулся, как Арлекино
лежит жердью
в деревне Санталово
саваном плач Вола
легкая рука сорвала
ромашек дюжину
закрыла глаза
целовала пальцы
худющие
книги – монахини
стихами молятся Богу
двадцать два – поэту конец
подпоясан и собран в дорогу
умер
в баньке
и был таков
Председатель Земного Шара
Великий Поэт
Велимир Хлебников
***
Дома умирают
сыпят в подполье известку
заваливаются набок
в землю втыкаясь занозами
раскидывают возле себя
утюги и кастрюли
а иногда и сгорают
обычно в жарком июле
и тянется дым от них
к тучам и видимо к Богу
и провожают сороки
души домов в дорогу...
и попадают те в рай
где топятся в них печи
коты на завалинах спят
и слышен язык человечий
дети ладошками шлепают
по крашенному полу
и иногда стариков
увозят в гробах в дорогу...
пройдет может 300 лет
а может лет этак тысяча...
родятся дома опять
в Кыре, в Завитой, Долгокыче
В Карымской и Букачаче
В Шилке, Налгекане, Ясной...
Поскачет по новеньким крышам
солнечный, Паря, зайчик...
***
Как бы осень пришла
Золотыми листами запнувшись
Как бы новая жизнь
Как бы старая зря
но стоит у стены
Чуть пригнувшись…
Золотыми вагонами
Манят вдаль
Чуть хмельные, от поздних
Покосов ветра
И вода, проплывая
Заманит вопросами
В голубые, веселые
Но такие далекие небеса…
Как бы осени сны
Как бы днем не до святости
Не до тонкого запаха
Бересты на груди у берез
И плыву я, как в детстве
На плоту из нечаянной радости
К берегам, без которых
Наверное, в землю бы
врос…