Нет ничего загадочного в том, почему безобразно написанная книга, в которой герои когда-то звались Беллой и Эдвардом Калленом, стала мировым бестселлером. Мы живём в мире, где почти отсутствует женская порнокультура. Это мудрые японцы держат в своём арсенале, например, яой и сёнен-ай. Уровень нашего же безумия измеряется числом комментариев под новостью о курсах орального секса, а максимально распространённым видом порно для женщин были, есть и будут любовные романы с жезлами страсти, вратами наслаждения и прочим иносказательным бредом. Секс в таких книгах строго «правильный» - три позы и обязательные признания в любви.
«50 оттенков серого», вышедшая из недр фанфикшена, который в числе прочего является порнокультурой, созданной женщинами же для самих себя – был обречён на успех. Поскольку сохраняет все признаки сладостной романтики в виде нежных миллионеров и долгих страданий – а рядом обозначает что-нибудь вроде «вагинальный фистинг» и «флоггер». Оказывается, есть такие слова. Оказывается, их можно произносить и печатать, а не только представлять себе долгими зимними вечерами, уложив спать детей, мужа и собаку. Оказывается, для занятия сексом бывают игрушки. Все это бесконечно печально – особенно если вспомнить, что выход книги и новости об экранизации романа сопровождались рассуждениями о том, что автор де открыл миру нечто новое о женской природе. После всех сексуальных революций выяснить, что у женщин, оказывается, бывают фантазии, выходящие за пределы трёх поз… прекрасно, как говорил Вовочка, прекрасно.
Фильм, где эта свежая мысль должна была быть явлена, так сказать, во плоти, собрал бы полные залы – просто по определению. Мало того – он должен был сделать так, чтобы такое же количество народу пришло на следующие две части. И это в условиях, когда от главной мужской роли один за другим отказывались все приличные актёры, на место режиссёра не нашлось никого, кроме Сэм Тейлор-Вуд с не особо удавшимся опытом в «Стать Джоном Ленноном», а автор романа все время рвалась контролировать написание сценария – что при качестве первоисточника, который на три четверти состоит из сексуальных сцен с одновременными размышлениями про «внутреннюю богиню», было бы настоящей катастрофой. Кстати, судя по сцене, в которой главный герой, временно отказавшись от идеи порки, с голым задом и сразу после секса играет на пианино – ей это всё-таки удалось.
Нельзя не признать, что при таких исходных данных все получилось не слишком плохо. Да, в «50 оттенков серого» чудовищные диалоги, которые неловко слушать – но это тяжёлое наследие романа. Да, Джейми Дорнан не знает, кого ему играть: то ли доминанта, то ли психопата, то ли нежное существо с тяжёлым детством – но это опять-таки наследие первоисточника. Да, Дакота Джонсон не в состоянии правдоподобно изобразить страсть и в качестве паллиатива все время кусает губы – но по крайней мере она не выглядит при этом так жутко, как Кристен Стюарт в роли Беллы Свон. Да, между героями абсолютно нет химии, которая могла бы внятно объяснить, для чего 27-летнему миллионеру сдалась истеричная и глупая девственница – и это уже провал режиссёра и актёров, которые не смогли добавить в картину единственное, что могло бы её спасти – естественную, открытую чувственность.
Но зато на все сто справились с работой оператор и композитор. Шеймас Макгарви, работавший над «Искуплением» и «Анной Карениной», дважды номинант на «Оскар» - вытягивает все, что только возможно, из красивых тел и серых панорам. Благодаря ему сексуальные сцены (которых, кстати, в фильме от силы восемь минут на два часа хронометража) выглядят намного лучше, чем этого можно было бы ожидать. А Дэнни Элфман сам по себе является гарантией того, что даже от плохого кино можно будет получить удовольствие. Для этого надо будет просто закрыть глаза и слушать. «50 оттенков серого» - именно этот случай. После него не хочется заняться сексом. После него не хочется думать о том, сколько стоил билет. После него тошно слушать слово «романтика». Но чего после просмотра хочется совершенно точно – это скачать саундтрек. Уже что-то.