Лежали ли вы когда-нибудь в областной детской больнице имени Ленина в Чите? Если да, то на этих фотографиях вы можете случайно обнаружить и себя. Так, как это произошло с одной моей давней знакомой, которая уже много лет пыталась вспомнить, что же за дяденька из газеты снимал ее вместе с медсестрой и другими детьми примерно в середине 80-х.
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект «О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Сканировал я как-то старые пленки со съемкой из больницы — ездил тогда делать фото комсомольской активистки, медсестры Елены Олейниковой в окружении ее маленьких друзей, как вдруг смотрю — знакомая девочка. Да это же Люда Миркутова! Та самая, из пресс-службы правительства края, с которой мы много лет работали вместе. Тут же отправляю ей снимок в соцсети и пишу: «Привет! Не находишь никого знакомого?» — «Нахожу! Очень даже нахожу! Это ж я!»
Герои моих снимков не раз обнаруживали себя на архивных фотографиях, но эта история уникальна тем, что может быть рассказана с двух сторон. Оказывается, все эти годы у Люды в альбоме лежал свой экземпляр распечатанного фото с этой съемки. Время от времени она возвращалась к нему и пыталась вспомнить, что же это был за забавный дяденька-фотограф, который так хотел поймать удачный ракурс, что даже забрался для этого на подоконник. Всё пытала нашего забайкальского фотокора Федора Машечко — он ли это был или нет. А оказалось, давний друг.
— И снимок, как на машине времени, уносит меня в любимое мое детство, — говорит Люда. — Я вспоминаю тот день до мелочей. Как я пришла к папе на работу, сидела у него в маленьком кабинете заведующего отделением детской офтальмологии. На столе стояла какая-то хрестоматия с глазом в разрезе — папа всегда готовился к сложным операциям. В кабинете вкусно пахло табаком и совсем чуть-чуть мужским парфюмом. У меня впереди любимое мое занятие — рыться в папиных ящиках стола, доставать оттуда все перьевые ручки и красиво выводить ими вензеля на буквах.
Помнит, залетает в этот момент папа в кабинет и говорит: «Там фотограф из газеты пришел, про нашу медсестру тетю Лену статью будут писать, пошли сфотографируешься». Если бы я знал, что это дочка заведующего отделением, я бы поставил в газету снимок с ней. И сфотографировал бы его самого.
— Кто же знал, что дядя из газеты станет моим коллегой по работе, учителем в фотографии! Представляю, как бы сейчас смеялся и удивлялся папа. Он был бы в восторге! — продолжает Люда. — Самое смешное, что Евгений Валентинович мне казался ужасно взрослым тогда, а он был еще молодой. Смотрю, как я вглядываюсь на фото, когда он залез на подоконник — наверное, тогда это был первый урок от него, что ракурс и свет решают всё.
Нравится мне фраза Людмилы: «Фотография — это машина времени». Сколько людей на свете мечтают о том, чтобы вернуться в прошлое, вспомнить то, что затерялось где-то на задворках памяти, пережить счастливые моменты вновь, и просто не имеют возможности сделать это. Многие удивляются и не понимают, зачем я до сих пор храню все фотопленки и цифровые фотографии, сделанные за четыре десятка лет работы, зачем я трачу свое время на «вчерашний день», когда можно было бы пустить больше сил на сегодняшний. Но до тех пор, пока живут люди, которые так же, как и Люда, могут получить такой привет из прошлого, перенестись назад во времени через мои фотографии, вернуть память о детстве, юности, молодости, о дорогих им людях, которых, возможно, уже нет рядом, моя работа не напрасна.
— Все детали так ценны и дороги сейчас, — говорит «девочка с бантиком». — Мне вспомнилась вся одежда, которая на мне была: ярко-голубая вязаная кофта и юбка. Я увидела, что всегда носила очень короткие юбки и такую же короткую школьную форму, а еще меня просто выбешивали сморщенные на коленях колготки, и поэтому я дико вредничала, выбирая их. Это фото подарило нам с мамой вечер воспоминаний и светлой ностальгии. Мы рассматривали его, как сохранившуюся с древних времен монету, которая дороже денег, дороже всего на свете…
Историю про ту самую тетю Лену из больницы опубликовали в «Комсомольце Забайкалья». А потом, с другой моей иллюстрацией, ее рассказали даже на страницах центральной газеты «Советская Россия». Позже я еще возвращался в областную детскую больницу, правда, в травматологическое отделение: снова для фоторепортажа и снова — к медсестре-комсомолке в главной роли. Если кто-то так же, как и Люда Миркутова, узнает себя на фотографиях или вспомнит похожие истории, делитесь ими в комментариях или в моей группе во «ВКонтакте».