Культура «А зори здесь тихие…»: Как «Остров сокровищ»

«А зори здесь тихие…»: Как «Остров сокровищ»

Мы много фыркаем по поводу того, что святое играет гламурная девочка, а не великая актриса – но это всё от потери исторической памяти. В фильме Давлетьярова на экране не Кристина Асмус, не Женя Малахова.

Две самых частых фразы в разговоре о новой экранизации классики Бориса Васильева это «фууу, ремейк» и «не пойду». Далее следуют рассуждения о том, как за последние 30 лет испортилось отечественное кино и как современные бездари хватают грязными лапами святое. Слушая всё это, хочется кивать и соглашаться: да, испортилось, да, хватают… одна «Кавказская пленница» чего стоила – как минимум же публичной порки. Другое дело, что к фильму Давлетьярова всё это не имеет ни малейшего отношения.

Новый фильм – это не ремейк. Это экранизация, и если кто хочет спросить, зачем нам ещё одна — так «Гамлет» был экранизирован 71 раз, «Остров сокровищ» — 50, и непонятно, чем Васильев хуже Стивенсона. Ибо экранизации – это свидетельство спроса и любви читателей, причём непрерывной, поколенческой. А мы ведь, кажется, очень хотим связи поколений, эстафеты памяти и всего в этом роде. Чтобы все это обеспечить, надо как минимум признать, что подростки сегодняшних дней, скорее всего, не будут смотреть кино Ростоцкого. И дело тут не в бездуховности, безграмотности и отрицании святынь, а в том, что мир, в котором живут эти самые подростки – он как минимум ярче. Как максимум – это вообще другой мир уже сейчас, и страшно подумать, что будет дальше.

Ренат Давлетьяров снял именно такой фильм – яркий и чёткий. При этом он очень бережно обошёлся не только с первоисточником, но и с теми, кто вырос на экранизации 1972 года. Собственно, временами кажется, что это она и есть – только пыль с экрана стёрли. Классический приём – голос за кадром – в новом фильме выглядит полностью уместным, не перегружая и не затягивая действие. А подбор актёров заслуживает уважения. Пётр Федоров находится исключительно на своём месте и оказывается как-то очень достоверен во всем – начиная с эмоций и заканчивая тем вдруг прояснившимся фактом, что Васкову было всего-то навсего 32 года. Выбор Федорова на эту роль делает очевидным контраст между молодостью героя и состарившим его опытом – и это бьёт, и бьёт очень больно.

То же самое касается всех девушек, начиная с Кристины Асмус. Мы много фыркаем по поводу того, что святое играет гламурная девочка, а не великая актриса – но это всё от потери исторической памяти. Которая могла бы нам подсказать, что действительно прекрасная Екатерина Маркова, игравшая Галю Четвертак в первой экранизации, была совершенно никому не известна, потом почти не играла – зато была дочерью великого писателя и женой великого актёра. Какое отношение это имеет к её роли? Вот про то и речь, что никакого. В фильме Давлетьярова на экране тоже не Кристина Асмус, не Женя Малахова и не Анастасия Микульчина. Там – те самые девочки, которых было всего-то ничего против 16 немцев, и не прошли немцы. Никуда не прошли.

Что же касается тех полутора вольностей с биографиями и «красноармейцы так не выглядели», то во втором случае ревнителей Истины очень хочется отослать к золотому фонду советского кинематографа. Причём ко всему, начиная с фильмов военных лет, начиная с «Радуги» и заканчивая вот хотя бы «Батальоны просят огня». Разговоры же о том, что, мол, Давлетьяров подменил мораль Васильева о любви к Родине на любовь к даже жестокой к тебе Родине – мог родиться только в современных головах. Это же в нынешние времена широко расплодились философские диспуты на тему «нужны ли мы нам». И вот на этом – растут дети. Те самые дети, для которых были сняты новые «А зори здесь тихие».

Вовремя, наверное.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления