Две самых частых фразы в разговоре о новой экранизации классики Бориса Васильева это «фууу, ремейк» и «не пойду». Далее следуют рассуждения о том, как за последние 30 лет испортилось отечественное кино и как современные бездари хватают грязными лапами святое. Слушая всё это, хочется кивать и соглашаться: да, испортилось, да, хватают… одна «Кавказская пленница» чего стоила – как минимум же публичной порки. Другое дело, что к фильму Давлетьярова всё это не имеет ни малейшего отношения.
Новый фильм – это не ремейк. Это экранизация, и если кто хочет спросить, зачем нам ещё одна — так «Гамлет» был экранизирован 71 раз, «Остров сокровищ» — 50, и непонятно, чем Васильев хуже Стивенсона. Ибо экранизации – это свидетельство спроса и любви читателей, причём непрерывной, поколенческой. А мы ведь, кажется, очень хотим связи поколений, эстафеты памяти и всего в этом роде. Чтобы все это обеспечить, надо как минимум признать, что подростки сегодняшних дней, скорее всего, не будут смотреть кино Ростоцкого. И дело тут не в бездуховности, безграмотности и отрицании святынь, а в том, что мир, в котором живут эти самые подростки – он как минимум ярче. Как максимум – это вообще другой мир уже сейчас, и страшно подумать, что будет дальше.
Ренат Давлетьяров снял именно такой фильм – яркий и чёткий. При этом он очень бережно обошёлся не только с первоисточником, но и с теми, кто вырос на экранизации 1972 года. Собственно, временами кажется, что это она и есть – только пыль с экрана стёрли. Классический приём – голос за кадром – в новом фильме выглядит полностью уместным, не перегружая и не затягивая действие. А подбор актёров заслуживает уважения. Пётр Федоров находится исключительно на своём месте и оказывается как-то очень достоверен во всем – начиная с эмоций и заканчивая тем вдруг прояснившимся фактом, что Васкову было всего-то навсего 32 года. Выбор Федорова на эту роль делает очевидным контраст между молодостью героя и состарившим его опытом – и это бьёт, и бьёт очень больно.
То же самое касается всех девушек, начиная с Кристины Асмус. Мы много фыркаем по поводу того, что святое играет гламурная девочка, а не великая актриса – но это всё от потери исторической памяти. Которая могла бы нам подсказать, что действительно прекрасная Екатерина Маркова, игравшая Галю Четвертак в первой экранизации, была совершенно никому не известна, потом почти не играла – зато была дочерью великого писателя и женой великого актёра. Какое отношение это имеет к её роли? Вот про то и речь, что никакого. В фильме Давлетьярова на экране тоже не Кристина Асмус, не Женя Малахова и не Анастасия Микульчина. Там – те самые девочки, которых было всего-то ничего против 16 немцев, и не прошли немцы. Никуда не прошли.
Что же касается тех полутора вольностей с биографиями и «красноармейцы так не выглядели», то во втором случае ревнителей Истины очень хочется отослать к золотому фонду советского кинематографа. Причём ко всему, начиная с фильмов военных лет, начиная с «Радуги» и заканчивая вот хотя бы «Батальоны просят огня». Разговоры же о том, что, мол, Давлетьяров подменил мораль Васильева о любви к Родине на любовь к даже жестокой к тебе Родине – мог родиться только в современных головах. Это же в нынешние времена широко расплодились философские диспуты на тему «нужны ли мы нам». И вот на этом – растут дети. Те самые дети, для которых были сняты новые «А зори здесь тихие».
Вовремя, наверное.