Культура «Эверест»: Здесь вам не «Титаник»

«Эверест»: Здесь вам не «Титаник»

Реальная жизнь сильно отличается от кино. Этому учит нас Капитан Очевидность, полная противоположность Капитана Америка. И ведь казалось бы, жизнь есть, а Капитана Америка нет – но, придя в кино, мы, кажется, всё меньше ожидаем увидеть там что-то более-менее соответствующее законам физики и биологии. Даже фильмы-катастрофы, которые по идее базируются на слабости человека и силе стихии, в конце концов оборачиваются духоподъемными финалами, где обязательно закаты, флаги и поцелуи на фоне руин. Тем интереснее эффект «Эвереста», который ничего не воспевает, никуда не зовет, следует строго в рамках реальных событий и очень отстранённо фиксирует человеческие смерти, одну за другой.

Собственно, это вообще не очень голливудское кино – отсюда столько упреков насчет того, что Джилленхоллу нечего играть, а сценарий недоработан по части развлечений, хотя виды и хороши. Если бы все это случилось в жизни, почтальон Даг вернулся бы к себе домой, потому что его ждали дети и вообще исполнилась мечта, техасец Бэк замерз бы насмерть, потому что не слишком симпатичный персонаж, журналист Кракауэр бы выпустил книгу о героизме Букреева, а Роб Холл, скорее всего, спасся бы в последний момент, потому что дома его ждет беременная жена. Именно про это был трейлер, который невозможно было смотреть без зубовного скрежета – так привычно пафосно и глянцево выглядела катастрофа 1996 года. Но кино, слава богу, оказалось совершенно другим: очень медитативным, очень простым и до крайности откровенным в отношении того, что героизм – это всегда последствия чьих-то очень больших ошибок, а овеянное романтикой и очень дорогое времяпровождение в виде покорения вершин – безответственный идиотизм.

Бальтасар Кормакур не делает нам «Титаник». Самые «киношные» сцены – это прощание Холла с женой по телефону, которое опять-таки имело место в реальности, вплоть до его последних слов. Во всем остальном режиссер просто предоставляет жизни идти своим чередом, очень отстраненно и спокойно показывая, как человеческие тела умирают на склонах Эвереста без воздуха и без сил. Он показывает механизм любой трагедии – когда бесконечные небольшие упущения сходятся в одной точке и детонируют так, что содрогается мир. Вернее – содрогаются люди. А горы стоят, как стояли тысячи лет. Природе, знаете ли, нет абсолютно никакого дела до ваших мечтаний. У нее свои законы, и если ты не нашел в себе смирения повернуть назад в шаге от цели – эти законы убьют тебя быстро и просто. Демонстрируя десятки жизней и ошибок, сошедшихся в точке взрыва, Кормакур, кажется, не сочувствует никому – и это тоже нечто новое для большого экрана. Его «Эверест» масштабен, но начисто лишен пафоса и навязываемых эмоций. В результате фильм так подавляет и разводит в душе зрителя такой бардак, как это не снилось никакому улитому слезами блокбастеру.

Все остальное, собственно, в фильме существует только ради этого эффекта. Отличный актерский состав работает что-то очень ровное и единое, не выдавая никаких особенно ярких работ. 3D в кои-то веки служит для погружения в происходящее, а не для того, чтобы зритель шарахался от искусственных метеоритов. Прекрасная музыка Дарио Марианелли не тянет на себя зрительское внимание, а обостряет восприятие. То есть, по сути дела, перед нами авторское кино, не впадающее в занудные крайности и говорящее на таком языке, которое может понять любой человек. Редчайшая вещь. Последний подарок ужасного проката сентября.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления