Культура Голос кочевников всё громче

Голос кочевников всё громче

Бюджетные миллионы, премиум-артисты и комфортные туалеты - как соседи к успеху шли.

В минувшие выходные Чита принимала межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Забайкальскому краю – любо!». В 700 километрах от Читы, неподалёку от Улан-Удэ, в эти же дни проходил другой этнически ориентированный фестиваль - «Голос кочевников». Мероприятие куда более известное, раскрученное и статусное. Ни в коем случае не сравнивая два этих разных по бюджетам и размаху фестиваля, попробуем просто посмотреть, чему можно поучиться у бурятских коллег.

Масштабнее. Ещё масштабнее. И ещё. Кажется, именно так себе представляют стратегию развития фестиваля «Голос кочевников» республиканские власти. За 9 лет организаторы - Бурятская государственная филармония в целом и главный идеолог фестиваля Наталья Уланова в частности - успели много поэкспериментировать, чтобы в итоге понять - фестиваль должен, во-первых, проводиться летом на открытом воздухе, а во-вторых, выйти за рамки регионального масштаба. Причём не только в подходе к приглашённым артистам, но и в отношении к публике. Сегодня организаторы осознанно делают ставку на приезжего зрителя из Иркутской области, Забайкальского края и даже из-за бугра. А почему бы и нет? Жителям Петровска-Забайкальского до Улан-Удэ на 200 километров ближе, чем до Читы. Да и сама Чита с июня по август не настолько богата культурными событиями, чтобы игнорировать возможность увидеть в одном месте группы «Калинов Мост», SunSay и Yat-Kha. Вот почему мы берём палатки, спальники, садимся в машину и мчимся за 700 километров.

Фестиваль проходит в 50 километрах на восток от Улан-Удэ, на базе туристического комплекса «Степной кочевник». Место выбрано идеально - комплекс находится в пасторальной, священной для бурят долине Ацагат, неподалёку от Ацагатского дацана, на берегу мелководной, но чистой реки. Инфраструктура комплекса позволяет не испытывать никаких бытовых проблем. Можно жить в юрте или собственной палатке - в любом случае под рукой будут несколько туалетов, душ, кемпинг, кафе. Степной ландшафт обогащён образцами бурятской материальной культуры и разной, щиплющей травку живностью - гусями, лошадьми. Город не далеко, и не близко, можно приехать даже на пару часов, а посторонней публики при этом нет вовсе. Правильно выбранное место - один из первых козырей фестиваля.

Все мероприятия этого года уместились в промежуток между 18 часами вечера пятницы до ночи с субботы на воскресенье. При таком расписании даже нам, читинцам, можно обойтись всего одним отгулом на работе, чтобы выехать из города утром в пятницу и вернуться вечером в воскресенье с головой, до отказа забитой впечатлениями. Для местных жителей и безмоторных туристов из центра Улан-Удэ до Ацагата и обратно постоянно ходили автобусы, в том числе и по ночам. Цена поездки - 100 рублей. А для приехавших на машинах рядом с комплексом организована большая, бесплатная, но охраняемая стоянка автомобилей. Всё это можно считать «бытовухой», но вот из таких мелочей слагается общее впечатление о мероприятии. Улыбка персонала, чистота туалетов, спокойствие за безопасность себя и своего имущества, даже погода - всё это тоже фестиваль, его имидж и его будущее. Если всё сделать правильно, не нужно будет сверху спускать в СМИ восторженные пресс-релизы, потому что журналисты увидят и расскажут всё сами.

Хотя, самое важное, это, безусловно, не бытовое, а музыкально-развлекательное содержание фестиваля, то, за чем едут в первую очередь. В 2017 году Бурятская государственная филармония смогла угодить поклонникам бурятской, монгольской, тувинской, славянской, скандинавской, испанской, транс-европейской традиции, построка, фламенко, дрим-попа, фанка, танцевальной электроники. Концерты начались ещё до старта фестиваля - специальная off-программа была организована для тех, кто не мог выбраться из города, в стенах самой филармонии. То есть, вы могли сходить на тех же испанцев до того, как они уехали из столицы региона в Ацагат. А ровно в 18 часов 14 июля уже на ацагатскую сцену вышли ведущие местного филиала «Авторадио» и череда концертов понеслась. Пока публика продолжала тянуться к площадке, рок-интерпретации традиционных бурятских песен играла группа «Сагаан Турлааг». Через час в бой пошла тяжёлая музыкальная артиллерия - музыканты тувинской группы Альберта Кувезина «Ят-ха». Даже лирическая, акустическая программа тувинцев быстро электризовала воздух до состояния общей эйфории. Одно из самых сильных впечатлений от фестиваля: трёхминутная главная буддийская мантра, пропетая горловым рыком Альберта Кувезина так честно, что сотни людей замерли в немом, но тоже очень честном восторге.

После - эксперементальная видеозвуковая инсталляция от Struttura и большой, полноформатный концерт от украинской группы SunSay - стороннего проекта одного из создателей проекта 5'nizza Андрея Запорожца. К этому времени стало понятно, что самые большие страхи организаторов не оправдались, и в отличие от прошлых лет нынешний фестиваль собрал то количество публики, которое можно назвать внушительным. На следующий день окажется, что фестиваль посетили 6,5 тысячи человек.

После ночной электронной программы, восторгов и короткого сна гости фестиваля проснулись под звуки нового саунд-чека, а пространство комплекса «Степной кочевник» стремительно заполнялось лавочками, столиками, ларями. Уже к обеду в самом хорошем смысле этого выражения дым стоял коромыслом.

1 из 3

Тут водят ёхор, там жарят шашлыки, а на центральной аллее всё уставлено торговыми палатками - пошла торговля сувенирами и всяким прочим. Шагу нельзя ступить, чтобы не оказаться вовлечённым в дегустацию, спортивную игру или песню.

Мастер-класс ирландских танцев

А вот наши земляки, петровчане, учат людей правильному способу носки коромысла, отношению к еде, бане, семье, и вообще, к жизни.

Дальше - больше. Разгоняясь как ёхор, фестиваль вовлекал в оборот всё больше игр, товаров, угощений, зрителей, артистов. Бурятский рэп сменял бурятский электронно-атмосферный вокал, после которого голову, как из холодной воды в горячую, окунали в часовой концерт испанского фламенко. Не успел опомниться, и ты погружаешься в Волгу - такое имя носит славный, давно признанный этно-электронный проект, кажется, впервые добравшийся до Забайкалья.

Анжела Манукян, группа Volga
группа Volga
1 из 2
Анжела Манукян, группа Volga

Огромная толпа обнимала аплодисментами любимиц бурятской публики Бадма-Ханду и Намгар.

Выступает Бадма-Ханда Аюшиева
Намгар
Struttura
1 из 3
Выступает Бадма-Ханда Аюшиева

Верхом восторга стал большой акустический концерт группы «Калинов Мост», начавшийся с приветствия «Сайн байна!», а завершённый гимном Бурятии.

Выступление группы "Калинов Мост"
Дмитрий Ревякин, "Калинов Мост"
1 из 2
Выступление группы "Калинов Мост"

Масштабно, удобно, универсально. Магия. Сила. О фестивале писали федеральные информагентства, рассказывал канал «Культура». Аналитическое агентство «ТурСтат» в этом году поставило «Голос кочевников» в первую десятку летнего событийного туризма. Если вспомнить, что в прошлом году на том же самом месте, на тот же фестиваль приехало всего 2 тысячи человек, стоит подумать - откуда такой успех сейчас, в 2017-м? А дело в том, что никакого успеха могло и не быть, если бы не амбиции организаторов. Республиканская филармония натурально пошла ва-банк, а временно исполняющий обязанности главы Республики Бурятия Алексей Цыденов увидел в фестивале не только потенциал, но и предвыборный инструмент. Как следствие, Народный Хурал, сопротивляясь, но всё-таки одобрил запрошенные почти 4 миллиона рублей на финансирование мероприятия. Отдельно в «Голос кочевников» вложилась компания «Бурятзолото». Организаторы настроились на максимальную протекцию журналистам, это чувствовалось во всём - важно не только организовать, но и как можно громче заявить о том, что удалось сделать. Разумеется, подключили волонтёров. Например, порядок на территории фестиваля обеспечивали участники движения «За священный Байкал». Лучший в Восточной Сибири звук был заказан (вот тут и у нас есть повод для гордости) в Чите, мы уже писали о том, что наша компания «V.I.P. Sound» давно экспортирует услуги за пределы края.

Деньги. Воля. Цель. Ну и предвыборная гонка за место главы республики. Всё совпало. Значит ли это, что успех фестиваля напрямую зависит от года его проведения? Говоря конкретнее, от предвыборного года для главы региона. Наверное, да, если речь идёт о совершенно конкретной «Студенческой весне» стран ШОС. И, по-моему, нет, если говорить о соседях, всё-таки в этом году «Голос кочевников» проводился уже в 9-й раз. И поверьте, в этом году в Ацагате только и разговоров было, что о будущем, десятом. Главный секрет успеха, вероятно, кроется в упорстве и постоянстве.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления