
Скриншот: программа кинофестиваля
Поделиться
Фильм «Орешник», в английском варианте — «Молчаливое дерево» (16+), — драма производства Турции и Ирана, режиссера Файсала Сойсала, который любит и ценит творчество Андрея Тарковского, откроет конкурсную программу IX Забайкальского международного кинофестиваля. Об этом корреспонденту ИА «Чита.Ру»
Сюжет фильма: Хаяти, учитель литературы из маленького городка и автор единственного бестселлера, всеми силами пытается удержать свое прошлое: разрушившийся брак, больную старуху-мать, погибающее ореховое дерево и память об отце. Вместо того чтобы жить дальше и взять себя в руки, он пассивно принимает удары судьбы и интересуется только одним прошлым, в котором постоянно копается. Так продолжается до тех пор, пока перед ним не встает важный вопрос, на который обязательно надо найти ответ: является ли бездействие при виде совершаемого зла таким же грехом?
— Картина не премьерная, но для меня она, наверное, самая что ни на есть премьерная. В 2020 году в феврале, когда про ковид только-только начинали говорить наши европейские коллеги, на Берлинском фестивале я подписала соглашение о международной премьере фильма «Орешник» на нашем IX Забайкальском фестивале, который планировался в 2020 году. Тогда фильм был еще только в черновом монтаже.
Режиссер этой картины очень хотел, чтобы этот фильм был премьирован именно в России, потому что он большой любитель и знаток нашего авторского кино, знает и ценит Тарковского, очень хорошо разбирается в нашем советском кинематографе. По факту фильм «Орешник» — это оммаж (работа-подражание и жест уважения другому художнику. — Прим. ред.) многим направлениям авторского кинематографа, и советского в том числе.
По жанру это драма. Там есть и психологические, и социальные элементы, и в ней есть очень тонкая и красивая история всепоглощающей любви человека, памяти об этой любви. Кино крайне тактильное, очень чувственное, в нем много национальных, восточных черт, визуальный ряд наполнен орнаменталистикой, деталями, элементами интерьера, когда предмет иногда значит гораздо больше, нежели чем свое какое-то объективное значение. Но в то же самое время в этой картине есть и универсальные категории — это категории жизни и смерти, категория вневременного, вечного ощущения человечности как главной ценности, вопросы нравственного выбора, этической проблематики. В общем, всё то, что на самом деле всегда востребовано мировым кинематографом.
Я очень надеюсь, что картина «Орешник» понравится, потому что, на мой взгляд, это очень тонкий и лирический фильм, который, несмотря на острый конфликт и серьезную драматическую основу, все-таки остается в памяти как очень нежное и такое бархатистое послание автора всем тем, кому небезразлична судьба человека в современном обществе.
Файсал Сойсал родился в
IX Забайкальский международный кинофестиваль откроется