
Фото: Олег Федоров
Поделиться
Советский и российский артист, актер и певец Дмитрий Харатьян на IX Забайкальский международный кинофестиваль привез в Читу концерт «Дороги любви», он прошел в читинской филармонии 27 мая. Артист рассказал читинцам детали закулисья всеми любимых советских фильмов. Его речь, приправленную песнями и стихами, мы собрали для вас в одном монологе.
— Окунемся в прошлое. И начнем мы с 1975 года, с фильма «Афоня» Георгия Данелия, именно в этом фильме впервые для нас, тогда подростков, прозвучала рок-музыка групп «Машина времени» и «Аракс» — именно с этого времени началась моя творческая карьера: я научился играть на гитаре, а потом пошло-поехало.
Мой первый фильм был с символическим названием «Розыгрыш», как будто судьба сама меня разыграла. Его режиссер Владимир Меньшов — мой первый учитель, первый режиссер, который поверил в меня, что-то во мне разглядел. «Розыгрыш» вышел, когда я был в
Я хочу прочитать стихотворение Геннадия Шпаликова, я этого автора очень люблю. Вы знаете, по дороге в Рязань на выступление 9 мая я заглянул в пионерский лагерь, с которого началось мое становление, мои первые увлечения — гитара, танцы. Я помню, как девочка Варя позвонила мне в сентябре 1975 года, позвала меня на киностудию «Мосфильм» и сказала, что режиссер Меньшов начинает снимать фильм, где нужен человек, который играет на гитаре и поет песни. А я был первым парнем в этом лагере, первым руководителем детского вокально-инструментального ансамбля. Вот я и заехал туда, и там… хорошо. Всё равно хорошо, несмотря на то что там уже никого нет, всё полуразрушенное, но вот эта энергия детства, чистой любви, искренности — она там осталась, это место силы.
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу —
Кто меня вернет? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.
Для проб фильма «Фотографии на стене» я выучил несколько песен Булата Окуджавы на гитаре. С тех пор я его полюбил, для меня он творческий ориентир. Он — родоначальник авторской, бардовской песни. Мне очень повезло, я несколько лет дружил с Евгением Евтушенко — великим шестидесятником, ровесником Окуджавы. Они творили в то время оттепели.
Я как раз родился в
Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
И бессмертья не жду.
«Зеленый фургон» — еще один фильм, который стал для меня судьбой, стал знаковым и важным в моей кинокарьере. Мне было 23 года, когда мы снимали этот фильм.
Вы знаете, в фильме «Розыгрыш» песню пел не я, за меня ее исполнял профессиональный исполнитель. Я не смог, не справился. Меньшов предложил мне самому записать, но когда я пришел в студию звукозаписи, у меня ничего не получилось. Он мне сказал: «Дима, ты вообще хорошо, конечно, поешь, но мне за час нужно записать три песни, у меня нет времени. У меня есть исполнитель, голоса одинаковые — комар носа не подточит». И это было самое страшное для меня тогда, потому что я думал, что я его очень разочаровал, и он меня с роли снимет. Такой был серьезный урок для меня, я благодарен за то, что он тогда мне не позволил спеть, потому что я бы действительно не справился.
Но зато потом у меня был стимул для роста, и когда мне было 50 лет, он пришел ко мне на юбилей сказал: «Дима, конечно, я был не прав, ты должен был петь в "Розыгрыше"». Владимир Валентинович, конечно, был тогда прав. Потому что если бы я тогда спел, я бы успокоился, что уже всего достиг, понимаете? А так у меня было к чему стремиться.
А вот в фильме «Зеленый фургон» композитор Максим Дунаевский позволил мне впервые исполнить песни самому. Никого из создателей уже не осталось в живых, но память о них всегда с нами, как и фильм. Фильм «Зеленый фургон» должен был снимать Владимир Высоцкий. К сожалению, он не дожил, и его мечта воплотилась уже другим режиссером Александром Павловским. Как знать, снимался бы я там, если бы его снимал Владимир Высоцкий? Владимир Семенович ушел из жизни 25 июля 1980 года. Но мне кажется, он нам даже как-то помогал, он этот фильм сопровождал, был его ангелом-хранителем.
Леонид Гайдай, светлая ему память. Мне повезло, я остался в двух его последних фильмах. Он был мастером комедии, продлевал нашу жизнь — ведь смех продлевает жизнь, это доказано. Леонид Гайдай, кстати, начинал в Иркутске, он учился в иркутской железнодорожной школе. В
Фильм «На Дерибасовской» с Леонидом Юрьевичем мы снимали в Москве, в Атлантик-Сити, в Нью-Йорке и, кстати, в казино «Тадж-Махал», которое принадлежало и до сих пор принадлежит Дональду Трампу. Если бы не Трамп, фильм бы не состоялся, потому что он бесплатно разрешил нам три дня снимать в этом казино, что вообще нарушает все принципы бизнеса. Первый съемочный день фильма «На Дерибасовской» был 19 августа 1991 года. Трамп сказал вот что: «Передайте, пожалуйста, маэстро режиссеру, что я хотел бы сняться в этом фильме, можно даже в маленькой роли без слов». А Гайдай ответил так: «В моем фильме снимаются народные артисты Советского Союза — Андрей Мягков, Армен Джигарханян, Леонид Куравлев, молодой Дмитрий Харатьян. А кто такой Трамп? Я не знаю его, почему я должен его снимать?» Возможно, сними он его, фильм бы стал хитом, особенно, во время президентства Трампа.
Встречи со зрителями, концерты — как праздник. Он несет небольшой оттенок грусти, потому что, к сожалению, не все могут этот праздник с нами разделить. Те, кто нам дорог, кого мы любим и любили, — многих нет. Спасибо, Чита.