Культура Как «Услышать "Тужи"»? Звуковой художник Петр Айду — об уникальном музыкальном проекте в Забайкалье

Как «Услышать "Тужи"»? Звуковой художник Петр Айду — об уникальном музыкальном проекте в Забайкалье

Участники экспедиции будут собирать звуки природы и создавать из них настоящие произведения

Мероприятие пройдет в ленд-арт парке «Тужи»

Лаборатория по созданию звуковых проектов «Услышать "Тужи"» пройдет в Забайкальском крае с 15 по 22 июля. Ее участники вместе с местными краеведами и охотниками соберут природные звуки в окрестностях села Укурик Хилокского района и превратят их в настоящие произведения. Как появилась идея проекта и какие результаты получатся в экспериментальной музыкальной экспедиции, рассказал организатор проекта Петр Айду.

Петр Айду, звуковой художник, композитор, пианист, идеолог и председатель правления «Первого симфонического ансамбля» («Персимфанс»), лауреат премии «Золотая маска» и премии Сергея Курехина.

Музыкант, композитор и художник Петр Айду

Как возникла идея лаборатории «Услышать Тужи»?

— Мне предложили сделать на фестивале «Тужи Арт» какое-то музыкальное событие. И я подумал, что не очень хочется привозить что-то готовое, устраивать концерт, привносить что-то, что уже сделано и существует. Хотелось сделать что-то специальное для этого фестиваля и этого места. И поэтому я предложил сделать проект с собиранием звуков в этом районе с последующей работой с ними в контексте современного звукового искусства.

Это предложение вызвало хорошую реакцию от организаторов фестиваля, всем это очень понравилось. Поэтому мы приняли решение сделать такую вещь.

Расскажите поподробнее про структуру лаборатории. Как это будет организовано, какие этапы запланированы? И какой будет конечный результат?

— Первый этап — мы организовали open-call, то есть мы приглашаем всех желающих участвовать в этом проекте. Имеется в виду, что мы собираем группу музыкантов, звукорежиссеров, саунд-артистов, художников, которые так или иначе занимаются звуком, чтобы провести семинар в «Тужи» по полевой записи. Мы, с одной стороны, будем собирать материал для фестиваля, для проекта. С другой стороны, мы будем учиться и повышать свои компетенции в области полевой записи и вообще в том, как записывать звуки в дикой природе.

Саунд-арт, или звуковое искусство (от англ. sound art) — вид междисциплинарного искусства, материалом которого является звук.

Следующий этап — это создание произведений, которые будут представлены на фестивале. И, наконец, на самом фестивале будет отдельное пространство, оборудованное музыкальной системой, где можно будет прослушать результаты нашей коллективной работы.

Кого вы бы хотели видеть в качестве участников этой лаборатории? Open-call открыт для всех желающих или только для местных профессионалов?

— Понятие «профессионал» очень широкое на сегодняшний день. Участники — это те люди, которые всерьез занимаются звуком. И совершенно не важно, как именно это делают, являются ли они профессорами консерваторий или же школьниками. В любом случае это глубокое погружение в звук, в технологию, эстетику саунд-арта. Но это может быть довольно широкий спектр людей. И, конечно, мы бы хотели, чтобы это были люди из Забайкалья и не только. В общем, ждем заявок. Всех, кто интересуется саунд-артом, биоакустикой, электронной музыкой, всех, кого это затрагивает, милости просим.

А можете рассказать, в чем для вас особенность работы над проектом в таком режиме реального времени, когда непосредственно вместе с участниками будете создавать произведения?

— Мы создаем, с одной стороны, новые вещи, которые связаны непосредственно с этим местом, а не привнесены искусственно, которые являются одновременно site-specific, то есть произведения, созданные специально для определенного пространства, территории, места. Это не концертная программа, спектакль или кино, которые возят по всему миру одинаково. Это уникальный продукт, который появляется в процессе познания места в широком смысле этого слова, потому что это касается и природы, и традиционной культуры, и современной технологии, и эстетики сегодняшней музыки и саунд-арта. Плюс ко всему это еще и образовательный проект, и экспедиционный. Он сочетает в себе много целей.

Что вы сами ждете от фестиваля и проектов, которые получатся у участников лаборатории?

— Я жду прекрасных произведений, интересных звуковых событий, которые нам удастся зафиксировать. Я хочу больше узнать и понять, как и что можно делать со звучащей реальностью. И также хочу получить какой-то материал для дальнейшей своей работы в том числе.

Как вы считаете, саунд-артист обязательно должен иметь музыкальное образование?

— Мало кто из саунд-артистов имеет музыкальное образование, это, скорее, уникальный случай. Вообще, саунд-артист — это не музыкант. Бывает иногда сочетание, когда саунд-артист еще является и музыкантом, но это довольно нетипично. При этом надо понимать, что эти понятия все довольно условно объединены в термины. Не всегда можно внятно объяснить границу между музыкой и саунд-артом, хотя по сегодняшним представлениям она есть. Но как любая граница она является условной.

А сейчас в России насколько развит саунд-арт?

— Он развит в принципе в современной цивилизации, а поскольку мы являемся ее частью, то, естественно, это направление развито и у нас в России. Это неизбежная часть нашего мира, так же как автомобили, мобильные телефоны, компьютеры. Конечно, Россия не является центром саунд-арта, это понятно. Но является частью мировой культуры.

А в регионах есть отклик на это направление?

— Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Наш проект призван, в частности, в этом вопросе тоже разобраться. Или как-то поспособствовать.

Можете рассказать, над какими проектами еще вы работаете сейчас?

— Во-первых, мы продолжаем работу «Персимфанса», это «Первый симфонический ансамбль». Это наше одно из основных концертных направлений.

«Первый симфонический ансамбль» был организован в 1922 году и воссоздан Петром Айду в 2008-м в Москве. Симфонический коллектив, одним из главных принципов которого является исполнение музыки без дирижера, возник по инициативе выдающегося скрипача, профессора Московской консерватории Льва Цейтлина.

— Я планирую в следующем сезоне несколько новых работ в театре, написание музыкальных сочинений, а также произведений в принципиально новых жанрах. Но что-то конкретное об этом говорить, наверное, пока не буду.

Фестиваль стал результатом совместной работы команды ленд-арт парка «Тужи» и Московского музея современного искусства. Он впервые состоится 5 и 6 августа на территории парка (село Укурик, 140 километров от города Читы), который был основан в 2021 году скульптором Даши Намдаковым как точка соприкосновения народных традиций кочевников и современного искусства. За два дня фестиваля гости познакомятся с арт-объектами ключевых авторов актуальной арт-сцены (Александра Повзнера, Ирины Кориной, Ивана Плюща и другими), созданными специально для ленд-арт парка «Тужи» с учетом локального природного и культурного контекста, иммерсивным спектаклем «Сон Татьяны», поставленным сценографом и режиссером Этель Иошпой (лауреат «Золотой маски») и актрисой и режиссером Анастасией Смирницкой, а также лабораторным саунд-арт проектом «Услышать "Тужи"», который создадут привлеченные художники, выбранные в результате open-call, под кураторством композитора и пианиста Петра Айду.

Заявки на участие принимаются до 9 июля, для подачи необходимо заполнить форму и приложить резюме или текст о себе в свободной форме и мотивационное письмо, объясняющее желание принять участие в проекте.

Расписание лаборатории

15 июля. Заезд участников экспедиции.


16–21 июля (6 дней). Лаборатория Юлии Глуховой «Звуковое внимание как инструмент» по полевой звукозаписи.


В рамках первой части работы над проектом участники получат представление о разных типах слухового восприятия, о практиках записи звука, выполнят ряд заданий на слуховое внимание, проанализируют записи, получат возможность попробовать ряд микрофонов и устройств. Курс включает в себя теоретическую часть (вечерние часы), состоящую из лекций об эстетике и методах полевой записи звука, понятиях звуковых ландшафтов и экологии, а также из совместных прослушиваний и обсуждений; и практическую (дневные часы) — участникам лаборатории будут предложены задания по звукозаписи и звуковому вниманию.


Продолжат работу практические занятия по сбору звукового материала в условиях дикой природы с Игорем Вязаничевым, который расскажет о технологии работы в полевой записи и необходимой технике. Участники будут учиться слушать и разбираться с тем, как передать пространство в фонограмме, а также проверят основные психоакустические теории, объясняющие явление стереофонии.


22 июля. Отъезд, завершение экспедиции.


С 23 июля — создание композиций на основе собранного материала. Куратор — Олег Макаров.


Финальной частью лаборатории станет работа участников в домашних условиях непосредственно над итоговым произведением. Олег Макаров проведет технические консультации с участниками, а также небольшой онлайн-курс по созданию саунд-арт произведений.


Участникам лаборатории, выбранным по итогам open-call, будет обеспечен проезд до точки из Улан-Удэ и Читы, а также проживание и питание на территории ленд-арт парка «Тужи» на протяжении всей экспедиции. Экспедиция проходит в полевых условиях.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления