Ольга Забалуева всегда любила рисовать: ребенком занималась в изостудии, потом окончила художественную школу в Приаргунске, после переезда в Читу поступила в ЗабГУ на факультет культуры и искусств, где получила степень бакалавра художественного образования. Сегодня Ольга далека от классического представления о художнике, ведь она — автор метафорических картин, ей пришлось отступить от правил, которым учили в университете, и найти собственный неповторимый стиль. Сегодня работы Ольги знают по всей стране.
— Работать по специальности вы начали сразу после университета?
— Я всегда знала, что моя жизнь — рисование. Но дорога к тому, чем я занимаюсь сейчас, была небыстрой и уж точно непростой. Вы удивитесь, но после учебы я четыре года работала в бюро ритуальных услуг. Я довольно хороший портретист и там делала гравировку на памятники, то есть изготавливала портреты на камне: это были и отдельные работы для мемориальных комплексов, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны, и частные заказы для кладбищ. Пришлось однажды даже реставрировать памятник своей погибшей одноклассницы.
— Морально тяжелая работа. Пропускали всё это через себя? Ведь если говорить об энергетике, то это энергия смерти.
— Не задумывалась об этом. Мне не нравилось работать в окружении пыли, камней. Вот это физически было тяжело, условия такие. Общаться с родственниками приходилось, когда вместе думали над изображением на памятнике. Но не скажу, что я это пропускала через себя. Это была просто работа. И потом я же скорее переносила портрет, я не рисовала его с нуля.
— А дальше?
— В общей сложности я не рисовала девять лет. Потом в мою жизнь пришла психология. Однажды я попала в психологический центр, начала там преподавать изо детям с особенностями развития. И увидела там их мамочек — таких подавленных, грустных. Мне очень захотелось им помочь. Тем более тогда у меня самой всё было негладко: череда неудачных отношений, опустошенность.
Психология дала мне отличную базу для будущего. Я окончила магистратуру, уже факультет психологии. Вышла замуж, родила ребенка. Получила дополнительное образование и стала проводить тренинги для этих женщин — с уклоном на раскрепощение, расслабление, женственность. И даже тогда я еще не рисовала.
— Сейчас скажете, что всё изменил декретный отпуск?
— И да, и нет. Ключевую роль сыграла пандемия. Я спросила свой внутренний голос, чего хочу. И он тихо ответил: «Рисовать». Стала учиться отключать внутреннего критика, отступать от догм, творить без правил. Даже пошла на курсы правополушарного рисования, пробовала писать пейзажи. А потом мне начали идти сюжеты.
— Как это — идти? Открылось что-то магическое?
— Сюжеты всех моих метафорических картин именно приходят ко мне. Я не придумываю их, ко мне является вдохновение. Это из области эзотерики. К примеру, усыпляю маленькую дочь, лежу с ней, закрываю глаза и вижу будущую картину. Нужно встать и быстро успеть ее запечатлеть.
Тогда это был немного другой стиль, мне хотелось большего формата и большей красоты. Год я просто рисовала для себя, для выставок. И вдруг начали обращаться люди.
Была такая история: заказчица явилась ко мне как образ, встала за спиной и буквально начала руководить процессом — говорила, что рисовать, где и как. Думаю, что это сама ее душа мне всё надиктовала. Я физически чувствовала ее присутствие.
— А какой смысл в этих картинах для людей? Они как талисман?
— Да, при создании картины я работаю с душой человека. Потом люди говорят: «Когда мы на нее смотрим, словно исцеляемся». Я чувствую энергетику и вижу будущую картину. Вот интересный случай: женщина из Подмосковья заказала мне картину, прислала свое фото, а мне начали приходить образы гор, изображение девочки с бубном, большая птица. И заказчица воскликнула: «Как вы это всё узнали? Я ведь родилась на Кавказе, выросла посреди гор!»
Моя картина — услада для души и глаз. Она помогает человеку. Я вижу его биополе. Вот над вами сейчас струится такой красивый голубой свет.
— Не только читинцы обращаются за картинами?
— Чаще даже жители других городов: из Москвы, Питера, Новосибирска, Улан-Удэ, очень часто из Иркутска.
— А что это за карты?
— На основании своих картин я создала метафорические карты. Это научный метод работы с подсознанием человека. На внутренней стороне — послание. В картинке и тексте каждый человек видит свое. Мои карты напечатаны известным издательством Macards. И да, иногда с картиной мне приходит и текстовое послание, хотя я не писатель и не поэт.
— Как пользоваться вашими картами?
— Закрываете глаза, рукой достаете карту. Ими можно пользоваться по утрам в качестве прогноза на день или в любой другой ситуации.
— В какой технике вы работаете?
— Я использую для работы акварель, акварельные карандаши, пастель и поталь (имитация сусального золота в виде листов золотистой фольги. — Прим. ред.). Этот материал такой блестящий, переливающийся — стала недавно с ним работать.
— А кто чаще всего заказывает картины?
— Заказов хватает, сейчас на два месяца вперед всё расписано. В основном это женщины от 35 лет и старше. Многие заказывают для себя, а также в качестве подарка. Редко обращаются мужчины, но надеюсь, эта тенденция изменится (улыбается).
— Вы самозанятая? Зарплата устраивает?
— Я сейчас настолько увлечена, что заработок далеко не на первом месте. Зарплата устраивает, но я же трачу опять всё на краски, на рамы, на будущие выставки. Я состою на учете как самозанятая и исправно плачу налоги.
— А семья поддерживает?
— Мой муж — железнодорожник и очень творческий человек, он полностью разделяет мои увлечения. Иногда говорит: «Знаешь, а мне тоже пришел образ картины!» Год назад я делала в Чите первую персональную выставку. И муж, не имея опыта, помог мне ее сделать и провести. Без него ничего не получилось бы. Вообще я очень боялась выставляться. В Чите, кроме меня, никто не создает метафорические картины. Казалось, люди не поймут этого. Но я получила столько восторженных откликов, что успокоилась и уже не переживаю.
— Как вы отдыхаете? Где берете силу?
— Я люблю природу. Мне очень нравится вся наша страна, но именно в Забайкалье мощная энергетика. Как только я после дальнего путешествия ступаю на нашу землю — мурашки по всему телу. Здесь мощь, здесь мое наполнение.