Артем Тарасов достаточно известный художник. Если вы не видели его работ на выставках, они попадались вам в соцсетях. Если не встречали с мольбертом на улицах, то, может быть, разминулись с ним на велосипеде. Пейзажи Читы его кисти разлетаются по стране на открытках. Порой его упрекают, что Чита на картинах красивее, чем обычно, но любовь к городу сделала его героем «Народной премии CHITA.RU».
Художником был дед Тарасова — Иван Аверьянович, который жил в Улетах и имел там мастерскую. В детстве внук часто рисовал с ним, но больше увлекался музыкой и мальчишескими забавами — футболом и спортом. Но когда пришло время поступать в вуз, Артем решил: почему бы мне не стать художником?
— Выбора на самом деле как будто бы и не было. То есть я примерно понимал, что я не люблю цифры, не люблю буквы, и понял, что это должно быть творчество, — говорит Тарасов.
Сразу после университета молодого преподавателя пригласили в детскую школу искусств № 3. Там он работает уже 10 лет, а сейчас взял творческий отпуск на год.
Работу с детьми он считает чем-то невероятным, потому что старания педагога в итоге оказываются в картинах, которые едут побеждать на российские конкурсы. А потом дети разъезжаются по университетам, увозя в своих сердечках не только благодарность учителю, но и частичку его почерка в своих творениях. Это, по словам Артема, заметно на выставках: глядя на картину, можно определить, чей он ученик — это видно по почерку, характеру и неуловимой атмосфере.
Дети же дарят учителю возможность расти вместе с ними и вдохновляют на постоянное самосовершенствование. Тарасов считает этот процесс неизбежным: растут дети, растешь и ты.
«Акварель — лучшее изобретение человека после велосипеда. Нет, акварель на первом месте»
Самые известные работы Тарасова преимущественно акварельные. Хотя краска эта порой считается несерьезной, детской, что ли — доступной всем и вся. В любом канцелярском магазине можно найти жизнерадостную коробочку с яркими «пуговками». Но оказалось, не всё так просто.
— Акварель меня в свое время очень сильно удивила. Это произошло благодаря преподавателю Сергею Чернышеву из Московской школы акварели Сергея Андрияки. Чернышев приезжал к нам с мастер-классами, а мы, естественно, были уверены, что всё об акварели знаем, потому что мы прошли университет. Но оказалось, что акварель гораздо больше, чем мы думали. То есть это и материалы различные, и какая бумага, что важно в акварели, что неважно, и мы увидели, как работает профессионал. И в то время я загорелся и сказал себе, что я изучу эту технику, я научусь это делать, и с тех пор я этому учусь, — говорит Тарасов.
Доступная акварель в итоге более редка в картинах, потому что не дает права на ошибку. Краска бежит, и ее нужно укрощать, но именно эта сложность и привлекает Тарасова. Кроме того, техника работы у этой краски далеко не единственная, и художнику нужно изучать одну за другой, а потом комбинировать их, используя вместе.
— Вдохновение на самом деле важно, но у меня нет такого, что вот сейчас я чувствую вдохновение, и нужно рисовать. Я просто делаю свое дело, я это обожаю. Я отдыхаю, когда рисую, и вдохновляют, наверное, просто окружающие люди, музыка, наш город или наш край, природа. То есть как бы идешь мимо, думаешь, я сюда завтра вернусь или там запомнил какой-то момент, сфотографировал. Вдохновение идет всё время, оно безостановочно, — уверен художник.
Тарасов известен в первую очередь городскими пейзажами: архитектура, спешащие по знакомым улицам пешеходы, подрезанные деревья, чертящие ветвями небо. Но главное почти всегда — лицо Читы, узнаваемое и неповторимое. Здесь тоже было много экспериментов. Художник начинал с портретов, но, работая на пленэре, понял, что очень любит город. От портретов людей он ушел на портреты зданий, городов, деревень.
— Привлекает в Чите исторический ракурс, я бы так сказал. Я люблю какие-то старинные улицы, старинные дома, деревянные здания. Мне это очень близко и вдохновляет. Для меня важнее характер и настроение, поэтому я спокойно могу убирать какие-то здания, столбы, машины, которые мне могут в картине мешать или, наоборот, что-то добавлять. Главное в картине — настроение, которое нужно передать на холст.
Несмотря на явный интерес к исторической части, Артем считает, что в одну рамку город загнать не получится. Чита постоянно меняется, движется и развивается. В этом есть, впрочем, и грустные моменты.
«Нарисовал историческое здание или просто старенький домик, а в какой-то момент понимаешь, что его больше и нет»
Он считает, что это не магия, а жизнь. Однако лицо города и его историю, по мнению Тарасова, надо охранять. И не только на холсте.
— Я люблю находить новые места. Но если взять какую-то статистику, посмотреть мои работы, то найдется несколько мест, которые я изображал несколько раз, возвращался к ним неоднократно и изображал их по-разному. В дацане я чувствую себя просто прекрасно, спокойно. Я очень люблю дацаны в разных местах, и вот в Чите это такое место, куда ты можешь прийти, отдохнуть душой, вдохновиться на новые какие-то работы, поесть вкусных бууз. У меня нет какой-то определенной веры, но дацан мне очень близок.
«Очень люблю наш край, очень много его изображаю»
В ответ на упреки в том, что Чита на картинах будто красивее, чем на самом деле, художник отвечает так:
— Меня же вдохновила та самая настоящая Чита, поэтому она и вылилась на холст. Красивый город, красивые картины. В картине есть какие-то мои чувства, мои эмоции. Это же не просто фотография, поэтому каждая картина зависит от того, в каком ты настроении, как ты себя чувствуешь, как ты относишься к месту, где находишься. Картины всё это впитывают.