Культура XI Забайкальский кинофестиваль мнение «Мы сколько до этого сняли фильмов?» Что говорят про забайкальское кино на кинофестивале

«Мы сколько до этого сняли фильмов?» Что говорят про забайкальское кино на кинофестивале

Мнения высказали губернатор Осипов, председатель оргкомитета Шкулев и программный директор Безенкова

Праздник кино проходит в Чите уже в 11-й раз
Источник:

На пресс-конференции, открывающей XI Забайкальский международный кинофестиваль одна из журналисток спросила, почему больше чем за десятилетие в регионе так и не появилось собственной индустрии, павильона и большего числа режиссеров и сценаристов. Казалось бы, вопрос с понятными и привычными ответами. Получили ли мы их и что об этом думает автор «Кинопоиска» и московского TimeOut, работавшая много лет в регионе, Клара Хоменко.

Вопрос журналиста


Почему больше чем за десятилетие в регионе так и не сформировалась собственная киноиндустрия? Нет студий. Киносообщество по-прежнему маленькое. Союз кинематографистов — довольно камерная организация с очень ограниченным набором возможностей. Кинофестиваль — зрительское, но все же индустриальное предприятие, и оно должно было запустить какие-то процессы в этом направлении. Есть они? И если нет, то почему? Какие ресурсы для этого нужны сегодня?

Виктор Шкулёв, председатель оргкомитета кинофестиваля

Идея кинофестиваля постепенно прорастает на забайкальской земле, в том числе в направлении создания условий для кинопроизводства. Всё больше и больше примеров того, каким образом мы можем это делать в Забайкалье. Мы же недаром показываем фильм «Тимир» (16+) в нашей конкурсной программе. Якутский фильм «Тимир» — это не что иное, как пример кино, которое делается в соседней территории. Но у нас будет и мировая премьера «9 секунд» (16+) — о нашем забайкальском герое Алдаре Цыденжапове.

И мы не первый год продвигаем идею киноакадемии. У нас каждый год проходит деловая программа. И вот это всё постепенно всё-таки влияет на создание неких условий для того, чтобы появились предпосылки для создания своей локальной индустрии. При той поддержке, которую мы имеем в лице губернатора, постепенно мы можем подойти к тому, чтобы киноиндустрия в Забайкалье появилась. Но это не искусственный процесс. Это так же невозможно, как взять, привезти дерево и посадить. Это все-таки тот процесс, который вырастает изнутри. Здесь должны появиться люди, способные делать забайкальское кино.

Виктор Шкулёв
Источник:

Мария Безенкова, программный директор ЗМКФ

10 лет для кинематографа, вообще для киноиндустрии — это очень мало. Учитывая то, что в Забайкалье никогда не было материально-технической базы, которая существовала в Якутии, развить здесь за 10 лет полноценный технологический процесс крайне маловероятно. Но с точки зрения как раз киносъемочной истории, локаций, которые здесь есть, мы имеем прекрасный результат. «9 секунд» — большой блокбастер, это круто.

В прошлом году было «Озеро детства» (12+). Количество короткометражных фильмов из Забайкалья, которые поступают нам на конкурс, сейчас насчитывает десятки. Я помню, когда мы открывали конкурс короткого метра фильмов, сделанных здесь, я радовалась пяти. И выбирали мы из пяти. Конкурс сценариев развивается с каждым годом. Вот это всё маленькие шажки, которые дают уже сейчас реальные результаты.

Раньше мы пытались использовать деловые бизнес-связи, чтобы людей сюда привозить и они снимали кино. Теперь мы идем из потребностей края. Здесь есть свои ребята, творческая ячейка. Их много. В этом году мы специально делаем образовательную программу — не деловую, а именно образовательную, чтобы поднять их уже в профессиональный статус. Чисто производство: драматургия, питчинги, режиссура, чтобы они выровнялись и смогли пойти дальше.

Мария Безенкова
Источник:

Александр Осипов, губернатор Забайкальского края

Его точку зрения придется передать в диалоге с журналистом.

— Какой раз я на кинофестивале? Из прошедших тут за время моего здесь пребывания? На каждом был? Ну, вот вам и наиболее полный ответ о том, есть ли стратегия развития кино в Забайкалье.

— И это всё? Ну, то есть у вас нет никого плана, вы ничего не собираетесь делать, вы просто приходите на кинофестиваль и поддерживаете его финансово?

— А вы думаете, что кинофестиваль — это «просто пришёл и всё»?

— Нет, я пытаюсь сейчас понять, есть ли задача в Забайкальском крае развивать региональное кино и стоит ли она перед властями региона.

— Ну, мы же не будем сейчас производственное совещание устраивать?

— Да нет, конечно, просто это…

— Естественно, раз у нас проходит кинофестиваль, который растет от года в год — я надеюсь, что, может быть, мы еще услышим о том, какой вклад делает край для того, чтобы он был и чтобы он рос и развивался. Раз у нас увеличивается количество людей, детей, творческой молодежи, которые так или иначе причастны к кино, которые, как вы слышите уже, у нас в конкурсе сценариев побеждают… Мы сколько до этого сняли фильмов? Соизмерим их с «9 секундами» или «Озером детства». Это всё разве не свидетельство? Если мы думаем, что при суровости климата забайкальской земли эти очень деликатные и трогательные цветы растут сами по себе из наших злаков, то это будет заблуждение. А дальше это слишком много, чтобы обсуждать.

Александр Осипов
Источник:

Клара Хоменко, киножурналист

Когда говорят о региональном кинематографе, то в первую очередь вспоминают Якутию — и действительно всегда забывают, что местный режиссер Сергей Потапов снял «Любовь мою» (16+) в 2004 году. Забывают, что это было дело энтузиастов и что очень большую роль в феномене якутского кино сыграли кинотеатры: они решили, что будут брать местное кино в прокат. А фильмы эти снимались на национальном языке. У местных жителей была огромная потребность в таком кинематографе, который бы отражал их быт, верования, внешность в конце концов. Привет всем любителям рассуждать о «повесточке» — именно нужда зрителя в отражении собственной идентичности лежит в основе популярности якутского кино, которое получило сперва огромную популярность в республике, а затем вышло на федеральный и международный уровни. Причем международное признание случилось быстрее, чем якутские картины дошли до кинотеатров Москвы. Этот путь занял 20 лет — если считать от картины Потапова. Или сорок — если брать отсчет от создания студии «Сахафильм».

Что в это время происходило в Забайкалье? В 2005 году группа энтузиастов задумала и через 6 лет сняла вестерн «Угэдэчи» (16+), который потом получил два продолжения. Он победил на фестивале любительского кино в Иркутске и Петербурге, был несколько раз показан бесплатно — на том всё и закончилось. Основной идеолог проекта Валерий Булатов не был режиссером (в Якутии кино занимались преимущественно театральные постановщики), профессиональных актеров у него тоже не было, как и денег. При таких данных результат, довольно забавный, был все-таки достаточно неплохим.

Примерно тогда же, в начале 2010-х, снял свое «Золото Чингисхана» (16+) Баяр Барадиев. В 2015 году появились «Дети 90-х» (18+) Михаила Носко и Максима Юсупова. Их кино, как и картину Барадиева, крутили в «Центавре» несколько дней. Зрителей набралось немного. Булатов теперь живет в Москве и кино не занимается, Барадиев все-таки пробился в индустрию и стал одним из режиссеров сериала «Соцсети» (18+), Юсупов снимается в короткометражках.

Что главное в этой печальной истории? Что забайкальское кино должно найти свой язык — потому что иначе оно неинтересно местному зрителю. Местному зрителю, будем честными, вообще не до кино, как, собственно, и краевым властям, которым предстоит спасать угробленные всего за 20 лет после полной замены теплосети города Борзи. Было бы опять же честнее признать это, а не вступать в цветистый спор с журналистом. Это не значит, что забайкальцам кино не нужно. Всё ровно наоборот — в любых условиях людям важно и нужно то, что называется репрезентацией. Нужны истории, корни которых глубоко в этой земле во всех смыслах. Только кажется, что в таких вещах нет практического смысла: тогда не было бы полных залов на «Миссии» (16+) или «В воде не тонут» (18+).

Роль Забайкальского кинофестиваля — показать, что эта дорога вообще существует, что снимать фильмы, быть кинооператором или писать сценарии профессионально — возможный жизненный выбор. Другое дело, что в Якутии размер фонда для господдержки кинематографа все-таки составляет 8 миллионов рублей.

Что вы думаете про перспективы забайкальского кино?

Опрос завершен 2 июня
Они есть
17%
Их нет
66%
Я не знаю
14%
Выскажу мнение в комментариях
3%

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Бу! Испугался? Новый год через две недели! Как расслабиться и получить удовольствие от декабря
Любовь Никитина
Рекомендуем
Объявления