Последнее заседание краевой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (КЧС) 24 марта проходило напряжённо. Собравшиеся понимали, что появление в Забайкалье первого лесного пожара - это всего лишь вопрос времени, причём ближайшего. Поэтому противопожарные "войска" уже приведены в боевую готовность, руководит фронтом новый председатель КЧС - врио первого вице-премьера регионального правительства Александр Кулаков.
Если предыдущий председатель КЧС Геннадий Чупин от природы обладает резким и высоким голосом, которым он не стеснялся использовать на повышенных тонах, то Кулаков вёл заседание более сдержанно, но говорил всё больше в ультимативной форме: охоту запретить, силы срочно перебросить, организовать патрулирование, напомнить об ответственности.
"Я сегодня дал команду на запрет охоты, никого не должно в лесах быть. На сегодня нас спасает та ситуация, что в лесах ещё лежит снег, поэтому пал в лес не переходит. Но это до поры до времени. Южные склоны уже освобождены от снежного покрова, поэтому по такой погоде не сегодня завтра должны гореть леса. Обращаюсь к лесхозу - я ставлю вопрос о межрайонной переброске сил и средств в два района - Газимуро-Заводский и Александрово-Заводский", - отчеканил Кулаков.
Именно в этих районах сейчас наиболее жарко от термоточек, появляющихся то тут, то там на космоснимках. Это ещё не лесные пожары, а в том числе профилактические отжиги сухой растительности, запланированные и контролируемые. Но чаще всего точками оказываются сельскохозяйственные палы, которые в Забайкалье запрещены с ноября 2015 года. Штрафы доходят до 200 тысяч рублей, а если огонь перекинется на населённый пункт, то поджигателю будет грозить и уголовная ответственность. Но некоторых забайкальцев это не пугает, с ослиным упорством они продолжают жечь старую траву, выжигать покосы или ещё заниматься черти чем, но никак не профилактикой лесных пожаров.
"В разных районах уже задержано четыре человека за пожоги. Делать этого нельзя, на сегодняшний день есть большая угроза возникновения пожаров в населённых пунктах. Я сам выезжал в районы, там всё горит, как хворост. Нужно донести до людей: делать нельзя - будет наказание", - как мантру повторял председатель КЧС. В подтверждение его слов начальник главного управления МЧС России по краю Александр Сидоров приводит данные на 24 марта - спутник зафиксировал 107 термоточек, из которых 44 - незаконные палы. Причём все они находятся в 5-километровой зоне от населённых пунктов (в зале заседания были слышны испуганные и настороженные вздохи).
В ситуации, когда начальник департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Рослесхоза Александр Гура сообщает, что, по данным на 11 марта, Забайкальский край не готов к пожароопасному сезону, врио первого зампреда правительства Александр Кулаков и другие члены КЧС взялись за оборону Забайкалья от подступающего огня. Этим и объясняется предусмотрительность и где-то даже перестраховка в действиях краевой власти - раньше обычного введённый противопожарный режим, предусматривающий запрет посещения леса, и запрет на охоту.
Временное правительство Забайкалья так торопится потому, что чувствует нависший над собой дамоклов меч. Свежи в памяти угрозы российского вице-премьера Александра Хлопонина, который пригрозил забайкальским чиновникам увольнениями, если ситуация с пожарами повторится в 2016 году. Помним мы и то, как заместитель полномочного представителя президента в Сибири Андрей Филичев указал экс-председателю краевой КЧС Геннадию Чупину о персональной ответственности за лесные пожары в 2016 году, перешедшей соответственно на Александра Кулакова.
На кону в войне с лесными пожарами в 2016 году стоит очень многое. И не только сохранение лесного фонда, спасение человеческих жизней и имущества забайкальцев. Как бы это цинично ни звучало, речь идёт о будущем пока ещё временного правительства. Задача у него титаническая: в идеале - переломить ситуацию, но ни в коем случае не достичь антирекорда команды Ильковского. Первое принесёт победителю уйму политических очков перед сентябрьскими выборами, поражение заставит отвернуться от временщиков не только избирателей, но и отпугнёт поддержку федерального центра.
В 2015 году в Забайкальском крае сгорело 700 тысяч гектаров леса, что на 200 тысяч больше, чем в 2014-м. Начиная с 13 апреля из-за переходов степных и лесных пожаров на населённые пункты сгорело более 200 домов и дач, погибли пять человек и более 20 пострадали. Имущественный вред превысил 460 миллионов рублей: 119 миллионов рублей пришлось на ущерб лесному фонду, в 16 миллионов рублей были оценены сгоревшие у «МРСК Сибири» линии электропередачи. Имущественные траты жителей сгоревших домов и посёлков оценили в 324 миллиона рублей.