УАЗ медленно пробивался вверх по склону, рискуя при малейшей остановке надолго завязнуть в грязи. Нас болтало из стороны в сторону и сверху вниз вместе с нашим маленьким ревущим вездеходом. Слякоть захлёстывала окна по обе стороны. Спустя 420 километров по трассе из Читы и после 50 километров грунтовой дороги от Кыры, мы мчали через тайгу к кордону Агуца.
«Чита.Ру» совместно с правительством Забайкальского края представляет новый познавательный проект «Мир за Байкалом», в котором будет рассказывать о самых красивых местах региона. Мы объедем весь край, чтобы показать — мир за Байкалом стоит, чтобы увидеть его, и достоин того, чтобы полюбить.
Сохондинский заповедник — один из старейших в Забайкалье. Официально территория получила особо охраняемый статус только в 1973 году, но научные экспедиции добрались сюда ещё в конце XVIII века. Никита Соколов — ученик великого географа Петра Палласа — в 1772 году первым взошёл на голец Сохондо и открыл миру несколько видов высокогорных растений.
Вряд ли заповедник сильно изменился за последние 250 лет. Даже по меркам малонасёлённого, дикого юга Забайкалья эти леса и луга кажутся совсем нетронутыми.
Любой след цивилизации, будь то тропа или дорога, местная природа стремится стереть. И поглощает неумолимо. В засушливые годы до кордона Агуца добирались по неглубокому руслу одноимённой реки. После дождливого 2018-го сотрудникам заповедника пришлось вспомнить о старой дороге, которая почти слилась с ландшафтом за минувшее десятилетие. Сквозь дебри и болота вновь протянулись 20 километров грунтовки, посильной, впрочем, лишь вездеходам.
Летом речные долины в предгорьях Сохондо превращаются в бескрайние травяные моря. Почти в любом другом местечке Забайкалья такое многоцветье трав давно — умышленно или ненароком — уничтожил человек. Луга Сохондинского заповедника не просто зелёные, они горят мириадами красок.
Агуца
Кордон расположился на левом берегу текущей в Монголию реки Агуцы, в 35 километрах от госграницы. И в целом часе езды от ближайшей вышки связи.
Его смотрители Олег и Наталья всю жизнь провели в райцентре Кыре: муж мыл золото в артели, жена трудилась соцработником. Вырастив детей и внуков, они перебрались работать на дальний кордон — накануне Нового года. Признаются, зарплаты невысокие как и во всём районе, зато больше времени на свой огород и хозяйство и, вообще, просто красиво.
- Нам здесь нравится, — говорит Наталья, — Да и мы знали, какая тут специфика жизни будет. Настроены были. Раз в месяц [в Кыру] съездим — достаточно.
- То есть, после полугода работы на кордоне пока не тянет обратно?
- Да нет, — ответили хором супруги.
Первая зима прошло тихо — лишь с редкими приветами из радиоэфира. Новые смотрители кордона обживались сами и приводили в порядок домики, где живут экспедиции и гости Агуцы.
- [Гости] летом чаще бывают. Зимой только научные работники, опера приезжают по работе. Зимой тихо, спокойно. Свою работу делаем потихонечку. Моя обязанность — вот эти вот все дома, территорию держать в чистоте, в порядке, — сказала Наталья.
- А я слежу, чтобы не нарушали, браконьеры чтобы не заезжали, — добавил Олег.
- Бывали за полгода такие случаи?
- Никого не было. Пожары только, — ответил он.
Мы оказались на кордоне в дни экологического слёта «Истоки Амура», когда на Агуцу съехались школьники из России и Монголии. Сотрудники заповедника решили показать детям уникальную природу и рассказать, как и почему её нужно беречь. Тихое местечко наполнилось десятками голосов.
Уже ставший полноценным хозяином кордона Олег показывал детям свои владения. И приветливо улыбался всем гостям.
- По сравнению с Кырой легче жить?
- Нормально, — отвечал Олег.
- Здесь какое-то, знаете, душевное спокойствие, — подхватила его жена. - Но не каждый, конечно, сможет оторванно от людей-то жить.
- Надолго решили остаться?
- Как получится. Хотелось бы поработать, — смеясь, говорили хозяева Агуцы.
Природа заповедника
Бескрайняя долина реки Агуцы — лишь крохотная часть Сохондинского заповедника, раскинувшегося на 210 тысячах гектаров. На его территории, по площади лишь немного уступающей государству Люксембург, можно взобраться на тысячелетние ледники гольца Сохондо, понаблюдать за манулами в горной степи, встретить бурого медведя в настоящей сибирской тайге и устроить привал на покрытых мхом камнях под сенью лиственных ильмов.
Как писал забайкальский эколог Олег Корсун, через заповедник проходит участок Великого Мирового водораздела - здесь берут начало реки, впадающие в Тихий и Северный Ледовитый океан. В окрестностях Сохондо отмечено более 900 видов растений, 257 видов птиц и 67 — млекопитающих. Десятки из них внесены в Красную книгу.
«Заповедник — это не только резерват, в котором сохраняются редкие виды и экосистемы, это место где генерируются экосистемные услуги. Чистый воздух и вода — природный дар, который не рождается сам по себе. Воздух и воду, загрязненные людьми, очищают природные комплексы. Об этом нужно помнить», — считает директор Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы Пётр Осипов, которого редакция попросила описать значимость этой природной территории.
Сохондинский заповедник сохранил всё величие и обаяние дикого Забайкалья и всегда открыт для каждого, кто хочет пропустить эту красоту через себя.
Партнёрский материал.
Валентин Булавко