Экология Нашли цаплю и осоеда — ученые исследовали флору и фауну вблизи Быстринского ГОКа

Орнитологи и зоологи изучили птиц и животных в окрестностях производственной площадки

Биоразнообразие в районе Быстринского ГОКа изучили ученые СО РАН

На территории Газимуро-Заводского района Забайкальского края, где находится производственная площадка Быстринского ГОКа, продолжается масштабное исследование по изучению биоразнообразия, инициированное компанией «Норникель».

В июне здесь работали орнитологи и зоологи Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Это второй визит учёных на площадку.

Группу орнитологов возглавил доктор биологических наук, профессор кафедры естественно-научных дисциплин Педагогического института ИГУ Сергей Пыжьянов. Он один из авторов Красной книги Иркутской области, Красной книги Читинской области и справочника-определителя «Птицы Сибири».

— С двумя моими коллегами мы работаем по изучению биоразнообразия в команде с Институтом систематики и экологии животных СО РАН. Наша задача на Быстринском ГОКе — провести орнитологические учёты на заранее выбранных точках — вблизи и поодаль от комбината на участках, которые испытывают максимальное и минимальное воздействие от деятельности предприятия. Это позволит сделать объективный вывод о наличии или отсутствии влияния его работы на биоразнообразие, — рассказал Сергей Пыжьянов.

Орнитологи применяли визуальный метод наблюдения и определяли птиц на слух по характерному пению: им встретились редкие виды птиц, хищники, бакланы и цапли

По его словам, большие производства меняют видовой состав и плотность населения птиц. Если воздействие сильное, отдельные виды, характерные для конкретной территории, откочёвывают на другие участки, другие же — концентрируются поблизости.

Учёт проводился ранним утром и на закате, когда птицы наиболее активны. На маршруте учёные применяли визуальный метод наблюдения и определяли птиц на слух по характерному пению. По дороге встречались традиционные синицы — их насчитали три вида, а также пеночки, овсянки, дятлы, коньки, глухие кукушки. В районе водохранилища обнаружили бакланов — свидетельство того, что там водится рыба.

— На контрольных точках возле села Ушмун нам встретились интересные виды. Например, осоед — хищная птица, которая питается осами, их личинками и живёт в нетронутых местах. Нужно обладать большими познаниями в орнитологии, чтобы идентифицировать редких представителей. Вообще, несмотря на то что Газимуро-Заводский район — это освоенная территория, здесь водятся цапли, их много. Для меня это удивительно. Есть хищная птица. И в целом здесь мир птиц интересный, — поделился доцент кафедры общей биологии и экологии Иркутского государственного аграрного университета, кандидат биологических наук Александр Демидович.

Цель исследования в окрестностях Быстринского ГОКа — определение зон воздействия компании и оценка текущего состояния биоразнообразия экосистем в регионах деятельности «Норникеля»
Исследование биоразнообразия в окрестностях Быстринского ГОКа позволяет определить влияние деятельности комбината

Он подчеркнул, что конкретные результаты исследований можно будет озвучить только после тщательного анализа полученных сведений.

Зоологи сменили коллег на площадке Быстринского ГОКа в середине июня. После зимнего маршрутного учёта млекопитающих, который провели в начале этого года, животный мир в окрестностях комбината стал намного богаче.

— Мы исследовали биоразнообразие наземных беспозвоночных и позвоночных животных, отлавливали мелких млекопитающих — в первую очередь мышевидных грызунов, изучали насекомых, проводили визуальные наблюдения, брали почвенные пробы для исследования в лаборатории. Была попытка изучать летучих мышей — это одна из наиболее сложных групп млекопитающих. Во время ночных походов удалось выявить представителей герпетофауны, энтомофауны, которых зимой не встретить, — рассказал старший научный сотрудник читинского Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН Юрий Баженов.

— Параллельно обнаружили три вида орхидей, которые находятся в Красной книге Забайкальского края и Красной книге России, — добавил он.

Учет мелких млекопитающих
Тритон Сибирский углозуб
Хрущики
Бронзовка
Красоднев малый — находится в Красной книге Забайкальского края
Орхидея капельная — находится в Красной книге Забайкальского края
Венерин башмачок
Площадка с орхидеей
Установка ловушек на насекомых
Ученые-зоологи исследовали район близ Быстринского ГОКа
Учет мелких млекопитающих

Во время зимнего маршрутного учёта по следам на снегу учёные оценивали активность копытных, грызунов, зайцеобразных, хищных животных. Они зафиксировали большое число косуль, что свидетельствует о низком воздействии ГОКа на живую природу. Всего обнаружены восемь охотничьих видов млекопитающих: сибирская косуля, волк, лисица, колонок, соболь, горностай, заяц-беляк, белка и два вида боровой дичи — каменный глухарь и рябчик.

В июле производственную площадку посетят научные сотрудники Института биофизики СО РАН. Гидробиологи проведут исследование водных экосистем, сезонной динамики водных растений, водорослей, беспозвоночных и промысловых рыб.

Базовое исследование биоразнообразия — продолжение плодотворной работы «Норникеля» и СО РАН, которая стартовала в 2020 году и расширилась на три региона со времени проведения Большой норильской экспедиции