Экология Чите запретят дрова и уголь. Как это будет

Чите запретят дрова и уголь. Как это будет

Закон пока не принят, и еще не ясно, как он будет работать

Чита постоянно попадает в рейтинги самых грязных городов

Заксобрание Забайкалья на ближайшем заседании рассмотрит довольно спорный законопроект о запрете угля, мазута и прочего неэкологичного топлива для объектов бизнеса в Чите и Читинском районе. Обоснование таких мер довольно понятно — столица Забайкалья входит в число городов с самым грязным воздухом. Однако к реализации закона есть вопросы.

Проект уже вносился в заксобрание летом 2023 года и с того момента был значительно доработан. Теперь его предлагается распространить не на всю территорию края, а на Читу и Читинский район.

Главной в документе можно считать статью № 6, которая полностью звучит так: «Не допускается на территории городского округа «Город Чита» и поселений муниципального района «Читинский район» Забайкальского края в период отопительного сезона использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями жидкого и твердого топлива (кроме альтернативных видов топлива на основе древесных отходов (топливные брикеты, пеллеты) для отопления автономными источниками теплоснабжения <...> при наличии подключения (технологического присоединения) данных объектов к системе централизованного теплоснабжения указанных муниципальных образований».

Мелкие котельные считаются наиболее грязными — они не фильтруют выбросы, которые из-за низких труб рассеиваются по городу

Замечания к законопроекту еще весной появились у Минэкономразвития, куда проект закона поступил для оценки регулирующего воздействия (ОРВ).

В заключении министерства говорится, что запрет неблагоприятно скажется на бизнесе, который имеет возможность подключения к централизованному теплоснабжению, но необходимой мощности может не хватить. Кроме того, Минэконом обратил внимание на изношенность сетей, которая повлечет аварии. Эти ситуации более характерны для районов, но и на Читу их можно примерять. Получается такая палка о двух концах — возможность подключиться к сетям есть, но это чревато либо понижением температуры, либо полным отключением тепла.

Также у Минэконома были претензии к статистике. Разработчики закона в предыдущей редакции насчитали в Чите 1,6 тысячи субъектов предпринимательской деятельности, из которых только один желал подключиться к системе центрального теплоснабжения. Сколько объектов бизнеса пользуются автономным отоплением в Чите из данных разработчика, было неясно. Так же, как и неясно участие этих объектов в структуре загрязнения воздуха.

«Источниками загрязнения воздуха являются не только (и не столько) объекты предпринимателей, указанные в законе, значительный вклад в уровень загрязненности воздуха вносят транспорт, ведомственные котельные, частный сектор, иные автономные источники теплоснабжения, не подключенные к централизованным сетям», — уточняет Минэконом, отмечая, что эти объекты в законе не фигурируют вовсе.

Кроме того, в заключении ведомства предлагается дать некоторым предпринимателям возможность сохранить автономное отопление в исключительных случаях либо переформулировать запретительную меру на стимулирующую.

Тепло с бензапиреном

Разработчиком законопроекта выступило региональное Минприроды, которое отвечает в том числе и за реализацию проекта «Чистый воздух». К мероприятиям проекта у общественников были некоторые вопросы, в частности по влиянию на воздух троллейбусной линии и новых троллейбусов. Принимаемые сейчас меры более кардинальны. Но, как поясняет замминистра природы Николай Пасечкин, запрет имеет очень ограниченное действие.

— С законом возникла сложная история, особенно с заключением Минэконома. В документе всего одна запретительная норма, она изложена в статье 6, но под нее никто реально не попадает. Мы оставили ее по одной причине: закон будет дорабатываться, у нас уже есть мысли по этому поводу. Документ пока как скелет, на который будет нанизываться всё остальное. Сейчас разделены полномочия между правительством и заксобранием, предусмотрены возможности для субсидирования, — сказал замминистра.

По его данным, в крае на учете стоит без малого 2,5 тысячи автономных источников теплоснабжения, из них примерно 70–80% в Чите.

— При этом нам известен только один объект, который имеет и подключение к тепловым сетям, и собственный котел. Это удивительная ситуация, но мы подозреваем, что котел на этом СТО используется не столько для отопления, сколько для незаконной утилизации отработанного масла. Запрет накладывает ограничения только вот в этом не совсем логичном случае, — добавил Николай Пасечкин.

Замминистра считает, что грязный воздух вредит бизнесу сильнее запретов

По поводу ведомственных котельных, о которых говорится в заключении Минэкономразвития, замминистра предлагает уточнить терминологию. Автономные источники отапливают один объект, на котором они и находятся. Это, в частности, котлы для гаражей, домов, бизнес-центров или торговых комплексов. Котельные — это теплогенерация, и под действия закона уже не попадают.

— Закон вызвал бурное негативное обсуждение, но на самом деле он хороший. Качество воздуха в Чите — это огромная беда даже для бизнеса. Мне реально есть с чем сравнивать, как дела обстоят в других регионах, как там эти проблемы решаются. Вопрос надо всем подхватить, так как негативный настрой настораживает депутатов. Сейчас идет газификация частного сектора, но при этом в городе есть много объектов бизнеса — СТО, шиномонтаж, киоски и так далее. У некоторых еще с 90-х стоят самодельные котлы с 30% КПД. Они 70% тепла выбрасывают в трубу вместе с огромным количеством бензапирена, диоксидов и прочих веществ, потому что печка не дожигает топливо. Сейчас есть нормальные и достаточно недорогие термороботы, которые позволят сжигать в три раза меньше угля и сократить выбросы за счет дожига топлива. Некоторые бизнесмены уже давно свои буржуйки заменили на нормальные котлы. Мы на следующем шаге скажем, что надо ставить оборудование, которое не так сильно загрязняет воздух, и постараемся организовать поддержку с помощью Минэконома, — подытожил Николай Пасечкин.

По данным Росстата РФ, Чита заняла второе место среди городов России по уровню загрязненности воздуха по итогам первого квартала 2023 года. Количество бензапирена в воздухе города превышает максимально допустимую концентрацию практически в 50 раз. Бензапирен — один из самых токсичных и широко распространенных канцерогенов. Он опасен для человека даже при малой концентрации, поскольку обладает свойством биоаккумуляции, то есть постоянно копится в организме. Бензапирен относится к веществам 1-го класса опасности и провоцирует развитие рака. При этом изменения, вызываемые им, необратимы и восстановлению не подлежат. Также газ оказывает мутагенное, эмбриотоксическое, гематотоксическое действие. Основными источниками бензапирена, поступающего в организм человека, являются: окружающий воздух, табачный дым, сжигание древесины, угля или других биомасс, автомобильный транспорт, асфальт, каменноугольные смолы.

Самоделки на пластмассе

Сопредседатель регионального отделения Народного фронта, экс-министр образования региона Андрей Томских уже давно обращает внимание на то, что Чите нужна не только газификация, но и другие действия для улучшения воздуха.

Яркие закаты — это показатель грязного воздуха

— Это и борьба с источниками выбросов, и изменение топливного баланса. Многие города уже прошли через запрет определенных видов топлива. Я согласен с законопроектом в части регулировки топливного баланса. Надо принципиально решать вопрос по жидкому топливу. У нас мазутом топятся котельные Минобороны. Когда Народный фронт собирал данные по жалобам жителей, то было много претензий к котельным в Октябрьском и в районе «Макси». Проблемы доставляет некачественный уголь. Хороший уголь стал дорог, дров нет, и люди используют бурый уголь. Это хорошо заметно по автомобилям — за три-четыре дня они покрываются сажей. А сажа — это производная бурого угля, — считает Томских.

Также не первый год он обращает внимание и на незаконные котельные разного рода. Самоделки в гаражных кооперативах и ремонтных мастерских порой топятся пластмассой, отработками масел и другими отходами. Вопрос борьбы с ними остается открытым, так как де-юре таких источников выбросов нет — их не ставят на учет, не проверяют и никаким образом не контролируют. О том, как масла и пластик влияют на атмосферу города, можно только догадываться.

Андрей Томских видит выход не только во внедрении пеллетов, как это предлагает закон, но и других технологий — отопления за счет электроэнергии или солнечных батарей.

— Понятно, что это не сразу всё будет внедрено, но стремиться к этому необходимо. Нужно улучшать ситуацию с транспортом. Пусть это будет технический осмотр автомобилей, ограничения движения по четным и нечетным дням, как в Пекине, или развитие общественного транспорта, как в Москве. Для людей там становится выгоднее и удобнее ездить на автобусе и не пользоваться своим автомобилем. Развитие дорог может быть одной из мер. Мы асфальтируем одни и те же участки, не увеличивая количество дорог, по которым можно добраться из точки А в точку Б, минуя все перекрестки. Закон такого рода нужен, так как одними благопожеланиями проблему загрязнения воздуха в Чите не решить. Нужны и запретительные меры, — резюмировал он.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления